Сачевчич Светлана
Задачи дошкольного учреждения в работе с семьёй.
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с семьёй – важная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на установление единства семейного и общественного воспитания.
В работе с семьёй решаются следующие задачи :
- педагогическое просвещение родителей;
- изучение условий жизни и воспитания в каждой семье, выявление и пропаганда лучшего опыта;
- ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.
Установление единства в воспитании детей.
Публикация «Задачи дошкольного учреждения в работе с семьёй,» размещена в разделах
Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых – родителей и воспитателей в глазах ребёнка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомлённость о работе дошкольного учреждения.
Педагогическое просвещение родителей.
Обязанностью воспитателей дошкольного учреждения является оказание родителям помощи в овладении знаниями о ребёнке, закономерностях его развития и путях воздействия на него с целью всестороннего гармонического развития, подготовки к обучению в школе. Для этого родителей знакомят с основными проблемами психологии, педагогики, анатомии, физиологии и гигиены. Наряду с теоретическими знаниями они получают некоторые методические знания и умения, например: как руководить играми детей, как отвечать на их вопросы, как осуществлять закаливание и т. д. Родители нуждаются в обучении основам педагогической техники: как надо разговаривать с ребёнком, как распорядиться, предъявить требования к нему, каковы меры его поощрения и наказания и т. д.
Педагогические знания и умения даются родителям на основе понимания специфики каждого возрастного периода и учёта индивидуальных особенностей детей.
Изучение и распространение опыта семейного воспитания. Н. К. Крупская настоятельно советовала работникам дошкольных учреждений не только учить матерей, но и учиться у них. Воспитатель, посещая семьи, беседуя с родителями, наблюдая за детьми, отмечая положительный опыт организации жизни детей в вечерние часы и в выходные дни, умелое влияние на их интересы, поступки. Бывает так, что в одних семьях более успешно осуществляется трудовое воспитание, в других – эстетическое развитие ребёнка и т. д. Важно не только увидеть положительное в опыте семейного воспитания, но и поддержать его и на этой основе направить внимание родителей на нерешённые задачи в воспитании ребёнка.
Накопление фактов, свидетельствующих о положительном опыте воспитания детей в лучших семьях, даёт основания для обобщающих выводов и рекомендаций для всех родителей. Зная, кто из них успешно решает те или иные задачи воспитания в семье, осуществляет тесное взаимодействие с дошкольным учреждением, воспитатель обеспечивает выступление этих родителей на собраниях, конференциях по обмену опытом семейного воспитания. Положительные примеры из жизни семей воспитанников данного учреждения, группы, используемые педагогом в беседах, делают его аргументы особенно убедительными в глазах родителей.
Ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения. Для установления единства в воспитании детей в дошкольном учреждении и семье необходимо, чтобы родители ясно представляли себе, что такое детский сад, ясли-сад, как организованна в нём жизнь детей, какие задачи решаются воспитателями, чем заняты дети в течении дня, какие требования предъявляются к их поведению, какие правила существуют для родителей, чем они обусловлены и т. д.
Воспитатели и другие работники дошкольного учреждения – заведующая, музыкальный руководитель регулярно рассказывают родителям об организационных и педагогических основах жизни и работы дошкольного учреждения, особо подчёркивая необходимость взаимодействия с семьёй. По возможности им надо наглядно показать различные стороны жизни дошкольного учреждения. Уверенность в том, что родители знают и понимают работу, проводимую с детьми в детском саду, служит основанием для предъявления им требования продолжать и закреплять эту работу.
Условия успешной работы дошкольного учреждения с семьёй.
Для того, чтобы работа дошкольного учреждения с семьёй давала действенные результаты, способствовала повышению уровня её педагогической культуры и установлению единства в воспитании детей, необходимо, чтобы эта работа велась целенаправленно, планомерно, систематически; не менее важны конкретность и дифференцированный подход на основе знания каждой семьи и ребёнка. Большое значение имеет и характер взаимоотношений воспитателя и других работников учреждения с родителями.
Целенаправленность в работе с семьёй заключается в том, чтобы любое мероприятие – беседа, доклад, оформление стенда для родителей, - было направлено на достижение определённой цели. Например: на стенде вывешиваются советы на тему «Как одевать ребёнка весной». Цель их предупредить типичную для родителей ошибку, заключающуюся в том, что они не всегда учитывают изменения погоды и не всегда одевают детей по-зимнему, в результате чего ребята перегреваются, движения их оказываются скованными.
Планомерность и систематичность работы с семьёй предполагает её непрерывность, последовательное усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход к формированию личности ребёнка как процессу всестороннего её развития, единство и взаимодействие физического, умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания.
Педагогическое просвещение родителей наиболее действенно тогда, когда оно носит конкретный характер. Воспитатели помогают родителям понять, как следует семье применять общие теоретические и методические положения, изложенные в докладах, лекциях, беседах и советах. Чтобы давать родителям советы и рекомендации, воспитатель должен хорошо знать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка, условия жизни и воспитания в семьях. Оправдывают себя беседы с группой родителей, которых объединяет что-то общее ( например: наличие одного ребёнка в семье, встречи-беседы воспитателей с отцами, бабушками и дедушками; отдельно собирают матерей, которые одни воспитывают своих детей. Конкретизировать общие требования и рекомендации семье с учётом возможностей, условий, уровня педагогической культуры родителей, подходить к семьям воспитанников дифференцированно – таково одно из условий успешной работы детского сада с семьёй.
Немаловажное значение имеет характер взаимоотношений работников дошкольного учреждения с родителями. Эти взаимоотношения должны быть доброжелательными и дружескими. Они основаны на совпадении интересов семьи и дошкольного учреждения в полноценном развитии детей. Если родители видят в воспитателе человека, лично заинтересованного в судьбе их ребёнка, они относятся к нему как к другу и близкому им человеку, проникаются к нему доверием и уважением. Авторитет воспитателя высок в глазах родителей, если он видит в нём знающего специалиста, культурного, тактичного, доброжелательного и деликатного человека. В основе отношения воспитателя к родителям лежит уважение к ним, как к труженикам, отцам и матерям его воспитанников.
Вот почему не допустимы со стороны воспитателя тон нравоучений, нотаций, бестактность по отношению к родителям. Высокая культура взаимоотношений педагога с родителями создаёт благоприятную почву для установления взаимопонимания и единства в сложном деле воспитания детей. Таковы условия, способствующие успешной работе