Жаворонок Наталия Валериевна
Заметка в помощь педагогам-психологам, работающими с особенными детьми (РАС)
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги,
в последние годы мы педагоги- психологи все чаще сталкиваемся с особенными детьми, детьми которые имеют расстройства аутистического спектра.
Особенные дети требуют особенный подход, определенные игры и игровые упражнения, которые подходят именно этим детям и сугубо индивидуально. К сожалению не очень много литературы и практического материала для педагога-психолога, работающего с такими детьми.
Публикация «Заметка в помощь педагогам-психологам, работающими с особенными детьми (РАС)» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Вот некоторые упражнения,которые я позаимствовала из статьи доктора Темпле Грандин, профессора в университете Колорадо: «Обучающие подсказки для детей и взрослых с аутизмом»
В переводе Татьяны Трониной.
«1. Многие аутисты мыслят образами. Я думаю образами. Я не облекаю мысль в слова. Мои мысли – это кадры фильма, который прокручивается в моем воображении. Образы - мой первый язык, слова – мой второй язык.
Существительные мне было выучить легче всего, потому что в моем мозгу существовали образы слов. Для того, чтобы объяснить понятия «вверх» и «вниз», учитель должен показать их ребенку. Например, возьмите игрушечный самолет и произнесите слово «вверх», имитируя, что самолет взлетает со стола. Некоторым детям легче понять значение слова, если к самолету прикрепить карточку со словом «вверх» или «вниз». Карточка со словом «вверх» была прикреплена к самолету, когда он взлетал. Карточка со словом «вниз» – когда он приземлялся.
2. Избегайте длинных глагольных цепочек в объяснениях. Люди с аутизмом плохо запоминают последовательность. Если ребенок умеет читать, пишите инструкцию на листе. Я например не могу запоминать последовательность действий. Если я спрашиваю дорогу на заправке, я могу запомнить только три шага. Последовательность, в которой больше трех шагов, должна быть записана. Мне также трудно запоминать телефонные номера, поскольку в моем воображении не возникает картинки.
3. Многие дети-аутисты хорошо рисуют, занимаются искусством и программированием на компьютере. Необходимо поддерживать и развивать такого рода способности. Я думаю, очень важно поддерживать и развивать таланты ребенка.
4. Многие дети-аутисты любят концентрировать внимание на одном объекте, как например, поезда или географические карты. Самый лучший способ использовать умение концентрироваться – это направить его на школьные задания. Если ребенок любит поезда – используйте поезда, чтобы обучить его чтению и счету. Читайте книги о поездах, придумывайте математические задачки с поездами. Например, посчитайте, сколько времени идет поезд от Нью-Йорка до Вашингтона.
5. Используйте конкретные визуальные методы, чтобы познакомит ребенка с понятием числа. Мои родители купили мне математическую игрушку, чтобы помочь выучить цифры. Она состояла из набора блоков разной длины и разных цветов для чисел от одного до десяти. С помощью этой игрушки я научилась складывать и вычитать. Для понимания дробей мой учитель использовал деревянное яблоко, разрезанное на четыре части, и деревянную грушу, которая была поделена пополам. С помощью этого я поняла идею четвертей и половины.»