Ксения Александровна
Этнокультурное образование
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно, что вопрос этнокультурного (национального) образования и воспитания, встает тогда, когда в государстве происходит изменение систем государственной власти. Сегодня в стране есть проблема с воспитанием у дошкольников социальных, культурных, духовно-нравственных и прочих ценностей. Также стоит упомянуть о упущениях в развитие личности у детей младших возрастных групп. Конечно этнокультурное воспитание дошкольника лежит на плечах его родителей, но не стоит забывать об институте образования. Ведь целью такого воспитания человека является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, патриотичного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Русского государства.
Публикация «Этнокультурное образование» размещена в разделах
Поставленная цель сможет реализуется через следующие задачи:
— формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
— воспитание нравственных качеств личности ребёнка,
— освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
— приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Этнокультурная компетентность - это итог воспитания ребенка. Ведь ясное представление об истории и культуре других наций и народностей, признание этнокультурного разнообразия в конечном итоге поможет ребенку четко представлять картину мира в будущем.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности.
Получение знаний и формировании этнически культурной личности направлено на воспитание и обучение учащегося как носителя традиций и обычаев духовной культуры народа.
Со временем положения вещей заставляют изменять прежние позиции, ставят учителей перед необходимостью искать что-то новое в подходе к обучению и воспитанию подрастающего поколения. В этой ситуации дошкольное образование должно служить своему народу и государству, поэтому должно быть национальной, патриотической и строиться на принципах культурной нравственности, народности и научности.
Всем известно, что с ранних лет ребёнку необходимы звуки краски и яркие образы. Все это присутствует в народном творчестве и быте русского народа. Загадки, сказки, пословицы и поговорки – это настоящая кладезь народной мудрости. Музыка с песнями и плясками смогут передать гармонию звуков, ритм движений, мелодию, в которых выражаются характерные черты народа.
Знакомясь и приобщаясь к народному творчеству различных этнических групп, дошкольники усваивают много нового – это история, культура, традиции народов многонационального государства. Также такое воспитание помогает прекрасному развитию детей и формирует основные психологические процессы, такие как внимание, память, мышление, коммуникативность, эмоциональность и познавательная активность.
Есть много детских садов, кружков и прочих воспитательных групп, направленных на этническое воспитание детей дошкольного возраста.
Примерная общую систему воспитания всегда можно выделить. Например, изучение сказок, поговорок, потешек, пословиц; знакомство с русскими народными игрушками и играми. Также приветствуется в таком образовательном процессе посещение интерактивных музеев, воссоздающих образ и быт русской избы и села.
Очень удобно в начале познакомить детей с народными потешками, частушками и песенками. Их можно использовать обыденные моменты: умывание, одевание на прогулку, просыпания и во время обеда. Например, песенки – «Ладушки, ладушки», «Сорока, сорока, кашу варила» или «Потягуни - потягушечки».
Многообразие и разницу различных культур можно узреть в различных пословицах и поговорках. В России пословицы издавна назывались крылатыми слова, у народов восточной языковой группы – жемчужиной, надетой на нитку. Например, простая поговорка: «Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда», у татар звучала бы так: «Без труда и зайца не поймаешь». Уместно будет использовать пословицы и поговорки как в течении дня, так и вовремя специально организованной для детей деятельности.
С детства можно приобщать ребенка к народной игрушке. Например: пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др. При чем полезно от возраста усложнять задачки по выразительности в передаче игровых действий совместных со словом, способам ориентировочных действий в сложных народных игрушках. Ведь они уже будут требовать не только лишь любознательность, но и смекалку.
Важна роль обычных игр детей в группе. Ведь в играх ребенок приобщается к чувству братского общения и товарищества. Также игра – это состязание ребят в ловкости, силе и смекалке. Многие игры включали в себя пение, это помогает создать у ребенка способность к быстрому запоминанию. Также такое музыкальное сопровождение создает ритмическую слаженность и украшает игру. Игры в группе крайне полезны, так как они создают у детей инициативность, организаторские способности и находчивость.
Также очень важно посещать интерактивные музеи. Ведь всем известно, что детям важно не только посмотреть и понять предмет, но и увидеть его в действии. А венцом восприятия будет – принять участие в этом действии. Ребенку важно иметь возможность соприкоснуться со старинной утварью, потрогать и рассмотреть вышитую одежду и украшения. У ребенка не только важно дать понятие старых, уже не употребляемых в повседневности народных слов, таких как – ухват, лучина, чугунок, прялка, но и дать их значение.
История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого. Ведь все понимают, что нужно привить ребенку что он являются носителем народной культуры. Необходимо воспитать детей в национальных традициях. Это поможет повлиять на духовное и эстетическое развитие ребенка.
Ведь продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей несет не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования : активности процесса обучения, гуманизации, личностного и духовно-нравственного развития, преумножение силы патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения.