Юнусова Ирина
Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Все люди отличаются друг от друга»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие для детей
на тему:
"Все люди отличаются друг от друга "
Подготовила:
педагог-психолог
Юнусова Ирина Александровна
Цели занятия :
1. Закрепить знания учащихся о положительных и отрицательных качествах характера человека.
2. Научить детей определять достоинства и недостатки себя и других людей, понимать причины их поступков.
Публикация «Занятие для детей старшего дошкольного возраста „Все люди отличаются друг от друга“» размещена в разделах
3. Помочь детям поделиться своими представлениями о себе, показать, что у каждого есть свои таланты и способности, которые делают нас особенными, не похожими на других.
Задачи:
1. Развитие интереса к себе, формирование первичных навыков самоанализа.
2. Развитие умения выделять сильные и слабые стороны своего характера.
3. Развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания.
4. Формирование умения говорить и думать о себе.
Оборудование:
1. Мяч.
2. Плакаты с неоконченными предложениями.
3. Музыкальное сопровождение
4. Элементы инсценировки сказки.
Ход занятия:
- Мы часто встречаем разных людей, кто-то из них похож на нас, кто-то отличается, кто-то кажется нам необычным и даже странным. И все мы по-разному воспринимаем и относимся к тем, кто не такой, как мы. Сегодня тема нашего занятия “Все люди отличаются друг от друга своими качествами”. Каждый из вас не только неповторим, но и до конца непознаваем, потому что сложнее человека природа ничего не создала. И одно из самых увлекательных занятий – узнавать что-то новое о самом себе и окружающих людях. Девиз нашего занятия : “Познай самого себя и других” (зачитывается запись на доске).
Разминка
1. Упражнение «На что похоже мое настроение»
«Прислушайтесь к себе. На какой цвет похоже ваше настроение? Упражнение выполняется в кругу, с мячиком. Варианты: «На какую погоду (музыку, цветок, животное и т. д.) похоже ваше настроение?»
2. Упражнение «Никто не знает»
Будем бросать мяч друг другу. Тот, у кого окажется мяч, говорит фразу: «Никто не знает, что я (или – у меня….» Будьте внимательны, старайтесь сделать так, чтобы каждый принял участие. У каждого из нас мяч может побывать много раз.
3. Упражнение «Неоконченные предложения».
Детям предлагаются плакаты, и они поочередно заканчивают предложение:
• «Я мечтаю…»
• «Я стремлюсь…»
• «Я верю…»
Основная часть занятия
4. «Психологическая загадка».
По описанию детям необходимо догадаться, какое качество характера человека загадал ведущий:
• «Человек, умеющий жить мирно, дружно, без ссор». (Миролюбивый).
• «Человек, умеющий сам выполнять свои обязанности» (Ответственный).
• «Человек, любящий трудиться» (Трудолюбивый).
• «Человек, который знает свои недостатки» (Самокритичный).
• «Человек, всегда готовый помочь» (Отзывчивый)
Для того чтобы дети точнее поняли значение этих слов, можно их попросить составить предложение с этими словами или по «отгадке» составить описание качества.
5. Упражнение «Ладошка» (музыкальное сопровождение работы за круглым столом)
Предлагаем детям положить ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы и обвести контуры своей руки карандашом (можно приготовить заготовки ладошек и предложить учащимся). А затем на рисунке, на каждом пальчике, написать что-либо хорошее о себе от первого лица: «Я – красивый», «Я – сильный» и т. д. Затем собираем ладошки, по очереди читаем их группе, а дети догадываются, кому какая «ладошка» принадлежит.
Все «ладошки» раздаем их владельцам, предлагаем положить (повесить) дома на видное место, каждый день проговаривать вслух все свои самые хорошие качества и постепенно дополнять новыми.
6. Упражнение «Мы похожи – мы отличаемся»
Приглашаем двух участников к доске, обращаем внимание на их внешность, затем предлагаем группе найти у них пять сходных и пять различных качеств.
Динамическая пауза: двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками (способствуют межполушарному взаимодействию)
- А сейчас, ребята, мы с вами попадем в сказку, где все герои тоже отличаются друг от друга своими качествами!
7. Сказка «Туча» (Музыкальное сопровождение инсценировки сказки).
Варианты: чтение сказки ведущим, инсценировка элементов сказки
Однажды белое, пушистое и нарядное облачко встретилось в голубом небе с другими облаками.
- Здравствуй, дружочек, - сказали они ему. – Иди к нам, ты такое красивое.
Облачко радостно подплыло к другим облакам, радуясь, что его так дружелюбно приняли.
-Давайте поиграем во что-нибудь, например, полетаем над землей и посмотрим, что делают люди, - предложило Облачко.
-О, мы с радостью полетим с тобой, ведь это так интересно! – воскликнули все разом.
- И я с вами! – вдруг раздался просящий голос.
- Ну вот еще! Ты нам все испортишь, ты такая серая и неуклюжая, люди испугаются тебя и убегут, - послышались со всех сторон голоса.
Пока они это говорили, Облачко внимательно посмотрело в ту сторону, откуда только что раздался голос, и увидело пухлое серо-черное облако, которое еще больше хмурилось и темнело от насмешек своих собратьев. Облачку стало жалко его.
- Кто это? – спросило оно у своих новых друзей.
- Это Туча, пояснило самое красивое облако. – Ее никогда никуда не берут, потому что она страшна и уродлива. А людям нравятся только белые облака.
- Давайте …. Давайте возьмем ее с собой, - предложило облачко, но его слова потонули в общем шуме.
Облака подхватили Облачко и полетели. Пролетая мимо Тучи, Облачко вдруг услышало, как она грустно сказала: «Так всю жизнь, неужели я никогда не смогу быть полезной людям, не смогу стать такой же красивой, как мои собратья!»
Облака плыли над городами, селами, реками, горами, морями, озерами.
- А хотите, я покажу вам ту страну, в которой я родилось? – спросило Облачко.
- Очень хотим! – послышалось со всех сторон.
- Тогда летим, - сказало Облачко.
Вскоре они прилетели в края, где всегда жарко грело солнце, где сады были полны фруктов, а на полях колосилась рожь.
- Но что это?- Облачко тревожно посмотрело вниз и не поверило своим глазам. «Где зеленые луга, полноводные реки, спелые колосья ржи, где великолепные сады и леса? – тревожно спросило себя Облачко. – И где все люди?»
- Вы побудьте здесь без меня, я скоро вернусь, - сказало Облачко.
Оно низко спустилось над землей, и его взору предстала страшная картина: почти все засохло; река, которая когда-то была самой полноводной, стала похожа на жалкий ручеек.
- Мы умрем от голода и засухи! – слышались отовсюду тревожные и печальные голоса людей.
Облачко стремглав взлетело вверх.
- Я должна помочь им, но я такое маленькое! – воскликнуло оно - Что же делать?
Никто не заметил, что Туча медленно летела вслед за облаками.
- Я помогу! – сказала она.
- Куда тебе! С твоим-то видом только помогать, вновь послышались со всех сторон насмешки.
Но Туча, не обращая внимания на насмешки, делала свое дело. Она спустилась ниже к земле… Раздался сильный удар грома и хлынул такой сильный дождь, какого здесь уже давно не видали. На глазах у всех природа стала оживать: реки наполнялись водой, леса, поля, сады набирали силу и свежесть. И вот выглянуло солнце, его лучи пробились сквозь Тучу, которая стала легкой и прозрачной. Вдруг все увидели радугу. «Радуга – это хорошая примета. Мы не умрем от голода и засухи», - слышались повсюду радостные голоса людей. Дождь кончился, и казалось, умытая земля благодарила Тучу, а ее собратья восхищались ею. Туча же, улыбаясь, медленно поднималась в самую высь неба, в страну ангелов, туда, где живут самые красивые и добрые облака.
При обсуждении обращается внимание на несоответствие внешнего облика и качеств как тучи, так и облаков.
8. Упражнение «Темные и светлые мешочки»
На доске нарисованы два больших мешка, достаем заранее заготовленные таблички, на которых написаны качества людей, и предлагаем ученикам коллективно рассортировать эти качества на «темные» и «светлые». Выбирается помощник, который с помощью магнитов будет прикреплять таблицы к доске («складывать в мешки»). При этом под темными «качествами» будут пониматься те, которые мешают жить мирно и счастливо как самому человеку, так и его окружению. Соответственно, под «светлыми» те, которые помогают.
Итог занятия :
9. Упражнение «Светофорики»
Ребятам раздаются зелено-красные «светофорики» - кружочки из ватмана, зеленые с одной стороны, красные с другой, диаметром примерно 4-5 сантиметров. Ведущий указкой показывает качества, помещенные в мешочки в предыдущем упражнении. Детям необходимо подумать, присутствует ли у них это качество, и ответить при помощи «светофорика». «Да» - зеленый цвет, «нет» - красный. (Ведущий тоже играет) Затем ведущий спрашивает, были ли ребята, у которых есть качества только из одного мешочка.
Вместе с детьми делаем вывод о том, что в каждом человеке, как правило, присутствуют и «темные» и «светлые» качества.
10. «Спасибо за приятное занятие»
- Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становиться в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!». Таким образом, группа в центре круга, постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.