МААМ-картинки

Занимательное тико-конструирование в детском саду

Татьяна Бухарова
Занимательное тико-конструирование в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Истоки способностей и дарования детей-

на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут

тончайшие нити – ручейки, которые питают

источник творческой мысли. Другими словами, чем

больше мастерства в детской руке, тем умней ребенок.

В. А. Сухомлинский.

1. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВА ОПЫТА

Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним.

Публикация «Занимательное тико-конструирование в детском саду» размещена в разделах

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности».

ФГОС ДО регламентирует интеграцию образовательной деятельности, способствующих развитию дополнительных возможностей и формированию универсальных образовательных действий. Совершенствование самостоятельной деятельности по «ТИКО» конструированию направлено главным образом на развитие психических и личностных качеств ребенка, таких как любознательность, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, креативность, обеспечивающих социальную успешность и способствующих формированию интеллектуальной творческой личности.

Фундамент активной, инициативной, творческой личности закладывается в дошкольном детстве. Именно в этот период создаются важные предпосылки для развития познавательных интересов детей. Познавательный интерес – ведущий мотив учебной деятельности, способствующий формированию глубоких и прочных знаний; развитию и повышению качества мыслительной деятельности, активности в учении, благоприятствующий формированию способностей, созданию более благоприятного эмоционального фона для протекания всех психических процессов.

Одна из важнейших задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его потенциала, чтобы он мог быстро реагировать на изменяющиеся условия, был способен обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения.

Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень.

Как добиться того, чтобы знания, полученные в детстве, помогали детям в жизни. Одним из вариантов помощи является дополнительное образование, где дети комплексно используют свои знания.

Разнообразие конструкторов ТИКО позволяет заниматься с детьми разного возраста и по разным направлениям.

Актуальность ТИКОтехнологии значима с введением ФГОС:

- является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей.

- позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в игре.

-формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально активной личности, формирует навыки общения и сотворчества.

-объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и создавать свой собственный мир, где нет границ.

2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕДУЩЕЙ ИДЕИ ОПЫТА.

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА.

Опыт моей педагогической деятельности показывает, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ТИКО моделирование в различных видах образовательной деятельности с детьми.

Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, безопасной, увлекательной. Все это может обеспечить нам ТИКО конструктор.

Наиболее эффективная форма организации работы в детском саду, которую я использую, это проведение НОД с использованием ТИКО моделирования. Это дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность педагогической деятельности.

Работая над темой «Занимательное ТИКО», периодически применяла в работе с детьми электронные схемы, взятые мной из сети Интернета. Я обратила внимание на то, что подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

Первоначально я использовала готовые схемы, но однажды я не нашла нужной мне в данный момент схемы, и решила сделать ее сама. Схема получилась, нашла живой отклик у детей и вдохновила меня на дальнейшее творчество в этом направлении.

Цель моей работы: развитие творческих способностей, конструктивных умений и навыков, воспитание личности способной самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, находя оригинальные способы решения.

Для достижения поставленной цели, мною сформулированы следующие задачи:

Задачи работы с детьми :

- обучающие:

- развивать интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское творчество

- учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее составные части, их функциональное назначение

- содействовать формированию знаний о цвете, форме, счете, пропорции, симметрии, понятии целого и части

- совершенствовать навыки детей работы в парах, коллективах, распределении обязанностей

- развивающие:

- создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления.

- способствовать развитию творческой активности ребенка.

- способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.

- воспитательные:

- содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпения, самоконтроля, воли)

- развивать навыки межличностного общения и коллективного творчества

Основная часть.

Курс занятий рассчитан на 4 года, объём занятий – 72 часа (2 раза в неделю, в каждой возрастной группе, начиная со второй младшей группы).

Для успешной работы по данному направлению необходимо учитывать ряд условий:

- Наличие «Центра конструирования», который должны содержать конструкторы различной модификации (фантазер, арифметика, геометрия, шары,архимед).

- Организация занятий с обязательным включением различных форм организации обучения, по разработанному алгоритму работы с конструкторским материалом.

Проведение каждого занятия осуществляется строго по алгоритму.

Алгоритм работы с конструктором

1. Рассматривание образца, схемы, чертежа, рисунка, картинки.

2. Поиск-выбор необходимых деталей из общего набора.

3. Сборка частей модели.

4. Последовательное соединение всех собранных частей в одну целую модель.

5. Сравнение своей собранной модели с образцом, схемой, чертежом, рисунком, картинкой (или анализ собранной конструкции).

Занятия проводятся в соответствии с планированием, которое включает в себя формы организации обучения и решает задачи основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) дети учатся производить простейший анализ созданных построек, совершенствовать конструктивные умения, различать, называть и использовать основные строительные детали, сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения. В этом возрасте преобладает такая форма организации обучения как «конструирование по образцу», «конструирование по замыслу», которая ограничена возведением несложных построек.

«Конструирование по образцу» заключается в том, что детям предлагаются образцы построек выполненных из деталей конструктора. Показаны способы их воспроизведения. Эта форма обучения обеспечивает прямую передачу знаний, способов действий основанных на подражании.

«Конструирование по замыслу» обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления своей самостоятельности. Дети сами знают, что и как будут конструировать.

Перспективное планирование для воспитанников второй младшей группы представлено в Приложении 1.

Для реализации программного материала необходимо иметь:

- конструктор ТИКО - фантазер;

В процессе реализации психолого – педагогической работы, у детей второй младшей группы будут сформированы знания:

- Знать, называть и правильно использовать детали конструктора.

- Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) продолжаем развиваться способность различать и называть строительные детали, использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Дети учатся анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга, самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине). В этом возрасте к «конструированию по образцу и замыслу» прибавляется такая форма организации обучения как «как конструирование по простейшим чертежам и схемам». Эта форма предполагает из деталей строительного материала воссоздание внешних и отдельных функциональных особенностей реальных объектов. В результате такого обучения – формируются мышление и познавательные способности ребенка.

Для реализации программного материала необходимо иметь:

- конструктор ТИКО - фантазер;

- схемы

В процессе реализации психолого – педагогической работы воспитанники средней группы смогут:

- уметь анализировать образец постройки (выделять основные части, соотносить их по величине и форме);

- преобразовывать постройки в соответствии с заданием воспитателя.

В старшем дошкольном возрасте работа направлена на развитие умения устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создание разнообразных построек и конструкций. Дошкольники учатся выделять основные части и характерные детали конструкции, анализировать постройки, создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. В процессе конструирования формируются умения работать в коллективе, объединять свои постройки в соответствии с общим замыслом. В работе с дошкольниками старшего дошкольного возраста уже можно применять такую форму организации обучения как «конструирование по условиям». Не давая детям образца построек, рисунков и способов ее возведения, определяя лишь условия, которым постройка должна соответствовать. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе реализации психолого – педагогической работы воспитанники старшей группы смогут:

- уметь выделять основные и характерные части постройки;

- анализировать образец постройки;

- планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;

- создавать постройки по схеме, по замыслу;

- освоить основные компоненты конструкторов ТИКО, конструктивных особенностей различных моделей, сооружений и механизмов;

- уметь работать в коллективе, распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом.

Для реализации программного материала необходимо иметь:

- конструкторы ТИКО.

Воспитанники подготовительной к школе группы уже в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображения, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дошкольники быстро и правильно подбирают необходимые детали. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будут осуществлять постройку. Владеют различными формами организации обучения, а так же «конструирование по теме». Детям предлагается общая тематика конструкции, и они сами создают замыслы конструкций. Основная цель такой формы это актуализация и закрепление знаний и умений полученных ранее.

В процессе реализации психолого – педагогической работы воспитанники подготовительной группы смогут:

- видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части;

- соотносить конструкцию предмета с его назначением;

- создавать различные конструкции одного и того же объекта;

- создавать различные конструкции модели по схеме, чертежу, по словесной инструкции педагога, по собственному замыслу;

- создавать конструкции, объединенные одной темой.

Заключение

Решение поставленных в методической разработке задач позволит:

- организовать в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе ТИКО -конструирования в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки. В результате, создаются условия для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, сформировать выраженную активность родителей в совместной образовательной деятельность с детьми по приобщению к конструированию;

Реализация работы по ТИКО-конструированию в детском саду способствует :

- реализации одного из приоритетных направлений образовательной политики;

- обеспечению работы в рамках ФГОС;

- формированию имиджа дошкольной образовательной организации;

- удовлетворённости родителей в образовательных услугах детского сада;

- повышению профессионального уровня педагогов;

- участию педагогов в конкурсах различных уровней.

Предполагаемые результаты.

1. формирование конструкторских умений и навыков у детей

2. воспитание творческой личности

3. применение ТИКО конструктора вне занятий

4. развитие мелкой моторики, мышечной памяти у детей

5. дети должны знать виды конструкций: плоские, объемные; технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе с Тико-конструкторомФотоотчет о работе с Тико-конструктором «Есть коробка у меня, в ней живут мои друзья Очень, очень разные: желтые и красные, Зеленые и синие – все дружные и сильные. Вместе любят.

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Фотоотчет «Конструирование в детском саду»Фотоотчет «Конструирование в детском саду» Конструирование — один из любимых детьми видов деятельности наряду с изобразительной и игровой деятельностью. Конструирование является.

Фотоотчет «Голуби мира в детском творчестве с использованием техник «пластилинография», «аппликация» и конструирования»Фотоотчет «Голуби мира в детском творчестве с использованием техник «пластилинография», «аппликация» и конструирования» Дорогие друзья и уважаемые коллеги, доброе время суток! Вашему вниманию предлагаю фотоотчет детского творчества "Голуби мира", выполненных.

Тико-конструированиеТико-конструирование Цель:развитие конструктивного,логического мышления,пространственого воображения,конструктивных умений. В этом учебном году РППС нашей.

Фотоотчёт. Конструирование из Тико «Игрушки своими руками» в средней группеФотоотчёт. Конструирование из Тико «Игрушки своими руками» в средней группе ТИКО, или Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения я активно применяю в образовательной деятельности детей средней группы. Так,.

Консультация для родителей «Конструирование в детском саду»Консультация для родителей «Конструирование в детском саду» Уважаемые родители! Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных.

Лепбук «9 мая» в детском садуЛепбук «9 мая» в детском саду К празднику 9 мая мной был создан небольшой лейбук посвященный этой важной и святой дате! Создан он для того, чтобы было наглядное пособие.

Мастер-класс конструирование из бумаги «Цветут подснежники в саду»Мастер-класс конструирование из бумаги «Цветут подснежники в саду» Вот наступила долгожданная весна. Вся окружающая природа вещает о её приходе. Мы с ребятами,совершая очередную прогулку по участку детского.

Занимательное представление «Тесла-шоу» в детском садуЗанимательное представление «Тесла-шоу» в детском саду В нашем детском саду прошло интересное мероприятие – занимательные эксперименты с электричеством. Побывав вместе с детьми на электрическом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занимательное тико-конструирование в детском саду
Опубликовано: 12 сентября 2021 в 12:21
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занимательное тико-конструирование в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бухарова (УИ 1262657) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД