Этнопедагогика народной игры

Наталья Борисова
Этнопедагогика народной игры

Ребёнок и беспредельность

Ребёнок и вечность.

Ребёнок – пылинка в пространстве.

Ребёнок – момент во времени.

Г. Н. Волков

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» к основным общеобразовательным программам причислена программа дошкольного образования. Основные общеобразовательные программы должны обеспечить реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом образовательных потребностей и запросов воспитанников региональных, национальных и этнокультурных особенностей, а также включать в себя учебный план, рабочие программы и другие материалы, способствующие духовно- нравственному развитию. Освоение культуры и духовности родного народа, формирование ориентации человека на региональную культуру является ценностью, сохранением, воспроизводством и приумножением культурного достижения региона [3, 132]

Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного развития личности. Именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются моральные качества личности.

Народные игры всегда служили источником освоения культуры, способствовали естественному вхождению человека в социальную среду.

Понятие «игровая культура» весьма многозначно. Ее основу составляет непосредственно игровое действие и отношение играющих. Это относится и к традиционным играм народов России. Сравнивая их между собой и с играми других народов мира, видишь, насколько они самобытны и вместе с тем имеют много общего.

Существует несколько теорий детской игры. В большинстве из них она рассматривается как средство ухода ребенка в свой детский мир и как инстинктивное стремление к активности и удовольствию. В традициях культурно-исторического подхода, который наиболее успешно разрабатывался Д. Б. Элькониным, игра рассматривается как способ освоения социальной действительности, в котором выражается связь ребенка с обществом. [2 ,49 ]

Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Игра - величайшее чудо из чудес, изобретённых человеком сообразно природе. Велико значение игр в воспитании детей. В них тесно связаны слово, мелодия и действие. Важная роль детских игр- в развитии в детях ловкости, сметки и проворства, кроме того, игры еще явление и художественно- драматическое. Посредством игр ребёнку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей – серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, ко взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является генеральной репетицией,порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда. Таким образом, игры готовят к трудовой деятельности, а труд завершается играми,забавами, общим весельем.

Подвижная игра «Свекла»

Из игроков выбирают самого сильного. Он держится за столб. Остальные встают друг за другом, обхватив стоящего впереди за пояс. Водящий подходит к стоящему впереди и спрашивает:

- Если ли хозяин?

-Есть. А что тебе нужно?

-Свекла.

-А что будешь с ней делать?

-Сварю сахар.

- Тогда бери одну.

Водящий подходит к последнему игроку и приговаривая: «Свеклу дергаю, свеклу дергаю», - начинает тянуть. Вытянутая секла становится за остальными и помогает выдёргивать других. Так продолжается до тех пор, пока на грядке ничего не останется. Выдергивать свеклу можно только с разрешения хозяина. Если водящий не сможет выдернуть свеклу, то выбирают нового водящего, и игра начинается заново. Свекла должна приложить все усилия для того, чтобы остаться на месте. [5, 19]

Дети начинают играть очень рано, задолго до того, как придёт в их жизнь Слово: с солнечным лучом, с собственными пальчиками, с маминой прической. Благодаря подобным играм ребенок узнает и познает себя шаг за шагом.

Подвижная игра» Узнай меня»

Среди игроков выбирается водящий. Он закрывает глаза. Остальные располагаются вокруг него. Один из участников игры подходит к водящему и, легонько похлопывая его по спине, спрашивает; «Кто стучит?». По возвращении игрока в круг все участники дружно говорят:» Узнай меня».

Водящий не должен открывать глаза, пока ему не подадут сигнал:»Узнай меня!» Водящий определяет игрока по голосу. Если водящий узнает игрока, они меняются ролями. Если же игрок будет назван не верно, игра продолжается с тем же водящим. Участники не должны подсказывать водящему. [5, 12]

Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьёвками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Считалки:

В чистом поле заяц бежит,

Травку щиплет и вес дрожит.

Кто траву ему найдет,

Тот сейчас водить пойдет.

-Выходи скорей играть

Что ты заставляешь ждать?

-В печке пироги пекутся –

Я их жду, не выхожу.

Игры – уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми. Игра-это материализация сказки – мечты, мифов-желаний, фантазий - сновидений, это - драматизация воспоминаний о начале жизненного пути человечества. [1, 134]

Народные игры представляют собой одну из основ формирования этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры. Народные игры, в том числе и чувашские, и одно плановость ряд особенностей: в них мы видим единую цель и од плановость действий; песни, слова и движении органически соединены; имеющие место вариации относятся к началу или концу игр. Примечательной особенностью чувашских народных игр является гибкость возрастной адресованности, каждый находит в них возможность реализации своих способностей и склонностей.

Есть песенная притча в чувашском народе: «Пока молоды, резвитесь, играйте, смейтесь, чтобы не сожалеть позднее!» В чувашской педагогике есть знаменитый персонаж - ребячий пастух, так называют мужчину, придумывающего игры для детей, он - общинный педагог, много сил времени отдающим детям добровольно. В народе сохранились и имена особенно знаменитых ребячьих пастухов. Народные воспитатели старались, чтобы дети постоянно находились на природе. Недаром под руководством «ребячьих пастухов» их виды деятельности: труд, игры, отдых - протекали пол открытым небом.

Традиция – фактор воспитания, важнейший элемент социокультурной преемственности. Она выполняет функции обогащения и сохранения культуры. [6, 42]

Народные игры несут в себе лучшие национальные традиции. В них много юмора, шуток, соревновательного задора, и это делает их особенно привлекательными для детей. Они часто сопровождаются считалками, жеребьевками, которые дают возможность быстро организовать игроков, настроить на справедливый выбор ведущего и точное выполнение правил.

[7 ,85]

Жеребьевка

Игроки выбирают двух детей - это «матки». В стороне от детей они выбирают себе названия животных растений и пр. Как их зовут, играющие не знают. Дети – «матки» поднимают сцепленные руки вверх, изображая ворота. Дети – «матки», опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают: «Кого тебе надо: лису или волка?» Играющий встает позади того, кого выбрал. Таким образом, дети делятся на две команды, и начинается игра. [ 5, 102]

В играх достойнейшим образом проявляют себя и дети как педагоги: старшие дети воспитатели младших.

В играх наиболее полно проявляются особенности народного воспитания, народной педагогик, как естественность, непрерывность, массовость, комплектность, завершенность. И что еще очень важно – в процессе игры дети сочень рано включаются в самовоспитание, которое в данном случае происходит без заранее поставленной цели – стихийно. Цели же возникают в процессе игры, в связи с ней, попутно, в соответствии с результатом и достижениями. [1, 134]

Игры являются наиболее эффективным средством детской среды, могущими быть сравнимыми только со сказками. Во многих отношениях игры воспринимаются как реализованная сказка.

Народная педагогика прилагала большие усилия к тому, чтобы у детей было много радости и веселья:»Не от еды дитя растёт, а от радости», учили азербайджанцы.

В играх – не только развлечение и интересное времяпровождение, в них – не только веселье и радость для детей. Характер многих детских игр таков, что они имеют важное, значение в физическом, художественном и нравственном воспитании.

В народных играх подвижных играх с использование предметов ярче всего проявилось взаимосвязь прикладности с трудовым воспитанием. Каждый мальчик гордился своей способностью изготовить санки или лук. Уже одно это удовольствие служило стимулом к игре, поскольку в ней он не хотел показать себя хуже, чем в мастерстве их изготовления предметов. [6, 382]

Народные игры помогают детям познавать окружающий мир, знакомят с действительностью и жизнью взрослых через активную деятельность самих детей и через предметный мир. Они предоставляют возможность самопознания, выявления своей роли среди других людей и сверстников. В народных играх происходит первый опыт общения в коллективе, взаимодействия, усвоение нравственных, социальных норм и правил. Через народные игры ребёнок приобщается к культуре своей страны, усваивает народные традиции, обычаи, тем самым воспитывается любовь к Родине, к окружающей природе. Всё это играет очень важную роль для социализации ребёнка.

Детство - это время,когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, А для этого нам самим прежде всего нужно глубоко изучить нашу национальную культуру, историю. [3, 133]

Игра - является основой познания существующего порядка вещей. В мире ребенок получает «уроки», которые готовят его к взрослой жизни. Игра это первая школа для ребенка. В ней он развивается, приучается правилам поведения и осваивает народные обычаи. [4]

Литература:

1. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учебник для средних и высших педагогических учебных заведений \Г. Н. Волков – 2-е издание, исправленное и дополненное, - Москва: Academia, 2000.-175 с.

134-136 с.

2 Кибеч, А. Этнопедагогика России 19 века (В связи с проблемой патриотизма в современной России) Чебоксары, 2009.-200с. – 49с., -51с., -72-75с.

3. Этнопедагогика: проблемы, перспективы: материалы международной научно - практической конференции, посвященной памяти академика РАО Г. Н. Волкова, 15 ноября 2013 г. ФГБОУ ВПО «Чуваш. Гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева» - Москва. (НОВОЕ ВРЕМЯ)-230 с. 132-134с

4. http://diplomba.ru/work/100893

5. Л. Г. Ягодова, И. В. Махалова. Чувашские народные игры: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - Чебоксары, 2005.-135 с. 3-5с,

6. Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашей /Г. Н. Волков; Чуваш. Гос. ун-т им. И. Н. Ульянова – 2-е изд. доп. – Москва; Чебоксары: Пресс - сервис, 1997. – 442с. ; 382с., 43с.

7. Журнал «Дошкольное воспитание «№9 2016, 85с.

Прикреплённые файлы:

borisova-n-v_1jvsk.pptx | 11363,43 Кб | Скачан: 6
 
Публикации по теме:

Интегрированная НОД «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры с использованием ИКТ» Интегрированная непосредственно образовательная деятельность на тему: «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры».

Конспект игры-драматизации по русской народной сказке «Заюшкина избушка» с элементами костюмирования в средней группе Конспект игры-драматизации русской народной сказки «Заюшкина избушка» в средней группе. Средняя группа. Игра – драматизация по мотивам русской.

Конспект игры-занятия для детей первой группы раннего возраста «Рассказывание русской народной сказки «Колобок» Цель: доставить детям удовольствие от прослушивания знакомой сказки. Задачи: продолжать знакомить детей с русской народной сказкой «Колобок»,.

Конспект образовательной деятельности в форме квест-игры с детьми 4–5 лет по русской народной сказке «Три медведя»Конспект образовательной деятельности в форме квест-игры с детьми 4–5 лет по русской народной сказке «Три медведя» Цель: закрепить знания детей о русской народной сказке «Три медведя». Задачи: Образовательные: 1. Формировать умение определять какой части.

Консультация для педагогов «Роль народной игры в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями русского народа» Консультация для педагогов МБДОУ «Детский сад №129 «Антошка» «Роль народной игры в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями.

Перспективный план театрализованной игры в средней группе русской народной сказке «Репка» Работа над текстом Работа над речевой выразительностью Работа над мимикой и движениями Подготовка к спектаклю • Показ настольного театра.

Сценарий театрализованной игры по русской народной сказке «Заюшкина избушка»Сценарий театрализованной игры по русской народной сказке «Заюшкина избушка» ценарий театрализованной игры по русской народной сказке «Заюшкина избушка» Игра – драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Влияние народной игры «Горелки» на формирование самоорганизации дошкольников «Горелки»Развивающие задачи. 1. Целенаправленно менять характер движений, опираясь на согласованность действий. 2. Упражнять в беге в парах.

Воспитание патриотических чувств посредством «народной» игры Игра - одна из основ в дошкольном воспитании. Через игру мы можем развивать у детей характер, волю, умение общаться, развивать сообразительность.

Знакомство с русской народной куклой Тема: Знакомство с русской народной куклой. 1. Цель: Формирование знаний о русских народных куклах. Задачи: Знакомить детей с различными.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Этнопедагогика народной игры
Опубликовано: 7 мая 2018 в 17:33
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Спортивный праздник «Веселые старты» в старшей группе
Цель: повышать интерес детей к занятиям физической культуре и воспитывать чувство товарищества. Задачи: Образовательные: формировать двигательные умения...
Конспект занятия по пластилинографии «Овощная корзина»
Лепка из пластилина - полезное и увлекательное занятие, как для детей, так и для взрослых. В детском саду дети всегда лепят овощи . Сегодня я расскажу, как...
Конспект тематической прогулки «Белокрылые лошадки» в средней группе
Цель: Развивать наблюдательность путем выявления новых признаков весны. Развивать познавательный интерес, потребности и способность к самостоятельной...