Задачи и формы работы с детьми по формированию культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания

Береснева Ирина
Задачи и формы работы с детьми по формированию культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания

В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов здоровой личности является формирование у детей культурно – гигиенических навыков. Воспитание культурно- гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья.

Умения – это сформированная у ребенка способность совершать определенные действия на основе полученных знаний.

Навык – это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений.

Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении.

Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определённых одинаковых или сходных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его осуществления. Привычки, приобретённые ребёнком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.

Культурно- гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Значение формирования культурно- гигиенических навыков в развитии ребенка дошкольного возраста:

• развитие нравственных чувств

• развитие внимания и воли

• речевое развитие

• условия для здоровья

• стремление к самостоятельности

• контроль за внешним видом

• познание окружающего мира

• предпосылки формирования основ эстетического вкуса

С первых дней жизни при формировании культурно- гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно- гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Культурно- гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.

Культурно- гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Воспитание культурно- гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно- гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.

Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. Выполнение культурно- гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.

Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде.

Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности.

Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, формируется правильная самооценка. Ребёнок постепенно начинает следить за своим внешним видом.

Освоение культурно- гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника.

Взаимосвязано с формированием культурно- гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия вместе с взрослым, а потом самостоятельно.

В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого.

Публикации по теме:

Конспект ООД по формированию культурно-гигиенических навыков с детьми первой младшей группы «Микробик перепутал посуду» Цель: формирование представлений у детей 2-3 лет об использовании кухонной посуды по назначению. развитие умения правильно располагать посуду.

Конспект НОД по формированию культурно-гигиенических навыков «Лаборатория правильного питания» Возрастная группа: подготовительная группа Виды деятельности детей: - познавательно – исследовательская - игровая - коммуникативная Интегрированная.

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе «Купание куклы» Конспект открытого занятия по формированию культурно-гигиенических навыков в 1 младшей группе «Купание куклы» Цель: формирование у детей.

Консультация для родителей «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» Консультация для родителей на тему: “Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. ”.

Проект по формированию у детей культурно гигиенических навыков «Чистюли» Проблема: Отсутствие у детей культурно гигиенических навыков. Вид проекта: игровой Тип проекта: кратковременный Актуальность: Общеизвестно,.

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста «Мойдодыр в гостях у ребят»Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста «Мойдодыр в гостях у ребят» Вид проекта: познавательно - игровой. Тип проекта: долгосрочный. Цель проекта: формирование у детей группы раннего возраста культурно.

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей ранней группы «Мы друзья Мойдодыра»Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей ранней группы «Мы друзья Мойдодыра» .

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Задачи и формы работы с детьми по формированию культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания
Опубликовано: 22 июля 2018 в 19:42
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Спортивный праздник «Весёлые старты» для 1–4 классов
ВЕСЁЛЫЕ СТАРТЫ Дата проведения: 2 Место проведения: спортивный зал Участники: учащиеся 1-4классов в полном составе. Ответственный: учитель физической...
Игры по развитию речи в детском саду и дома
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической,...
Презентация о группе детского сада
«Клубничка» детского сада №38 «Левушка» Кемеровской области города Белово Группа " Клубничка" Наш девиз: Как ягодки на кустиках, Все в мести мы растем!...
Детский мастер-класс по оригами «Наши ёлочки»
Материал для выполнения мастер – класса: цветная бумага для детского творчества или бумага для оригами – листы квадратной формы разной величины, одна...
Конспект занятия в младшей группе по теме «Я — человек. Рассказ Волшебника Познайки»
Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Ребенок и общество», «Искусство. Изобразительная деятельность» в младшей группе по теме «Я –...