Александра Мурзина
Этнографическое краеведческое путешествие в западную Сибирь. Сценарий развлечения «Народы западной Сибири»
▼ Скачать + Заказать документы
Составитель сценария и презентации к ней Мурзина А. Н. библиотекарь детского абонемента МУ «Кедровская ЦБС»
Патриотическое воспитание надо начинать с воспитания любви к своей "малой" Родине! Многие дети не знают историю своего края, а что говорить о России в целом!
Цель данного мероприятия: воспитание любви к родному краю, знание его природы, истории, культуры – основа, на которой может осуществляться формирование духовности человека и всего общества.
Публикация «Этнографическое краеведческое путешествие в западную Сибирь, Сценарий развлечения „Народы западной Сибири“» размещена в разделах
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2014
Всем, кто хочет получить наглядное представление о национальных особенностях коренных обитателей Сибири, кто интересуется их древней, почти не сохранившейся культурой, помогут материалы, подготовленные профессиональным этнографом и археологом Витольдом Донатовичем Славниным
Работа основана на его собственных исследованиях и специальных публикациях, на материале, полученном в экспедициях по Сибири, и малоизвестных музейных экспонатах.
Все рисунки выполнены автором собственноручно и дают точное представление о внешнем облике и национальных костюмах коренных народов Западной Сибири, пейзаж отражает ландшафтные особенности их мест обитания.
Реконструкции костюмов, выполненные В. Д. Славниным, научно точны и достоверны. Национальные орнаменты взяты из живой жизни аборигенов.
«На заре или в конце жизни,
но человек неизменно задумывался
о своих родовых корнях, истоках»
К. Паустовский.
Ведущий: Велика и необъятна Сибирь. Безбрежная тайга, могучие сибирские реки… Русские люди открыли её много веков назад. Но долгие столетия Сибирь была диким краем.
Дикие народы населяли всю Западную Сибирь вплоть до Алтая. Их было гораздо больше, чем теперь. Они занимали все лучшие места, только хлебопашеством почти не занимались, а жили звериной да рыбной ловлей.
Народы Сибири, несмотря на свою малочисленность, сумели освоить огромные пространства, накопить богатый опыт обращения с природой, знания об её ресурсах, животном и растительном мире. Коллективными усилиями они создали уникальную культуру оленеводов, охотников, рыболовов, скотоводов, которая была возможна рациональна только в данных природно-климатических условиях.
Ведущий: Народы Сибири имеют заслугу в изобретении таких оригинальных транспортных средств, как оленьи и собачьи упряжки. Оленний транспорт до сих пор, не смотря на распространение современных технических средств, сохраняется по всему Северу и играет значительную роль в хозяйственной деятельности оленеводов и охотников.
Уникальным изобретением народов Сибири являются различного вида лодки: от корьевого (берестяного) челнока-оморочки до морской килевой лодки. В летнее время года лодки служили единственным средством передвижения по рекам, озёрам, морскому побережью. Использование традиционных средств передвижения во многом способствовало сохранению экологически чистой среды.
Ведущий: Таким же уникальным изобретением является одежда народов Сибири. Она надёжно защищает человека от холода, позволяет чувствовать себя комфортно в разных природно-климатических поясах. В наше время национальная одежда сохранилась в основном у оленеводов и у населения, занятого охотничьим промыслом. Однако до сих пор, даже не у коренного населения, сохраняется спрос на меховую обувь из оленьей шкуры, меховые шапки и рукавицы, изготовленные в традициях народов Сибири.
Коренные народы Сибири в современном мире - это около 1млн чел.
Сибирские татары – около 170 тыс. человек; Алтайцы – около 69,4 тыс. человек; Ненцы – около 34,2 тыс. человек;
Эвенки – около 29,9 тыс. человек;Ханты – около 718 человек; Селькупы – около 1,2 тыс. человек.
Ведущий: Духовным наследием Народов Сибири является их фольклор – героические сказания и песни, легенды и предания, бытовые сказки, обрядовая поэзия, шаманские песни, волшебные сказки и сказки о животных. (С одной из них мы сейчас и познакомимся, причём необычным способом). В фольклоре народов Сибири накоплен огромный опыт знаний о своей истории, заключён богатейший материал о мировоззрении народа, его духовной культуре…
Загадки:
Лежит шкура дикого оленя – вся в дырках» (Звёздное небо) По лесу на четырёх ножках ходит, а в чуме кочкой лежит (Собака) С горы выстрелило, тепло стало. (Солнце) Круглый камень из дома виднеется. (Луна) Само желтое. К себе много людей зовёт. (Золото) Днем ходит, ночью отдыхает. (Шапка) Режет - крови нет, едет - следа нет. (Лодка) Едет, едет человек: шесть ног, две руки, две головы. (Всадник) (Кто отгадает загадки – будут участниками сценки.)
Легенда о Томске (сценка - экспромт). Из зала приглашаются ребята, желающие принять участие в сценке. Герои и реплики, которые они говорят:
Эушт - А вот и я! Дух тайги - Ау-Ау! Болотная жаба - Ква-ква!
Комар Загрызу - З-з-з! Белочка - Щёлк-щёлк!
Сценка 1
Давным-давно, на месте нашего города была непроходимая тайга, жил здесь богатырь Эушт. И всё у него было: и чистая, родниковая вода, и пушистые шкуры, и тёплая юрта. Силён был Эушт, ловок и храбр, но часто грустил оттого, что не было у него подруги, не с кем было поговорить, разделить радость.
Однажды на охоте Эушт встретил Духа Тайги, могучего кедра, но не испугался, а наоборот, приветливо с ним поговорил. Удивился Дух Тайги такой смелости, приглянулся ему Эушт. И попросил тогда Дух Тайги Эушта помочь ему прогнать с таёжных земель хозяйку местных болот Болотную жабу и её дружка Комара Загрызу.
Долго сражались богатыри с Комаром Загрызу и Болотной жабой, и победили с помощью огненного столба. Комар Загрызу со страху улетел на Великие болота на север, а Болотная жаба отправилась за ним. С тех пор все комары и насекомые боятся дыма и огня!
И вознаградил Дух Тайги Эушта, превратил он пушистую белку в стройную красавицу. Стала Белочка верной женой Эушта. Жили Эушт и Белочка душа в душу, а о Болотной жабе и Комаре Загрызу и не вспоминали.
Народились у них детки, увеличивался род Эушта из года в год, и через несколько десятилетий рядом с юртой Белочки и Эушта выросло поселение их потомков
Сценка 2
Эушт - А вот и я! Тоян - Я - богатырь! Тома - Я пришла!
Басандай - Я злодей! Ушай - Я готов! Томск - красавец!
Среди потомков было два князя - Тоян и Басандай. Славился Тоян своей храбростью и гордился своей сестрой - Томой. Всем была она хороша, и очень походила на свою бабушку - и карими глазами, и чёрными тугими косами. Был у Томы возлюбленный - Ушай. Красивый и сильный, готовый на руках носитьТому, выполнять все её желания.
Но ещё Тома приглянулась и жестокому князю Басандаю - соседу эуштинцев. Никак не хотел Басандай жить с Тояном в мире и согласии, завидовал ему.
Решил Басандай при помощи своего союзника, калмыцкого похитить Тому из племени и увезти её в высокие горы. Уже в плену, горюя о своём брате Тояне и женихе Ушае, наплакала Тома каменную чашу слёз. Решительно обратившись в огненный столб, выжгла деревню жестокого Басандая. Разбила она каменную чашу, обернулась рекой Томью. И потекла к своему племени, туда, где впоследствии вырос город Томск. Ушай в поисках возлюбленной тоже обернулся в быструю реку и слился с могучей Томью.
В месте этого слияния стоит сейчас прекрасный город Томск.
А мы слушаем эту легенду и вспоминаем храброго Эушта, его верную подругу Белочку, могучего Духа Тайги, злую Болотную жабу и вредного Комара Загрызу, мудрого князя Тояна и его прекрасную сестру Тому, коварного злодея Басандая, смелого охотника Ушая, и прекрасный город Томск.
И провожаем всех участников аплодисментами!
Пословицы:
Назовите русскую пословицу, близкую по смыслу с ненецкой:
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Язык до Киева доведёт)
Всякая сосна своему бору шумит. (Каждый кулик своё болото хвалит.)
(Кто отгадает пословицы – будут танцевать.)
У наших северных народностей очень развит фольклор о животных. Олени, лоси, медведи в песнях и танцах общаются с людьми, а люди превращаются в животных и крепко дружат между собой
Под национальную мелодию исполнить:
Танец Медведя, Танец Комаров, Танец Оленя.
Ведущий: Дорогие друзья! Мы с вами совершили увлекательное путешествие к разным народам, населяющим Западную Сибирь, таким непохожим между собой по историческим судьбам, языку, культуре, чертам характера и вместе с тем очень сходным в утверждении в жизни торжества правды, добра, справедливости на земле.
Есть большие народы: русский, украинский, татарский. Есть народы поменьше: якуты, буряты, алтайцы. Есть совсем маленькие народы: ненцы, ханты, манси, эвенки, чукчи. Сибирского народа же как такового нет, это собирательный образ - это древние восточные славяне плюс угро-финны, плюс монголы.
Ведущий: Сибирский народ – народ сборный, но отборный. Собирался он из монголов и русских, из кочевников и земледельцев, из коренного, старожильческого и ссыльного населения. Собирался отовсюду, но с условием – чтобы характер был и твердый, и дерзкий, а душа при этом добрая и незлопамятная, здоровьем и силенкой чтобы Бог не обидел.
Вот такие мы СИБИРЯКИ!
Список использованной литературы:
1. Сказки народов России. Книга для чтения в начальной школе. –СПб. : «Специальная Литература», 1996. – 160с. : илл.
2. Славнин. В. Д., народы Сибири. Набор открыток. : Ненцы. Эвенки. Ханты. Селькупы. Качинцы. Татары. Кумандинцы. Алтайцы. / В. Д. Славнин. ИздательИздатль В. Н. Кугаевский. Томск. : Томское книжное изд-во. : Выпуск 1.-2005.-32 отд. л в обл. :цв. ил.
3. Томские сказания/В обработке Н. В. Татаурова. -Томск: Изд-во Том. Ун-та. – 1993. – 86с.
4. Тучков А. Г. История культуры народов Сибири: Учебное пособие. Томск: Центр учебно-методической литературы Томского государственного педагогического университета, 2003. 228с.