Папки-передвижки

Занятие для дошкольников «Пустыня»

Анастасия Власкина
Занятие для дошкольников «Пустыня»

Пустыня

Цель:

Формировать экологические представления детей, интерес к различным природным зонам.

Задачи:

• Познакомить детей с особенностями природных условий пустыни.

• Уточнить и расширить представления детей о животном и растительном мире пустыни.

• Формировать у детей элементарные представления о приспособлении живых организмов к среде обитания.

• Развивать у детей умение делать выводы, устанавливать взаимосвязи в природе.

Публикация «Занятие для дошкольников „Пустыня“» размещена в разделах

Развивать словарный запас детей: «оазис», «песчаная пустыня», «верблюжья колючка», «тушканчик», «саксаул», «бархан».

• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Ход занятия:

Сегодня мы с вами снова отправляемся в путешествие. А куда мы попадем – вы узнаете, отгадав загадку:

Вот песчаный океан,

Раз бархан и два бархан.

Тут без дождика тоска,

Всюду горы из песка.

(Пустыня)

В пустыне (Слайд 1) выпадает очень мало осадков, там редко появляются облака. Но если тучи сгустились, то это очень опасно. Поднимается ветер, который передвигает песок, в воздухе вьются столбы пыли, понижается температура воздуха. Буря в пустыне представляет большую опасность для животных и растений. Но сейчас на небе солнышко, и не предвидится никаких неприятностей. Лето в пустыне длится 5-6 месяцев, оно безоблачное и жаркое. Средняя температура воздуха летом +30 градусов. Местами жара достигает 40-50 градусов. В результате, песок в пустыне днем накаляется до 70-80 градусов, при желании в песке можно испечь яйцо. А вот ночи в пустыне, наоборот, прохладные. За все лето, бывает, не выпадает ни капли дождя. Он испаряется, не долетев до земли. Поверхность пустыни холмистая. Часто встречаются большие холмы из мелкого песка. Это барханы.

Самая жаркая пустыня находится в Африке. Название у нее сладкое, но не сахар – Пустыня Сахара (Слайд 2). Но не следует думать, что там только солнце и песок. Пустыня полна растениями и животными. А уж если попадаешь в пустыню весной, то можно увидеть зеленую травку, цветы и услышать пение птиц.

- Как вы думаете, могут в таком месте жить растения (Слайд 3?

(Ответы детей) Оказываются могут. Но растительность пустыни бедная. Растут в основном низкие растения, с маленькими листочками. А у некоторых вместо листьев – колючки.

Верблюжья колючка (Слайд 4) - растение невысокое.

- А почему, как вы думаете?

(Ответы детей) Оно бережет влагу, если бы растение было высоким, воды нужно было бы больше.

- Посмотрите, какие листья у верблюжьей колючки? Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Это позволяет воде меньше испаряться.

- Верно, таким образом растения приспосабливаются к жаркому сухому климату.

- Как же они обходятся без воды?

(Ответы детей) Оказывается у этих растений очень длинные корни. Если такое растение выкопать и забраться с ним на крышу пятнадцатиэтажного дома (иллюстрация, то его корни достанут до земли.

- Зачем растению длинные корни?

(Ответы детей) Доставать воду, которая находится глубоко-глубоко под землёй.

Кактус (Слайд 5) имеет мягкий, как губка, ствол, который толстеет полный воды после дождя. Он не имеет листьев. Кактус накапливает воду в зелёных стволах.

Саксаул (Слайд 6) приспособилось к условиям пустыни, не боится соленых грунтовых вод, хорошо переносит засуху, т. к. лишено листьев и поэтому испаряет мало влаги. Его древесина плотная и прочная. Весной это дерево покрывается своеобразным покровом. Его зеленые ветви тонкие, длинные, как вязальные спицы. Крона у саксаула прозрачная, но массивная. В марте, в период цветения, деревца стоят, обсыпанные желтыми мелкими цветками. А осенью у него созревают плоды, которые ветер разносит по пустыне. Попав в почву, они за два-три дня прорастают. С наступлением холодов зеленые веточки опадают, и дерево обнажается.

Кандым (Слайд 7) удивительное растение в пустыне. Его еще называют "перекати-поле". В пушистом шарике растение прячет семена. Легкий шарик скачет по пустыне, а заодно и семена разбрасывает, из которых вырастут новые растения.

Путешествовать по пустыне очень непросто. Ноги утопают в песке и, пройдя несколько метров, мы понимаем, что далеко не уйдем. Дует горячий ветер, мы закрываем лицо руками. А за плечами у нас тяжёлые рюкзаки. Идти дальше невозможно, и мы без сил опускаемся на песок.

В этой трудной ситуации нам сможет помочь одно животное, какое вы узнаете, отгадав загадку:

Сколько важности в походке!

По пустыне-сковородке,

По колючкам босиком

Кто идет с горбом-мешком?

(Верблюд)

- Что есть у верблюда на спине?

(Ответы детей) Горбы

- А как вы думаете, зачем верблюду горбы?

(Ответы детей) В своих горбах верблюд содержит запасы жира, что позволяет ему обходиться без пищи и воды.

Существуют верблюды (Слайд 8) одногорбые и двугорбые. В высоту верблюд достигает двух метров, а жить в пустыне ему помогает строение тела и ног.

Верблюда называют кораблем пустыни. Как вы думаете, почему?

(Ответы детей) Только верблюд может свободно передвигаться в пустыне, как корабль в море.

Это животное имеет мозолистые подошвы, как тапочки, что помогает ему передвигаться по горячему песку, не обжигая ног и не проваливаясь. Верблюд очень сильное животное, может переносить тяжести до 500 кг. Именно поэтому верблюдов использовали для перевозки грузов по пустыне. Питаются верблюды растениями: верблюжьей колючкой, кактусами, ветками саксаула. В пустыне можно увидеть верблюдов, которые идут друг за другом, - это караван, с которым вместе обязательно путешествует человек

Однако местами даже в пустынях из-под земли бьют источники, которые орошают окружающую почву. Здесь много зелени, растут пальмы, возможно земледелие. Сюда на водопой и в поисках корма собираются птицы и крупные звери, включая койотов, лисиц, диких кошек. Такие островки жизни называются оазисами (Слайд 9). Здесь мы и отдохнем.

Физминутка:

- Вы, наверное, устали?

- Да!

- И поэтому все встали.

Дружно вытянули шеи,

И, как змеи зашипели.

Пошипели, помолчали,

Как тушканчик поскакали.

Поскакали, поскакали,

За барханом мы пропали.

Отдохнули, ребята. Продолжаем наше путешествие.

Недостаток влаги — одна из главных трудностей в жизни обитателей пустыни. Все они по-разному приспосабливаются к суровым пустынным условиям.

Большая часть животных пустынь летом ведёт ночной образ жизни. Некоторые, например, суслики (Слайд 10, летом, в период самого сильного зноя, впадают в спячку.

Ящерицы (Слайд 11) не пьют воду. Им хватает той жидкости, которую они получают с пищей. Специальные зубчики на пальцах не дают провалиться в песок, и они очень быстро скользят по песку, благодаря «песчаным лыжам». Живут они в норках, покинутых животными, или роют сами. В целях защиты используют рефлекс самокалечения – отбрасывают хвост, который со временем отрастает.

Ящерица-варан – самая крупная. Длина серого варана – 1.5м. Из-за больших размеров его называют пустынным крокодилом.

Варан (Слайд 12) - это самый крупный из всех ящериц. Варан – хищник, свою добычу может сбить с ног ударом хвоста. Норы себе выкапывает под корнями деревьев. Детёныши вылупляются из яиц. Они очень быстро растут.

Черепахи (Слайд 13) (в длину примерно 20см) могут весить 1.5-2кг; питаются растительной пищей, иногда мелкими насекомыми. Всё её тело покрыто панцирем. При опасности голову и лапы она втягивает под панцирь. Черепаха может проспать 8 месяцев в году.

Куланы (Слайд 14) – довольно крупные животные. Эти животные живут стадами.

Посмотрите, какого цвета куланы?

(Ответы детей) Они тоже песочного цвета, потому что так удобнее маскироваться.

Джейран (Слайд 15) - это длинноногая стройная газель. Кормится травами и кустарниками. Джейраны живут стадами. Стадо постоянно кочует. Воду пьют 1 раз в семь дней. К водопою приходят, когда стемнеет. А в жару лежат в тени. При опасности спасаются бегством.

Тушканчик (Слайд 16) у него хвост длиннее туловища в 2 раза. Передние лапки короткие, задние – длинные. Скачет он на задних лапках, а хвост помогает ему отталкиваться от песка.

Пустынный воробей (Слайд 17) обитает в зарослях саксаульника и акации.

Песчаный удав (Слайд 18) умеет ползать под песком, но как только появляется добыча, моментально выползает и хватает его, при отсутствии пищи и воды впадают в спячку. Питается в основном ящерицами.

В пустыне обитают насекомые (Слайд 19) : саранча, скорпионы, жуки и тарантулы.

- Ребята, наше путешествие подошло к концу, поделитесь своими впечатлениями. Понравилось вам путешествие по пустыне? (Ответы детей)

А что интересного вы узнали? (Ответы детей)

С какими новыми животными и растениями познакомились? (Ответы детей)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Зимняя прогулка». Физкультурное занятие для старших дошкольников Зимняя прогулка. Задачи: 1) Систематизация знаний о зиме. 2) Закрепление техники выполнения игрового самомассажа, пальчиковой гимнастики.

Групповое коррекционно-развивающее занятие для старших дошкольников «Скоро в школу»Групповое коррекционно-развивающее занятие для старших дошкольников «Скоро в школу» Набиева Ольга Муратовна Групповое коррекционно-развивающее занятие для старших дошкольников «Скоро в школу» Цель: развитие познавательной.

Интегрированное занятие «С чего начинается Родина» для дошкольников Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима. Чувство патриотизма начинает формироваться.

Макеты «Подворье», «Лес», «Африка», «Пустыня»Макеты «Подворье», «Лес», «Африка», «Пустыня» Макеты Изготовила воспитатель ЧДОУ Детский сад №94 ОАО «РЖД» Застенчик Нина Александровна Цель: Обобщить и систематизировать представления.

Познавательное занятие для старших дошкольников «Путешествие по океанам» Цель: Создавать условия для расширения кругозора, формирования знаний детей об океанах их особенностях, обитателях, растительном мире и.

Конспект занятия «Путешествие в разные климатические зоны. Север, пустыня, море» (старшая группа) Тема «Путешествие в разные климатические зоны (север, пустыня, море)». Цель: Знакомство с различными климатическими зонами и обитателями.

Тематическое занятие для старших дошкольников «Два гения музыки» «Два Гения Музыки» Тематическое занятие для старших дошкольников. Дети под музыку «Ноктюрна» Ф. Шопена входят в зал, украшенный в стиле.

Занятие — игра по логоритмике для дошкольников «Мы расскажем о себе и других стихами и руками» Занятие способствует устранению нарушений в звукопроизношении, формированию и коррекции.

Занятие по ПДД на интерактивной доске с элементами игры для дошкольников что дети не знакомы даже с самыми элементарными правилами поведения на улице, а также то, что взрослые равнодушно относятся к поведению.

Занятие по социально-коммуникативному развитию «Веселое путешествие» для старших дошкольников Занятие по социально – коммуникативному развитию «Веселое путешествие» (для старших дошкольников) Тимофеева А. В., воспитатель МБДОУ «Детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие для дошкольников «Пустыня»
Опубликовано: 1 февраля 2019 в 14:54
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД