МААМ-картинки

Этнокультурное воспитание дошкольников

Екатерина Крюкова
Этнокультурное воспитание дошкольников

Этнокультурное воспитание дошкольников путем приобщения к народным обычаям и традициям и культуре.

Цель

Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа. Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Задачи

Публикация «Этнокультурное воспитание дошкольников» размещена в разделах

Познакомить детей с жизнью наших предков: семейные традиции рождения ребенка, обряд первого купания.

• Упражнять в формировании грамматического строя речи, придумывая слова в уменьшительно – ласкательной форме.

• Поощрять творческую самостоятельность, используя знания русской народной культуры; познавательную активность детей.

Воспитывать у детей интерес к семейным традициям.

. Подготовительная работа:

• Беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Предметы русской старины»;

• Чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных;

Воспитатель (В.) : Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Она называется…

Дети (Д) : Россия.

В. : Подумайте, всегда ли наша страна была такой, как сейчас. Возникла Россия очень давно, у нее древняя и интересная история. Вы знаете, как называлось наше государство раньше?

Д. : Русь.

В. : Хотите узнать, как жили люди в Древней Руси? Предлагаю вам отправиться в путешествие по прошлому. Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Откуда же могло взяться это название? Подумайте, на какое слово оно похоже.

Д. : «Слава».

В. : Значит, славяне – это славный народ. А еще они называли себя словенами, т. е. понимающими слово, речь.

В. : Посмотрите, дети, в каких домах жили наши предки. Дома строили большие, с учетом прибавления в семействе. «Семья сильна, когда крыша одна» – так считали наши предки славяне. Все вместе под одной крышей жили – деды и отцы, внуки и правнуки. Посмотрите, из чего строили жилище.

Д. : Из дерева, бревен.

В. : Знаете ли вы, как назывался такой дом?

Д. : Дом из бревен назывался избой.

Ребята, а что еще вы видите в избе?

Д. : Печь.

В. : Она всегда ставилась напротив входа и занимала почти пол избы.

«Печь – наша мать родная», – говорили в старину. Для чего нашим предкам

нужна была печь?

Д. : Она обогревала жилище, на ней готовили еду.

В. : И не только для себя, но и для домашней живности. В народе печь называли «кормилицей», «матушкой». В печке было жарко, и горшок руками взять было нельзя. Был специальный предмет, которым можно это сделать-УХВАТ.

В. : А еще на печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. На печи можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. С печью была связана вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ ее стал традиционным для народных сказок. Какие вы знаете сказки, в которых говорится о волшебной печи?

Д. : «Гуси лебеди», «По щучьему велению» и др.

В. : Рядом с печкой висела люлька с младенцем. Как вы думаете,

почему?

Д. : Чтобы малышу было тепло.

В. : Что еще интересного вы увидели в избе, чего не встречаете в обычной

жизни?

Д. : Полотенце висит на стене как украшение.

В. : Вы знаете, как оно еще называлось в старину? Рушник. Рушники украшали узорами. Как вы думаете, для чего это делали?

Д. : Для красоты.

В. : Узор был не только украшением, но и оберегом. Что значит слово

«оберег»?

В. : Рассмотрите внимательно узоры, которыми наши предки украшали рушники. На что похожи эти узоры?

Д. : На солнышко, птичек, цветочки,

листочки, веточки…

В. : Вы правы, наши предки взяли узоры у природы.

В. : Но не только рушники украшались узорами, но и одежда наших предков красивыми узорами.

В. : Ребята, а вы знаете, что деревянными были не только дома, но и всё, что было внутри. Давайте попробуем назвать эти предметы.

Д. : Лавка, стол, посуда, ложки, сундук, люлька, коромысло.

В. : Дерево было одним из любимых материалов у славян, ведь Русь издавна славилась лесными богатствами.

Как вы думаете, а где наши предки брали все эти предметы обихода?

Д. : Делали своими руками.

В. : Долгими зимними вечерами крестьяне резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины. Всё делалось тщательно, с любовью.

Пора нам возвращаться из музея.

Осталось ли на этих картинках, что то непонятное, незнакомое вам? Из чего наши предки строили дома? Как эти дома назывались? Зачем славянам нужна была печь? Для чего украшали рушники? Как называется предмет, которым вынимали из печки чугунок? Вот мы и вернулись из прошлого в наш родной детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Я очень

рада! Впереди нас ждут новые приключения.

Прикреплённые файлы:

ruskaja-izba_rt2km.ppt | 3359,5 Кб
 
Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников .

Воспитание патриотизма у дошкольников «Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили её наши предки, наши отцы и деды….» (М. Б. Зацепина) Патриотизм.

Экологическое воспитание дошкольников В современном мире экологические проблемы носят глобальный характер, мы в этом убеждаемся с каждым днём всё сильнее, и затрагивают все человечество.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников Малая Родина. У каждого человека она своя, но является той путевой звездой, которая на протяжении.

Патриотическое воспитание дошкольников В современном мире, в период нестабильности в обществе, тема патриотического воспитания очень актуальна и является одним из центральных.

Патриотическое воспитание дошкольников Слайд 1 ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ Воспитатель: Северина Г. А. Слайд 2 Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление.

Воспитание сочувствия у дошкольников Воспитание сочувствия у дошкольников. Сочувствовать – значит понимать чувства и мысли другого человека, переживать то, что переживает он.

Экологическое воспитание дошкольников "Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину". (М. Пришвин).

Экологическое воспитание дошкольников Из опыта работы воспитателя Сердюк Натальи Алексеевны Экологическое воспитание дошкольников. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ.

Трудовое воспитание дошкольников План. Введение. Трудовое воспитание дошкольников. 1. Виды трудового воспитания. 2. Формы трудового воспитания. 3. Отличие труда взрослых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этнокультурное воспитание дошкольников
Опубликовано: 2 февраля 2016 в 22:39
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД