МААМ-картинки

Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Татьяна Харитонова
Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.

Детям необходимо знать и изучать свой родной край, его культуру, историю, традиции. Это не только формирует любовь к малой Родине, но и способствует развитию личности ребенка в духе патриотизма. Великий русский педагог К. Д. Ушинский в своих трудах о воспитании подрастающего поколения указывал, «чтобы воспитать молодое поколение в духе патриотизма к Отечеству, следует начинать с того, чтобы воспитать и развить интерес к родному краю, ибо в народе говорят: где родился, там и пригодился».

Публикация «Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Этническая культура, в которой воспитывается ребенок, оказывает определенное влияние на становление и развитие личности. Первой ступенькой, формирующей этнокультурные ценности, является дошкольное воспитание, т. к. именно в этом возрасте в сознании ребенка формируются первые понятия о добре, о зле, справедливости, чести.

Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Работа по данному направлению включают целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважение к труду людей;

-развитие интереса к национальным традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

- формирование толерантности, чувство уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Эти задачи решаются во всех видах деятельности детей : на занятиях, в играх, в труде, в быту, и т. д., т. к воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Гуманное отношение к людям разных национальностей воспитывается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся постоянно рядом с ним. Это особенно актуальна в наши дни, когда среди некоторой части взрослого населения возникает противостояния по данным проблемам. Поэтому в детском саду особенно важно подержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, о своеобразии природы климатических условий, от которых зависит его быт, одежда, характер труда, особенностями культуры.

Этнокультурное воспитание - это процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно нравственных ценностей; знакомств с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

Таким образом, этнокультурное воспитание детей связана с осознанной деятельностью по комплексному использованию педагогической мудрости народа и определяется:

введением в образовательный процесс дошкольных учреждений этнокультурного содержания, включающего ценностно-смысловые ориентиры человеческого бытия;

использованием факторов народной педагогики с учетом современных задач социализации личности;

применением известных дидактических средств (дидактические игры, проектная деятельность музейная среда).

В настоящее время, когда переосмысливаются исторические пути развития нашего общества, с особой остротой встает проблема нравственного воспитания. Что воспитывать? Как воспитывать?

Интересы общества диктуют необходимость нового подхода к воспитанию и обучению, предполагающего формирование духовности. Это влечет за собой изменения методов, содержания, форм и средств приобщения к действительности.

Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого лежит приобщение к культурному национальному наследию и отечественной истории.

В этот период начинают развиваться те чувства, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи - в языке народа, играх, его песнях, впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, обычаях людей, нравах. Воспитывать патриота и гражданина, знающего и любящего свою родину, задача в настоящее время особенно актуальная и сложная. И сегодня эта задача не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Этнокультурное развитие детей через использование традиционных форм народного искусства (устно-поэтического и музыкального фольклора, народных подвижных игр, игрушек, изделий прикладного искусства и т. д.) - в образовательном процессе одно из условий повышения национального самосознания. Если не развивать в детях тягу к своему национальному искусству, не воздействовать на них всем опытом народной педагогической культуры, выработанной тысячелетиями и бытующей в народе до наших дней, то тем самым мы формируем людей бездуховных, не способных противостоять растлевающему влиянию.

В последнее время в нашем детском саду ведется значительная работа по ознакомлению детей с культурным наследием, обычаями, традициями, мордвы и других народов, проживающих в Мордовии. Детей знакомим с произведениями устно-поэтического творчества мордовского народа (сказками, песнями, прибаутками, загадками, с произведениями детских писателей Мордовии, с национальными играми, с народным декоративно-прикладным и изобразительным искусством мордвы. Детям даются природоведческие и историко-географические знания. Они обучаются одному из мордовских языков в кружке.

Эта работа начинается, прежде всего, с оформления предметами декоративно-прикладного искусства, создания уголков национальной культуры в группах, музея быта в детском учреждении.

Кроме того, в доступной форме знакомим детей с другими элементами мордовской культуры (народная одежда, вышивка, резьба по дереву и др.).

Чтобы вести такую работу, воспитателю необходимо, прежде всего, самому

знать культуру, историю, традиции народов нашей республики. А для этого надо много читать, посещать театры, музеи, выставки, бывать на концертах народной музыки. Одним словом, надо просто любить этим заниматься.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, труд, их быт, устои, представления о смелости, чести, мужестве, желание быть сильными, выносливыми, ловкими, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, творческой выдумкой, выдержкой, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником в жизни ребенка, обладающим великой воспитательной силой, источником радостных эмоций.

Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе физическое совершенство и духовные богатства. Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще большей силой, поэтому огромную роль в народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, притопывания, ритмические пляски. Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни. Поэтому наши дети много играют в подвижные игры с музыкой и пением.

Большую роль по ознакомлению детей с традициями мордовского народа играет устное народное творчество. Познавательное значение фольклора прежде всего в том, что он дает знания не только об истории общественных отношений, быте и труде, о природе края, но главным образом о духовной жизни. Произведения устно-поэтического творчества воспитывают чувство прекрасного, отличаются большим художественным мастерством. Идейно-воспитательное значение устно-поэтического творчества состоит и в том, что оно вдохновлялось высокими прогрессивными идеями, гордостью за свой народ, любовью к Родине. Произведения народного творчества несут в себе конкретные краски, образы, доступные и интересные детям. В них явственно сформированы понятия народа о добре и зле, справедливости и верности, красоте и правде. Они воспитывают уважение к труду, родителям, учат любить свой край, помогают видеть, понимать и защищать прекрасное. Фольклор вводит ребенка в жизнь и всюду сопровождает его, развлекает, учит, приобщая к труду и красоте, мудрости и честности.

Велика педагогическая ценность сказок для разграничения положительного и

отрицательного. Представление об глупости и уме, о прямодушии и хитрости, о добре и зле, о героизме и трусости остаются в сознании ребенка и определяют нормы его поведения; знакомят детей с жизнью народов, наци-ональными обычаями. Они проникнуты верой в справедливость, в победу добра над злом, осуждают тунеядство, лень, жадность; воплощают в себе

идеи трудовой этики, необходимые для нравственного формирования личности. Национальное своеобразие сказочного фольклора у каждого народа выражается в оригинальных сюжетных решениях, в приемах передачи национальной речи, обычаев, быта.

Материалы устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки, и др.) составляют духовное наследие народа. Поэтому обращение к ценностям народной педагогики, национальной культуры, народным традициям является основной для формирования национального самосознания индивида в частности, духовно-нравственного воспитания поколений.

Педагогическая ценность народного творчества заключается в том, что его простые и образные произведения легко воспринимаются детьми, спо-собствуют формированию у них первоначальных нравственных представлений, развивают фантазию и вызывают стремление к творчеству. Изучая народную педагогику, трудно отдать предпочтение одному какому-нибудь жанру устного народного творчества: все они имеют педагогическую ценность и отражают духовно-нравственную мудрость народных масс — этот важнейший источник народной педагогики.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, поведением птиц, погодными изменениями, растений, насекомых. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их многообразии и целостности.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель всей работы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Публикации по теме:

Актуальность духовно нравственного воспитания детей Пояснительная записка: 1. Актуальность: Актуальность духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития.

Актуальность духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Актуальность духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших.

Народная культура как источник духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возрастаНародная культура как источник духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Будущее нашей страны зависит от духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения. В настоящее время материальные ценности доминируют.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Слайд 1. Представляю вашему вниманию мастер – класс «Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Проблема духовно-нравственного воспитания детей в современной России. Проблема духовно-нравственного воспитания детей в современной России. Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем,.

Семейные традиции основа духовно-нравственного воспитания дошкольников Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. (В. А. Сухомлинский) Введение Общество покоится на духовно – нравственных.

Семинар-консультация «Сказка в жизни ребенка и как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Семинар - консультация для воспитателей «Сказка в жизни ребенка. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного.

Русская сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания в работе с детьми раннего возраста «Сказка неотделима от красоты. … Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается.

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников Аннотация: Проблема духовно-нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 января 2019 в 08:15
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД