МААМ-картинки

Загадка — средство обучения и развития коммуникативных отношений

ирина крипиневич
Загадка — средство обучения и развития коммуникативных отношений

Человек начал придумывать загадки в глубокой древности, загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многообразно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется, как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга. Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска, что является условием успешной познавательной деятельности. Занимательная форма загадок делает обучение ненавязчивым и интересным. Разнообразны формы применения загадок в педагогической работе во всех возрастных группах, они используются, как приём, побуждающий ребят к приобретению знаний, обостряющий их наблюдательность. Загаданные загадки в начале, в процессе бесед, наблюдений, НОД детей вызывают интерес к изучаемому предмету и дают повод для более подробного разговора о нём. Загадки можно использовать и в итоге бесед, наблюдений, НОД детей. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие в между ними, дети выражают свои представления словом. Загадка может здесь служить своеобразным завершением и обобщением процесса наблюдения, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Загадки могут быть средством проверки и закрепления знаний. В этом случае уместно применять их во время детской деятельности в режимных моментах. Так можно сделать обычный процесс умывания для детей более привлекательным. воспитатель загадывает загадки о предметах туалета. Например: Мойдодыру я родня, отверни-ка ты меня, и холодною водою живо я тебя умою. Дети отгадывают загадку и выполняют действия, указанные в загадке. Таким-же образом предлагаются загадки о полотенце, о расчёске, о зеркале и других предметах туалета. Собираясь на прогулку воспитатель загадывает загадки и предлагает детям взять с собой на улицу предметы о которых говорится в загадках. Отгадывая загадки дети рассказывают, чем они будут заниматься на прогулке в зависимости от времени года, например: Мы будем сейчас играть в мяч, прыгать через скакалку, кататься на лыжах, на санках. Для закрепления знаний о характерных признаках предметов, их назначением, способом использования загадки - незаменимое средство. Так в НОД с детьми проводится беседа об орудиях труда, о бытовой технике. Я загадываю загадки, дети их отгадывают и определяют для какого вида труда эти предметы, называют его части, определяют их назначение, показывают, как пользоваться этим предметом, перечисляют, что можно сделать этим предметом, например ножницами (резать, вырезать, обрезать, срезать, стричь, подстричь, кроить и т. д.) Таким-же образом ведётся работа и с другими загадками. В подготовительной к школе группе при знакомстве детей с предметами, необходимыми будущему первокласснику нужно рассмотреть все предметы, а затем предложить отгадать загадки про карандаш, ручку, книгу, тетрадь, мел и др. Я прошу объяснить, доказать отгадку. Подобным образом ведётся работа и с другими загадками во всех образовательных областях. загадыванию о отгадыванию загадок всегда предшествует беседа о предметах или рассматривание их в картинках, на природе, в натуре. Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающею его действительность его действительность: животный мир, растительный мир, явления природы, предметы труда, быта и др. И лучше всего загадки группировать по их содержанию. Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средством загадки возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством патриотического воспитания. Разгадывание загадки является своеобразной гимнастикой, мобилизирующей и тренирующей его умственные силы. Чтоб отгадать загадку нужно внимательно наблюдать жизнь, вспоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять, синтезировать найденное, выделять каждый раз нужные стороны. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Так-же отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности, закреплению знаний о признаках предметов о существующих в окружении мира связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к чёткой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению и формируем умение самостоятельно делать выводы. Мы видим, что загадки вызывают интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребё нком вопросы: что, откуда, почему, что из чего делается, что чему служит, ставит перед ребёнком предмет то одной, то другой стороной, то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета и его назначение. Дети очень любят играть в дидактическую игру "Отгадай загадку и объясни отгадку". Дети нашей группы очень любят сами составлять загадки. Часто дети затрудняются отгадать загадку из-аза отсутствия жизненного опыта. Например загадку о самоваре :" В небо дыра, в землю дыра, а в середине огонь и вода" или " Сто братьев в одной рубашке ночуют" (зерно) Городские дети не всегда отгадывают загадку о корове : " Посреди двора стоит копна, спереди вилы, а сзади метла" Большой интерес для детей представляют авторские загадки в виде небольших стихотворений, где требуемое слово подсказывает в последней строчке рифма, например : стелют на кровать меня, называюсь (простыня) или : на шесте дворец, во дворце певец, а зовут его (скворец).Приучаю детей внимательно слушать загадку и искать признаки, которые помогут дать правильный ответ, повторяю их по нескольку раз, чтобы дети могли лучше запомнить и выделить признаки. При отгадывании загадок ставлю перед детьми цель не просто отгадать загадку, но и обязательно доказать, что отгадка правильная. Загадывая детям загадки повторяю их по нескольку раз, чтобы дети запомнили и лучше запоминали и выделяли признаки. Предлагаю ребятам план доказательства путём последовательной постановки вопроса, в соответствии со структурой загадки. Например: У кого мордочка усатая и шубка полосатая? Кто часто умывается,но без воды? Кто любит ловить мышей и есть рыбу? Например, отгадывая загадку : " Расту в земле на грядке, я красная, длинная, сладкая "Дети говорят, что это морковь, она растёт на грядке, тогда можно спросить, а что разве только морковь растёт на грядке, на грядке растут и другие овощи. тогда дети обращают внимание на другие признаки (длинная, красная, сладкая). Так-же использую загадку, как исходный материал для простых упражнений на группировку, классификацию, обобщение. Для упражнения на группировку подбираю 4-5 загадок и провожу упражнение типа " кто лишний и почему?" Например 3 загадки о птицах, 1 о животном :" не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник (дятел)". "В воде купается, а сухим остаётся (гусь) ". "Всех перелётных птиц черней, он чисти пашню от червей (грач)". " По долам, по горам ходит шуба и кафтан (баран) ". А потом задаю вопрос, кто лишний и почему?. Так -же использую загадки для сравнения. Например:" Что это за девица, не швея, не мастерица, ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год. "А потом спрашиваю, что это за дерево, а какие хвойные деревья вы ещё знаете и прошу сравнить,например ель и сосну. Загадываю загадки о разных животных х, насекомых и сравниваем их. Для составления предложений также использую загадку, как исходный материал, например составьте предложение с таким-то словом. Такие упражнения хорошо развивают речь детей и формируют навык построения предложений и наблюдательность. Часто предлагаю детям разные загадки об одном и том-же предмете, для того, чтобы менялось содержимое способы доказательства, активизировался словарь детей. Таким образом используя выше перечисленные приёмы и методы можно заметить, что остроумная и занимательная по форме загадка позволяет обучать рассуждению и доказательству легко и непринуждённо, у детей появляется живой интерес и они могут анализировать текст загадки, что говорит об их умении искать и находить пути решения задачи. Предметность, конкретность загадки направленность на деталь делает загадку отличным приёмом дидактического воздействия на детей.

Публикация «Загадка — средство обучения и развития коммуникативных отношений» размещена в разделах

Публикации по теме:

Консультация «Игра как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста» «Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Выготский Л. С. Способность осознавать и контролировать.

Статья «Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста» 2.2. Система коррекционно-педагогической работы по формированию речевой коммуникации у старших дошкольников с ЗПР в процессе работы со сказкой.

«Сказкотерапия как средство формирования коммуникативных навыков у воспитанников с ОВЗ». В помощь учителю-дефектологу Проблема помощи детям с особыми образовательными потребностями (с задержкой психического развития) приобрела в последние годы особую актуальность. В.

Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников» Театрализация – это способ, прием, в основе которого лежит использование тех или других (или всех вместе) характерных для театра выразительных.

Игра как средство гармонизации родительско — детских отношений Субъективные причины нежелания играть, пассивности родителей: Ориентированность на раннее обучение, недооценка игровой деятельности.

Развитие коммуникативных способов взаимодействия дошкольников, как условие успешного обучения ребенка в школеРазвитие коммуникативных способов взаимодействия дошкольников, как условие успешного обучения ребенка в школе Опыт работы ДОУ показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества.

Статья «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» Маркова Т. А. МБОУ «Начальная школа – детский сад №44» г. Белгород Согласно новым требованиям государственного образовательного стандарта.

Театрализация как средство развития речи, коммуникативных, артистических способностей детей старшей группы Театрализация, как средство развития речи, коммуникативных, артистических способностей детей старшей группы. Проблема: Почти полное отсутствие.

Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей».Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей». Сказка о маленьком мышонке. За основу взят сценарий Олеси Емельяновой. Задачи: Позабавить детей; развивать артистические способности детей,.

Загадка как средство формирования речевого развития, восприятия художественной литературы и фольклора Введение новых технологий при обучении дошкольников продиктовано изменением современной педагогической ситуации, характеризующейся гуманизацией.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Загадка — средство обучения и развития коммуникативных отношений
Опубликовано: 28 октября 2015 в 03:53
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД