Папки-передвижки

Экологический проект «Деревья — наши верные друзья»

Наталья Поленова
Экологический проект «Деревья — наши верные друзья»

Девиз проекта.

Ярче, ярче солнышко с неба нам свети.

Выше, выше деревце над землей расти.

Пусть услышат веточки детский голосок

Пусть с любовью вырастит деревца росток.

Паспорт проекта

1. Тема: «Деревья - наши верные друзья»

2. Тип проекта : проектно - исследовательский.

Публикация «Экологический проект „Деревья — наши верные друзья“» размещена в разделах

3. Характер проекта : творческо - исследовательский.

4. По характеру контактов: дети, воспитатель, родители.

5. По количеству участников: групповой

6. По продолжительности: краткосрочный (22.04.16 -26.05.16).

7. Предмет исследования: деревья на нашем участке.

Актуальность:

Экологическое образование дошкольников – формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Цель проекта :

- Исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой.

- Формировать у дошкольников представления о жизни деревьев, их взаимосвязях с окружающей средой, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед.

Задачи:

Обучающие:

- формировать у детей представление о деревьях;

- формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

Развивающие:

- развивать умственные операции сравнения и обобщения;

- развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;

- приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;

-развивать способность к прогнозированию будущих изменений;

-развивать мотивацию на здоровый образ жизни.

Воспитательные:

-воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;

-воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Ожидаемые результаты:

-продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей.

-формируется осознанно - правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

-приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека.

План действий:

1. Постановка цели;

2. Поиск формы реализации проекта;

3. Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4. Организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5. Определение направлений поисковой практической деятельности;

6. Организация совместной творческой поисковой практической деятельности с родителями и детьми;

7 .Коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Этапы проекта :

1. Подготовительный:

Цель: формирование экологической грамотности ребенка.

Задачи:

1) Развитие ребенка как личности (мышление, эмоциональные, эстетическое, сенсорное развитие).

2) Охрана и укрепление здоровья детей.

3) Воспитание любви к природе родного края.

Методы исследования: наблюдения во время экскурсий, исследования на прогулках, рисование, аппликация, ручной труд, игра, беседа, сочинение рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями и произведениями живописи.

2. Исследовательский:

Поиск ответов на поставленные вопросы. Работа с детьми: беседа о деревьях.

Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей об этих растениях, их отношением к ним.

Вопросы:

1. Чем деревья отличаются от других растений?

2. Какие деревья вы знаете?

3. Деревья - живые или нет? Почему вы так считаете?

4. Много ли деревьев растет около нашего детского сада? Как они называются?

5. Как вы думаете, кто сажает деревья? Для чего?

6. Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает?

7. Как вы думаете, где деревьям лучше живется - в лесу или в городе? Почему?

8. Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично? Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.

9. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?

3. Заключительный:

Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов

Автор проекта : воспитатель Поленова Н. П.

Участники проекта : дети младшей группы, воспитатель и родители.

Тип проекта : познавательно-исследовательский.

Сроки проведения проекта : апрель- октябрь, так как ребенок должен иметь возможность проследить изменения в жизни деревьев в разные сезоны. Регулярность проведения наблюдений и исследований зависит от времени года.

Цели и задачи проекта :

• Сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности;

• Обогатить личностный опыт детей по взаимодействию с природой;

• Развить интерес к окружающему миру;

• Расширить кругозор;

• Сформировать элементарные исследовательские умения у детей.

Актуальность.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно «северные дети», имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Дети неплохо знают растения и животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения неэффективен без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. В нашем детском саду создана система экологического воспитания дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во все виды детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого - образовательного пространства. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств и стал проект «Здравствуйте, деревья нашего участка», который разработан и осуществлен с учетом реализуемой в детском саду комплексной программы «Развитие» Л. А Венгера.

Технология реализации проекта.

1 этап. Подготовительный: постановка целей и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.

2 этап. Исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.

3 этап. Заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций для взрослых участников проекта.

Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разработана на основе интегрированного подхода к экологическому воспитанию в ДОУ. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы.

Объект исследований.

В качестве объекта исследований нами было выделено дерево, что обусловлено рядом причин.

1. Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Часто воспринимают их, как неживые объекты.

2. Дерево – прекрасный объект для наблюдений. На примере лиственных деревьев могут быть наглядно рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой.

3. С деревом ребенку проще общаться «на равных», чем с травянистыми растениями. Дерево легче представить своим другом.

Содержание проекта

Подготовительный этап:

1. Подготовка материалов и оборудования;

2. Работа с детьми;

3. Сотрудничество с родителями.

Исследовательский этап:

1. Знакомство с деревом;

2. Изучаем листья;

3. Изучаем кору и ствол;

4. Изучаем корни и почву;

5. Изучаем дождь, снег и иней.

Анализ и обобщение результатов:

1. Сочинение рассказов;

2. Игры;

3. Музыка;

4. Изобразительная деятельность;

5. Чтение художественной литературы;

7. Праздник «День дерева»;

8. Составление рекомендаций.

Перспективный план работы по проекту.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Беседа с детьми о деревьях -

1. Выяснить представления детей об этих растениях, их отношение к ним.

2. Заинтересовать проблемой:

- Обратить внимание детей на разнообразие деревьев, их красоту.

- Определить особенности внешнего вида, сходство и различие.

- Определить настроение дерева, о чем оно думает. Кто помогает этим деревьям? Есть ли у них друзья? Погладить дерево, прижаться к стволу щекой, обнять дерево.

- Посадить с детьми дерево (привлечь родителей).

- Объяснить элементарные правила высадки дерева в грунт и продемонстрировать, как это правильно сделать с посильным привлечением детей.

3. Выяснить, как называются деревья на нашем участке.

4. Придумать имя дереву, с учетом его особенностей, чтобы оно отражало внешний облик или «характер» объекта дальнейших исследований.

5. Сделать: «Дневник наблюдений». Файловая папка с результатами наблюдений, детские рисунки, гербарии и т. п., детские рассказы, сочинения, сказки.

6. «Что нужно нашим деревьям (солнце, вода, земля, ветер, насекомые, птицы).

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

1. Знакомство с деревьями :

-внимательно рассмотреть деревья.

- для чего дереву нужны листья, корни, ствол, кора?

2. Наблюдения на прогулке.

Выбрать одно дерево.

- Измерить высоту и толщину дерева.

- Какой дерево высоты? Выше или ниже детей? Тоньше или тоньше? Какие деревья по размеру относительно других предметов (другие деревья, дома, люди и т. д.).

- Какова ширина дерева, если обхватить его руками?

- Есть ли у дерева «соседи» (кто бегает рядом с ним, растет рядом, прилетает к нему)

- Изучить территорию рядом с деревом. С детьми старшего возраста составить план участка, на котором растет дерево. Отметить, где находится дерево, его соседи, детский сад, дома?

3. Исследовать листья своего дерева :

- Сколько листьев на дереве осенью, сколько весной?

- Погладить листок руками, рассмотреть через лупу.

- Потрогать кончик листа (острый он или тупой, мягкий или твердый).

- Какой край листа ровный или с зубчиками?

- Какого цвета листья (в разные сезоны?

- Какой запах у листьев?

- Как листья прикрепляются к ветке?

- Отметить время появления первых листочков, время опадания листьев.

- Выяснить, куда деваются опавшие листья?

- Нарисовать в альбоме листочки с дерева.

- Опавшие листья можно засушить.

4. Исследовать ствол дерева.

-Найти место, где ствол дерева самый широкий, а где самый узкий.

5. Исследовать кору.

- Определить, какая кора (теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая).

- Определить запах коры.

6. Исследовать следы, оставленные человеком?

- Определить, есть ли на коре следы, оставленные человеком (ободранная кора, царапины от ножа, сломанные ветки). Кто мог это сделать и зачем? Может ли дерево залечить эти раны? Как помочь дереву?

7. Исследовать корни (при посадке дерева).

- Найти место, где ствол дерева постепенно переходит в корни. Какие корни (толстые или тонкие, крючковатые, прямые, твердые, мягкие).

- Уходят корни в глубину или расползаются в стороны?

- Нарисовать в альбоме корни дерева, такими, какими их представляют дети.

8. Исследовать почву.

- Куда исчезают опавшие листья, если люди не убирают их?

- Какими опавшие листья были осенью, и посмотрите на них внимательно весной, после таяния снега, что изменилось? (листья разлагаются почвенными организмами и возвращаются в почву).

- Собрать листья осенью и зарыть в небольшую ямку, проследить, что происходит с листьями.

- Проверить, живет ли кто-нибудь в почве под деревом.

- Проверить сухая земля под деревом или сырая, по необходимости полить.

9. Изучить состояние дерева в дождливую и холодную погоду.

- Отметить дату, когда под деревом появился первый снег.

- Измерить глубину снега осенью, зимой и весной.

- Как снег помогает дереву?

- Пронаблюдать где снег тает раньше – под деревом или на открытом месте?

- Куда бегут ручейки после таяния снега – от дерева или к нему?

- Какого цвета снег под деревом? Чистый или нет?

- Хорошо ли спасает ваше дерево от дождя? Почему?

- Любит ли дерево дождь?

- Зарисовать дерево в различную погоду.

АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ.

1. Составить рассказы по результатам исследований в разные сезоны. 2. Обсудить результаты наблюдений, рассмотрев альбом «Наше дерево»

3. Предложить детям темы рассказов:

- Наше дерево летом;

- Наше дерево весной;

- Наше дерево в дождливую погоду;

- Наше дерево в морозную, снежную погоду;

- Друзья нашего дерева,

- Как мы помогли дереву? и т. д.

4. Записать рассказы детей в дневник наблюдений.

5. Провести игры, отображающие особенности дерева (высокое, низкое, тонкое, толстое, с раскидистой кроной, опущенные или приподнятые ветки) в предлагаемых педагогом ситуациях. Во время нод, как физкультминутки,

на прогулке или во время экскурсий.

6. Прослушать разные музыкальные произведения:

- Шум листьев;

- Настроение дерева в дождливую или солнечную погоду;

- Дерево в любое время года;

- Состояние дерева, когда человек ломает его ветки или режет ножом кору;

- Состояние дерева, когда оно испытывает жажду в засушливую погоду и после того, как его поливали.

7. Выразить свои впечатления об окружающем мире через рисунки.

8. Рассматривание репродукций картин разных художников.

- Найти в произведениях художников деревья, которые напоминают детям их нового друга – дерево.

9. Ознакомление с художественной литературой.

-Найти вместе как можно больше рассказов, стихов, легенд о своем дереве.

- Сделать выставку книг, посвященную деревьям.

- Прочитать детям рассказы, стихи, сказки, где есть описание деревьев.

10. Прийти в гости к дереву.

- Полить землю,

- Нарисовать портрет дерева,

- Нарисовать поздравительную открытку дереву

11. Отразить отношение детей к природе, к деревьям, представления о жизни растений, о необходимости их охраны, об особенностях ухода за ними.

Предложить детям ответить на вопросы:

- Что я могу сделать для нашего дерева?

- Что я могу сделать для всех деревьев?

Публикации по теме:

Беседа о здоровье «Наши верные друзья» У нашего здоровья немало добрых и верных друзей, первый друг - это прохладная чистая вода, которой мы умываемся, обливаемся или обтираемся.

Проект «Деревья-наши друзья» Экологический проект - «Деревья-наши друзья» Во второй младшей группе № 1 Воспитатели : Денисова И. Н. Жегулина О. С 2018-2019 год Актуальность.

«Деревья — наши друзья». Проект«Деревья — наши друзья». Проект Актуальность: Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное,.

Проект для младшей группы ДОУ «И пернатые, и лохматые — наши верные друзья» Проект для младшей группы ДОУ «И пернатые, и лохматые –наши верные друзья». Автор: Мындарь Ольга Ивановна воспитатель МБДОУ №3 ст. Калниболотской.

Проект по экологии «Деревья — наши зеленые друзья» Актуальность На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Мы так привыкли к их соседству,.

Проект по экологии «Деревья — наши зелёные друзья»Проект по экологии «Деревья — наши зелёные друзья» На свете так много деревьев различных. Давайте посмотрим, а в чём их отличие, Ведь имя у каждого дерева есть. Давайте узнать их попробуем.

Проект в средней группе «Деревья — наши друзья» Цель: уточнить и расширить знания детей о деревьях. Задачи: 1. Заинтересовать детей информацией о деревьях. 2. Учить отличать деревья друг.

Экологический проект «Животные — наши друзья» для детей младшего дошкольного возраста «Животные – наши друзья» Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста Выполнила воспитатель Курникова А. В.

Экологический проект «Наши младшие друзья» (младшая группа) «Наши младшие друзья» Пояснительная записка Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени:.

Экологический проект «Зимующие птицы — наши пернатые друзья» в старшей группеЭкологический проект «Зимующие птицы — наши пернатые друзья» в старшей группе Экологический проект: «Зимующие птицы – наши пернатые друзья» в старшей группе. Актульность: Зима вступает в свои права. Льдом покрываются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Деревья — наши верные друзья»
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 17:40
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД