Светлана Буланова
Закаливание дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Основы будущей жизни, как известно, закладываются в раннем детстве, и потому укрепление здоровья детей дошкольного возраста является приоритетным направлением.
Необходимость организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении уже ни у кого не вызывает сомнения. Актуальность такого подхода обоснована состоянием здоровья детей, посещающих дошкольное учреждение. Заболеваемость детей раннего и дошкольного возраста продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению.
Публикация «Закаливание дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования особое значение уделяют закаливанию организма.
Одна из целей закаливания, которая прописывается в ФГОС дошкольного образования — это выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холода, тепла и т. п.) и постепенного повышения его дозировки. [1]
Закаливание - это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.
Организм человека непрерывно подвергается разнообразному воздействию внешней среды, наиболее длительное и непрерывное воздействие на организм оказывают воздушная среда, солнечная радиация и вода.
Чем младше ребенок, тем хуже проходят в его организме процессы терморегуляции, тем быстрее при неблагоприятных условиях среды он может переохладиться или перегреться из-за малой приспособленности детей передача раздражений к центрам и ответная реакция у них протекают замедленно и не в полную силу.
Организм ребенка часто не успевает отреагировать и защитить себя от холода или жары. Поэтому детей приходится искусственно ограждать как от воздействия холода, так и от перегревания, чтобы предупредить возникновение у них различных заболеваний.
Закаливание следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.
Целью закаливания является выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой.
Научная разработка проблемы закаливания стала возможной лишь благодаря физиологическим исследованиям.
У истоков этого направления стоял крупный отечественный физиолог И. Р. Тарханов. Данная проблема рассматривалась в трудах по адаптации человека французским физиологом Клодом Бернаром, канадским исследователем Г. Селье и советским физиологом П. К. Анохиным.
Клинические исследования по проблеме закаливания в нашей стране проводились Е. Д. Заблудовской, Е. Г. Леви-Гориневской, Г. Н. Сперанским, Е. К. Талановой и многими другими.
Таким образом, закаливание является научно обоснованным систематическим использованием естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды.
При правильном проведении закаливающих процедур, ребенка можно закалять довольно длительное время и получить хороший результат - крепкое здоровье.
Все вышесказанное определило тему курсовой работы и обозначило проблему: возможно ли в условиях дошкольной организации обеспечить процесс закаливания ребенка?
Объект: процесс элементарного закаливания.
Предмет: элементарные закаливающие процедуры в детском саду.
Цель: теоретическое и методическое изучение процесса закаливания в дошкольной образовательной организации.
В соответствии с целью работы были выявлены следующие задачи:
1. Определить значение закаливания детей дошкольного возраста.
2. Выявить принципы закаливания дошкольников.
3. Изучить особенности закаливания часто болеющих детей.
4. Описать основные направления в работе по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
5. Дать характеристику специальным закаливающим методикам.
6. Раскрыть работу с родителями по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.