Получи документы

Опыт работы «Развитие речи детей посредством дидактической игры»

валентина шапошникова
Опыт работы «Развитие речи детей посредством дидактической игры»

Заметки к презентации «Развитие речи детей посредством дидактической игры»

Слайд 2. Условия

Хорошая речь – важный показатель развития любого человека. Это не случайно. Она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, непринужденности в общении. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. Речь ребёнка не является врождённой функцией Современная педагогика и психология выдвинули очень важное теоретическое положение, утверждающее, что наиболее благоприятно развитие ребёнка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого в основных видах деятельности ребенка с учётом его возрастных особенностей.

Публикация «Опыт работы „Развитие речи детей посредством дидактической игры“» размещена в разделах

Этой моделью для детей младшего возраста может быть организация процесса обучения через дидактическую игру.

Слайд 3. Актуальность

История развития педагогических систем дошкольного воспитания в значительной мере связана с образовательными задачами. В связи с этим получила определенную направленность и педагогика игры.

В каждой такой системе образовательные задачи ставились на первый план, в силу чего развивались игры, приспособленные к тому, чтобы обучать детей речи, счету и т. д. эти игры получили название дидактических.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие

. Многолетний опыт работы с детьми по развитию речи, опыт коллег воспитателей - показывает, что дидактические игры – эффективное средство речевого развития дошкольников, т. к. они закрепляют и уточняют, обогащают словарь, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь (связную).

Слайд 4. В условиях реализации ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования существенным отличием является — исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка в дошкольном возрасте. Перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми. При правильной организации дидактическая игра создаст условия для развития не только речевых, но и интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника.

Слайд 5 Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Первым игру как вид образовательной деятельности квалифицировал еще Фребель, игра была дидактизирована и выполняла задачи обучения. С ее помощью у детей формировались представления о форме, величине, цвете, овладении движением (подвижные игры). Игра служила методом при пользовании дидактическим материалом - дарами. В педагогике Декроли. игры также употребляются по преимуществу как образовательное средство. В свое время все это было большим завоеванием в разработке конкретной педагогики детей дошкольного возраста. В российской педагогике фундамент теории игры как важнейшего средства всестороннего развития детей заложили исследования таких ученых, как Е. А. Флерина, Е. И. Тихеева, Е. А. Аркин. Позднее игре были посвящены работы Н. М. Аксариной, А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой и др.

Одним из основных положений педагогической теории детской игры в исследованиях психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца и их последователей заключается в том, что игра имеет историческую природу. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. До сих пор к числу любимых детьми относятся народные игры "Фанты", "Краски", "Что летает?" и др. В них много веселых шуток, юмора, и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимания.

Слайд 7 Речевое развитие в соответствии с ФГОС

Слайд 8. Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору, следовательно, дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки. Содержание дидактических игр определяется "Программой воспитания в детском саду, оно связано с содержанием занятий и наблюдениями. Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющиеся у детей, полученные на занятиях по разным разделам программы. Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность накопления под руководством взрослого опыта познания, развития, творчества.

Слайд 9 Деятельностный подход.

В соответствии с ФГОС ДО задача дошкольного воспитания состоит, прежде всего, в том, чтобы создать каждому дошкольнику условия для наиболее полного раскрытия и реализации его возможностей для развития речи, чтобы воспитанник развивался в деятельности.

Деятельностный подход-это специально ориентированная на ребенка организация и управление педагогом деятельности этого ребенка для решения им специально организованных задач разной сложности и проблематики, с целью создания у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности. Именно дидактическую игру можно определить как деятельность, организованную педагогом для выполнения ребенком специально организованных учебных задач разной сложности и тематики, для развития коммуникативной и предметной компетентностей ребенка в процессе общения со сверстниками и педагогом.

Дидактическая игра открывает перед ребенком возможность делать свободный и ответственный выбор способа речевого развития, самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути ее достижения, сформировать умения анализа и самоанализа достигнутых результатов. Дидактическая игра совместная деятельность детей не только с воспитателем, но и детей друг с другом, для выполнения вместе выбранных целей и задач. Готовые образцы правильно выполненного задания предлагает и требует игровое правило, которое нужно реализовать в процессе игровой деятельности, тем самым реализовывая деятельностный подход в соответствии с ФГОС ДОО

Слайд 10 Современные технологии

Слайд 11Формы дидактической игры

Дидактическая игра как игровой метод.

Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: ребята составляют из нескольких частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право назвать этот вид деятельности детей играми-занятиями.

В играх-занятиях педагог целенаправленно воздействует на малышей, продумывает содержание игр, методические приемы их проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал с учетом требований программы, воспитатель через игры-занятия сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы (восприятие, мышление, речь и др., воспитывает привычку не просто манипулировать предметами, а выполнять учебную задачу.

Особенность дидактических игр-занятий состоит в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала. Немаловажной при проведении работы по развитию речи детей является организация самостоятельной игровой дидактической деятельности детей.

Дидактическая игра как форма обучения

Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста, они овладевают ей спонтанно в процессе общения с окружающими. Но только в процессе дидактической игры можно учить ребёнка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращённую к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учётом ситуации общения.

Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала : учебное (познавательное) и игровое (занимательное). В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях

Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты). Содержанием дидактических игр обычно является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).

Организация самостоятельной игровой дидактической деятельности детей осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят :

- отбор игры в соответствии с лексической темой; задачами воспитания и обучения;

- установление соответствия отобранной игры возрастным особенностям детей данной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;

- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

- определение количества играющих;

- подготовка необходимого дидактического материала для игры;

- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка к игре детей : обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи. Каждая игра - это общение ребенка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии - только в этом случае игры будут полезны для развития ребенка.

Слайд 12 Виды игр.

Для развития речи используются дидактические игры разных видов.

Для развития речи используются дидактические игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.). Это игры : "Чудесный мешочек", "Кто увидит и назовет больше?", "Что изменилось", «Кто (что лишний)» и другие.

Настольные печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото "Времена года", о различных профессиях (игра "Что кому нужно?").

Определенными правилами обусловлены подвижные игры.

Подробное, иногда и несколько раз разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения - уже путь к развитию их языка.

Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие («Совушка», «Лохматый пес», «У медведя во бору» и др.). В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст стиха; тогда они могут во время игры читать его сами, а в дальнейшем самостоятельно организовывать подвижные игры.

Наиболее сложны словесные игры : они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Словесные игры построены на словах и действиях играющих.

Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.

Для детей младшей группы это игры «Назови одним словом»,«Кому что нужно?», «Назови три предмета», а так же игры-загадки. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. В ходе игр-загадок у детей развивается активный словарь, происходит обогащение словарного запаса

Слайд 13,14,15 Предметно-развивающая среда

Большую роль в развитии речи детей 2 младшей группы играет предметно-развивающая среда в группе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования приема мнемотехники» Уважаемые коллеги вашему вниманию хотелось бы представить свой опыт работы. Свое выступление я хотела бы начать словами известного педагога:.

Опыт работы «Развитие сенсорики и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игр» Слайд 1 Доклад из опыта работы «Развитие сенсорики и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры».

Презентация «Развитие речи посредством дидактической игры» 1. Я, Каплина Ольга Васильевна, закончила Анжеро-Судженский педагогический колледж и получила средне-специальное образование. Работаю в.

Развитие сенсорного опыта у детей раннего возраста посредством дидактической игры Дидактическая игра – инструмент формирования сенсорных эталонов Период раннего детства является сензитивным периодом для развития сенсорного.

Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников посредством дидактической игры» Слайд 1 Уважаемые коллеги, я хотела бы представить опыт работы на тему «Развитие речи дошкольников посредствам дидактической игры» В речи.

Опыт работы «Духовно-нравственное развитие детей посредством праздников и развлечений» Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Бобохидзе Т. В. “Духовная жизнь ребенка полноценна тогда, Когда он живет в мире.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры» Отчёт по самообразованию за 2018-2019 учебный год. Тема :«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры».

Педагогический опыт «Развитие речи посредством театрализованной игры» Педагогический опыт Тема: «Развитие речи посредствам театрализованной игры» Введение Я, Чесных Александра Николаевна работаю.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики. В современное время актуальность обусловлена.

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры Организация работы по развитию связной речи посредством дидактической игры у детей младшего дошкольного возраста. Свою работу по развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие речи детей посредством дидактической игры»
Опубликовано: 29 июня 2019 в 21:12
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД