Галина Пфунд
Закаливающие мероприятия в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Группы от 3 до 4лет
1. Утренняя гимнастика в группе. 2. Точечный массаж по методике Уманской до или после завтрака. 3. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения 4. Физкультурные занятия + динамический час на прогулке 1 раз в неделю 5.«Чесночные» киндеры 6. Аромаотерапия (лук, чеснок) 7. Прогулки: дневная; вечерняя 8. Оптимальный двигательный режим. 9. Гимнастика в кровати, после сна «Мы проснулись». 10. Закаливание. Топтание по дорожкам здоровья (с разной поверхностью) 11. Элементы обширного умывания
Группы от 4 до 5 лет
Приём детей на улице (при температуре до -15°)
Публикация «Закаливающие мероприятия в детском саду» размещена в разделах
1. Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)
2. Точечный массаж по методике Уманской до завтрака
3. Физкультурные занятия в зале + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
4. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения.
5. Чесночные «киндеры»
6. Аромотерапия (лук, чеснок)
7. Прогулки: дневная, вечерняя
8. Оптимальный двигательный режим
9. Гимнастика пробуждения «Мышки-шкряботушки».
10. Закаливание: рижский метод
11. Обширное умывание, ходьба босиком
Старшие и подготовительные группы
1. Приём детей на улице (при температуре до -15°-18°)
2. Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)
3. Точечный массаж по методике Уманской до завтрака
4. Физкультурные занятия в зале + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
5. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин.
6. Чесночные «киндеры»
7. Аромотерапия (лук, чеснок)
8. Прогулки: утренняя; дневная; вечерняя
9. Оптимальный двигательный режим
10. Гимнастика после сна «Пробуждение солнышка» 1и2часть
11. Закаливание: рижский метод, ходьба босиком по дорожкам здоровья (на профилактику) плоскостопия
12. Обширное умывание.
Обширное умывание
Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.
Проводится после сна.
Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.
«Умывайка»
«Раз» обмоем кисть руки, — обмывает правой рукой левую кисть.
«Два» с другою повтори. — обмывает левой рукой правую кисть.
«Три» до локтя намочили, — мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.
«Четыре» — с другою повторили — мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.
«Пять» по шее провели, — мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.
«Шесть» смелее по груди.» — мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.
«Семь» лицо свое обмоем, — мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.
«Восемь» с рук усталость смоем — ополаскивает руки.
«Девять» воду отжимай — отжимает их, слегка стряхивая.
«Десять» сухо вытирай— вытирает руки насухо.
Гимнастика пробуждения «Мышки-шкряботушки» (для средней группы)
1. «Потягушки» - и. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, вытянуть носки ног.
2. «Тренируют лапки» - и. п. : то же. Поднять ноги вверх, руками коснуться ног.
3. «Пугливые мышки» - и. п. : лёжа на животе, руки согнуты в локтях. Приподняться на вытянутых руках, повернуть голову вправо-влево.
4. «Проворные мышки» - и. п. : стоя на четвереньках, голова опущена. Прогнуть спину, голову поднять вверх.
5. «Гибкие спинки» - и. п. : то же. Повторить упражнение № 4 с раскачиванием вперёд-назад.
6. «Мышка в норке» - и. п. : стоя, руки вдоль туловища. Присесть и сгруппироваться.
Гимнастика после сна «Мы проснулись» (для малышей):
• «Мы проснулись» - и. п. : лежа на спине. Поднять руки в стороны и опускать вниз. (6 раз.)
• «Резвые ножки» - и. п. : то же. Поочерёдно поднимать то одну, то другую ногу. (6 раз.)
• «Жучки» - и. п. : то же. Перекаты на правый, затем на левый бок. (6-8 раз.)
• «Кошечки» - и. п. : стоя на средних четвереньках. Двигаться вперёд-назад, наклоняться вниз, сгибая локти, возвращаясь в и. п. (6 раз.)
Ходьба на месте обычная, выходят из спальни на носках.
Гимнастика после сна «Пробуждение солнышка»
(часть первая- сентябрь,октябрь,ноябрь, декабрь январь.)
1. «Солнышко просыпается» - и. п. : лежа на спине. Поднять голову, повороты головы влево - вправо. (4 раза.)
2. «Солнышко купается» - и. п. : то же. Обхватить руками колени, перекатываться с боку на бок. (4 раза.)
3. «Солнечная зарядка» - и. п. : то же, руки вытянуты назад. Поднимать одновременно руки и ноги вверх – вперёд. (4 раза.)
4. «Солнышко поднимается» - и. п. : лёжа на животе, руки согнуты в локтях. Приподниматься на прямые руки, не отрывая ног от кровати. (4-5 раз)
5. «Я – большое солнышко» - и. п. : стоя на ногах возле кроватки. Поднять руки вверх через стороны, потянуться, встать на носки. (4 раза)
Ходьба на месте обычная.
Гимнастика после сна «Пробуждение солнышка»
(часть вторая- февраль, март, апрель, май)\
6. «Вот как солнышко встаёт» - и. п. : сидя на корточках, руки опущены вниз, медленно вставать, руки вперёд — вверх на каждое слово.
7. «Выше, выше, выше» - и. п. : стоя, руки вверху разведены в стороны. Наклоны туловища вниз, руки на колени, вернуться в и. п.
8. «К ночи солнышко зайдёт» - и. п. : то же. Присесть на корточки, руки опустить.
9. «Ниже, ниже, ниже» - и. п. : сидя на корточках, руки опущены вниз. Наклоны головы вниз-вверх-вниз.
10. «Хорошо, хорошо» - и. п. : стоя. Хлопки в ладоши.
11. «Солнышко смеётся» - и. п. : стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево.
12. «А под солнышком таким веселей живётся» - и. п. : то же. Кружение на месте в одну, а затем в другую сторону. (Повторить 2 раза).
ИГРОВОЙ МАССАЖ
Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки
Закаливающее дыхание
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2—3 раза в день.
«Поиграем с носиком»
1. Организационный момент
а) «Найди и покажи носик»
Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.
2. Основная часть
Игровые упражнения с носиком.
б) «Помоги носику собраться на прогулку»
Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
в) «Носик гуляет»
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.
г) «Носик балуется»
На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
д) «Носик нюхает приятный запах»
Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
ж) «Погреем носик»
Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.
3. Заключительный этап
з) «Носик возвращается домой»
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
— Подходи ко мне дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Тете ___ покажи.
— Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
— Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
— Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
— Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
— Хорошо гулять в саду
И поет нос: «Ба-бо-бу».
— Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
— Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.
Массаж рук
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной ус-тойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
«Поиграем с ручками»
1. Подготовительный этап
Дети растирают ладони до приятного тепла.
2. Основная часть
а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем —
растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца
другой руки.
б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.
в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их
друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к
груди. Пауза.
д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
3. Заключительный этап
Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают. Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:
Эй, ребята, все ко мне. Кто стоит там в стороне? А ну быстрей лови кураж И начинай игру-массаж.
Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми, Никого не обойду.
С ноготками поиграю, Друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю», Плечи мягко разомну. Затем руки я помою, Пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики, Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра, Отдыхает детвора.
Массаж волшебных точек ушек
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных реф-лекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2—3 раза в день.
«Поиграем с ушками» 1. Организационный момент
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.
2. Основная часть
Упражнения с ушками.
а) «Найдем и покажем ушки»
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).
б) «Похлопаем ушками»
Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.
в) «Потянем ушки»
Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.
г) «Погреем ушки»
Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.
3. Заключительный момент
Дети расслабляются и слушают тишину.
Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7—8 раз, для малышей достаточно 5—6 раз. Действия можно сопровождать стихами:
— Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
— Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
— Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
— А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
— А потом, а потом
Покрутили козелком.
— Ушко, кажется, замерзло,
Отогреть его так можно.
— Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
— А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на.