Наталья Коршунова
Юмор как средство борьбы с дурными привычками (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из задач, которую я поставила перед собой,- научить детей понимать и ценить юмор, использовать его в процессе взаимодействия друг с другом, смеяться над тем, что смешно, и не обижаться. Почему именно эту задачу я поставила перед собой?
Известно, что от характера межличностных отношений детей, от социального статуса каждого ребенка зависит, насколько комфортно чувствуют себя наши воспитанники. Обычно в каждой группе есть конфликтные, жадные, капризные, драчливые дети. Как решать проблемы, связанные с этим? Как помочь детям избавиться от этих черт? Ведь они не только мешают установлению благоприятного климата в группе, но и могут стать проблемой для самого ребенка. В беседах с родителями выяснилось, что некоторые определенным образом настраивают детей на те или иные способы взаимодействия и общения: - Дай сдачу! - Обзови, скажи так же… - Машинку никому не давай, а то сломают и т. д. Передо мной встала сложная задача – убедить родителей в необходимости изменить подходы к решению проблем общения детей. Я проводила беседы, консультации, разыгрывали импровизированные сценки с взрослыми на тему «Чего не должно быть», чтобы родители увидели себя со стороны. Но проблема оставалась нерешенной. Пожалуй, единственно эффективным способом оказался …юмор. Работу по формированию чувства юмора и его использованию я строю на диагностической основе: наблюдениях, анализе продуктов детской деятельности, беседах с детьми. Предпочтения отдаю наблюдениям.
Публикация «Юмор как средство борьбы с дурными привычками (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Привычки. Полезные и вредные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Почему?
При использовании специальных диагностических методик, в условиях искусственного эксперимента ребенок старается вести себя так, как того хочет взрослый, а в каждодневном взаимодействии со сверстниками более открыт в проявлении особенностей своего характера.
В результате систематического наблюдения за детьми мне проще определять основные задачи развития ребенка и проектировать зону ближайшего развития.
Я ставлю перед собой цель – помочь ребенку самому, без долгих бесед на этические темы и заучивания правил хорошего поведения, расстаться с привычками, мешающими ему и другим, осознать свои поведенческие проблемы и изменить восприятие себя.
Какие методы и приемы для достижения этой цели я использую?
1. Конструирование и разыгрывание иронических сценок, сценок – импровизаций. Например, иронические сценки-сказки : «Лиска-капризка», «Котик Васька жадный», - помогают детям осознать, что капризы и жадность мешают им самим. При возникновении конфликтных ситуаций в старших группах я сама сочиняла юмореску и разыгрывала ее, не называя имен, а дети узнают себя и пытаются справиться со своими вредными привычками.
2. Использование юмористического художественного слова при возникновении конфликтных и проблемных ситуаций. Например, мальчики, не поделив игрушку, «выясняют» отношения. Я начинаю декламировать: Петушки распетушились,
Но подраться не решились:
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться.
(В. Берестов)
Спокойный, немного ироничный тон скорей всего заставит забияк улыбнуться и на юмористической нотке исчерпать конфликт.
При возникновении проблемных ситуаций можно использовать строки из стихотворений «Жадина», «Девочка чумазая», «Девочка – ревушка». А вот какие строки я читаю приглашая расшалившихся детей к обеду:
* * *
- Утка – утенка, кошка – котенка,
Мышка – мышонка зовут на обед.
Утки поели, мышки поели,
А вы еще нет?.
* * *
А эти строки звучат, когда кто – то в группе разревелся:
* * *
Абри – фини, абри – кос!
Едут слезы без колес!
Едут, едут, катятся,
Капают на платьице!
Плачут щеки, плачет нос:
«Нам не дали ааа – бри – кос!»
* * *
3. Размещение в группах карикатур на «отрицательных героев», приход в гости к детям кукол Грязнуль, Забияк, Жадин. Так, например, в старшей группе у нас для того чтобы изжить драчливость, на стене «красовалась» карикатура: мальчик с огромными кулаками… Дети не хотели походить на такого «героя» - драчуна.
В младших группах я использовала такой игровой прием: вносила в группу двух кукол, которые спорят между собой: с кем из них дети захотят дружить? Одна кукла в красивом платье с бантом, другая – растрепанная и не причесанная Грязнуля. Кукла Грязнуля выбирает себе друзей среди детей, которые забыли причесаться, умыться, поправить одежду. Если ребенок отказывается дружить с Грязнулей, то я приглашаю его к зеркалу вместе с куклой. Ребенок видит себя и старается поправить свою прическу, умыться, чтоб не быть похожим на куклу. Так, начиная с внешнего вида, в ребенке воспитывается потребность в красоте. Постепенно в понятие красоты вкладывается и внутреннее состояние – состояние принятия нравственных ценностей.
4. Использование игры «Кнопка – стоп» при возникновении проблем взаимодействия. Можно предложить детям представить, что в голове у них много кнопочек: кнопка – улыбка, кнопка – страх, кнопка – гнев, кнопка – стоп … и порассуждать: «А кто же нажимает эти кнопочки?» После беседы с детьми о том, что мы сами способны нажимать свои кнопки, я предлагаю в необходимый момент выбрать нужную «кнопку».
5. Проведение «минуток смеха». В утренние часы это игры с детьми в «смешные» слова, разучивание перевертышей, скороговорок. После сна я вспоминаю какую – нибудь веселую историю или «раздаю всем смешинки». Иногда вместе с детьми сочиняю небылици. Чтобы активизировать детское воображение в старших группах я использовала следующий прием.
Я начинала:
Дело было вечером,
Делать было нечего,
Коля пел, Олег играл,
А Сашенька ногой качал.
И сказала я ребятам просто так:
Плывет заяц по реке,
С рыбками играет,
А зайчиха на песке
Загорает…
А у вас?
Дети декламируют выученные ранее небылицы, потом начинают придумывать свои:
* * *
Вы слыхали, вы слыхали,
Что у нас волки с рогами?
Волк трясет бородой,
Пообедал лебедой….
Однажды я гуляла на желтом лугу,
Где растет чепуха,
Лиловая, как чернила,
Повстречала петуха с головой
Крокодила!
А вы?
6. Беседы с детьми на темы: «Смех, какой ты? Где живешь?»; «Какого цвета смех?»; «Есть ли запах у смеха?».
7. Сочинение стихов на тему «Смех – какой ты, где живешь?», «Смех – какой ты, по каким дорожкам ходишь?»
Вот, например, какие стихи сочиняют про смех дети.
* * *
У меня смех на облачке летит,
Сейчас всех рассмешит.
* * *
Мой смех по свету ходит,
Всех веселит, никому не дает грустить.
* * *
Мой смешной колобок
По тропинкам катается,
Смехом заливается.
* * *
Смех – веселый парень,
По дорожке бежал,
Весело хохотал.
8. Игра «Дразнилки» - модифицированный вариант игры в «догонялки»…
Ребенок, для которого предназначалась «дразнилка», догоняет, дразнящий ребенок – убегает. В конце игры дети обнимаются, доказывая, что обиды друг на друга не держат.
9. Оборудование в группах «кабинетов «юмора», в которых есть различные маски (в ясельной группе – «Капризка», «Веселый клоун»; в средней группе – «обезьянки», «носики – нюхочи», маски, выражающие различные эмоции). В этот уголок я выкладываю смешные рисунки – перевертыши, нелепицы из журналов, сюда же выкладываю разные материалы для показа опытов.
10. «Издание» детских – книг альбомов, газет, которые включают небылицы, дружеские шаржи, эпиграммы, нарисованные и сочиненные детьми, их родителями и воспитателями. Например, мы выпустили книгу «Сказки детского сада». Тема одного выпуска – «Если б был ты чудодей, что б ты сделал для людей?». Катя (6 лет, давая интервью сказала: «Я бы сделала так, чтобы дети быстро росли и было на земле много хороших, добрых людей», а мальчик из ее группы вообразил: «Если бы я был волшебником, я бы разукрасил землю разноцветными полями. На них бы посадил разноцветные цветы».
Приведу некоторые примеры дружеских эпиграмм, сочиненных детьми.
* * *
* * *
Настя! Много не кричи.
В горле вырастут кирпичи.
* * *
Не любит Аня спать,
Ей бы все голову поднимать.
Ждет, когда воспитатель уйдет,
И сразу с Васей разговор заведет.
* * *
Сева! Не мешай!
На занятиях отвечай.
Много не кричи,
Превратишся в щи.
Эпиграммы заставляют улыбаться, воспитывают у детей и взрослых потребность мирно решать конфликтные ситуации, расставаться с вредными привычками, регулировать свое эмоциональное состояние.
11 Проект.
Организация клуба «Добряков – Весельчаков» с участием родителей.
Правила клуба:
- Члены клуба не должны никого обижать, должны прощать обиды другим.
- Каждый день делать друг другу комплименты, приятные вещи….
- Раз в неделю в клубе подводить итог: кто был самым веселым, жизнерадостным, добрым.
В клубе дети и их родители будут учиться говорить добрые слова друг другу, сообщать о негативных качествах необидным тоном, используя мимику и пантомимику. Это необходимо не только для воспитания доброго юмора. В раскованной обстановке ребенок будет учиться с улыбкой прислушиваться к самому себе, к своим близким, сверстникам.
12 Проект.
Празднование Дня Смеха – 1 апреля – вместе с родителями. На праздник можно подобрать или составить самим стихи, яркие, красочные рекламы; объявления, приглашения. Например.
Работа по развитию у детей чувства юмора позволяет достигнуть определенных результатов. Мои воспитанники научились ценить юмор, смеяться над тем, что смешно, и не обижаться. Они эмоциональны, здоровы, чувствуют себя комфортно.