Наталья Клевцова
Занятие для педагогов по профилактике синдрома «эмоционального выгорания»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из серьезных проблем современного детского сада является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает в глазах, нарастает негативизм и усталость.
Публикация «Занятие для педагогов по профилактике синдрома „эмоционального выгорания“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Основной целью моей работы является обеспечение психологического здоровья детей. Очень важно, чтобы каждый ребенок эмоционально-комфортно чувствовал себя в дошкольном учреждении. А это в свою очередь сопряжено не с большим количеством разнообразных игрушек, не с плотным расписанием увлекательных занятий, а прежде всего с воспитателем, «самым любимым» и «самым хорошим». К сожалению, даже с самым хорошим воспитателем может случиться «беда»: вот пришла она сегодня в сад какая-то не такая, детки ей в глаза заглядывают, а она не в настроении, кричит, ругается, да и занятие какое-то скучное сегодня получилось. Почему это произошло? А оказывается, ей сказали подготовить консультацию, открытое занятие провести, картотеку игр оформить, еще дом, семья, маме еще обещала сбегать помочь. «Что делать?» – говорит воспитатель.
И тогда на помощь приходит педагог-психолог. Ведь отрицательная окрашенность психологического состояния педагогов не только снижает эффективность воспитания и обучения детей, повышает конфликтность во взаимоотношениях с родителями, коллегами, но и способствует возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, формируя синдром «эмоционального выгорания».
В наблюдениях за реальными рабочими ситуациями и беседах с педагогами я увидела проявляющиеся симптомы синдрома «эмоционального выгорания» (эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений). Предварительные выводы по результатам наблюдений подтвердились: в результате диагностики (была использована методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко) было выявлено 4 педагога с синдромами в различных стадиях формирования.
В связи с этим организация работы по профилактике синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов является одной из главных задач моей работы в ДОУ.
Занятие «Детские воспоминания»
Цель: повышение энергетического потенциала; создание условий для сплочения и самовыражения в коллективе; формирование коммуникативных навыков; снятие напряжения.
Оборудование: мяч, музыка для релаксации, диск с детскими фотографиями педагогов, чай, сладости.
Ход занятия
Ритуал приветствия «Друг к дружке»
Вам необходимо будет делать очень-очень быстро. У вас есть ровно пять секунд, чтобы выбрать партнера и крепко пожать ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам будет нужно очень быстро «поздороваться» друг с другом:
- правая рука к правой руке!
- спина к спине!
А теперь быстро – быстро найдите себе нового партнера и пожмите ему руку.
«Поздоровайтесь» следующими частями тела:
- левая рука к левой руке!
- бедро к бедру!
- пятка к пятке!
Разминка (игра «Виртуальное путешествие»)
Слово ведущего: Чтобы поднять настроение, я вам предлагаю поиграть в игру «Виртуальное путешествие». Сейчас, мы с вами, по очереди будем бросать мяч по кругу, сообщая тому, кому вы бросаете мяч, в какое виртуальное путешествие вы его отправляете. Например, в холодильник, на пальму, на диван, в Древнюю Грецию и т. д. Тот, кто поймал мяч, должен назвать три предмета, которые он возьмет с собой туда, куда его направили.
Упражнение «Встреча»
Включается приятная расслабляющая музыка.
Слово ведущего: А сейчас сядьте поудобнее. Если вы хотите откашляться, сделайте это сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Ваши руки лежат совершенно спокойно. Ваши ступни расслаблены. Все ваше тело отдыхает…. поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет, представьте себя в этом возрасте, в котором вы лучше себя помните….
Обратите внимание на то, как вы одеты, какое у вас выражение лица, настроение. Постарайтесь, как можно более подробно себя рассмотреть…. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда будете готовы, вы откроете глаза.
Обсуждение:
• Опишите себя в детстве и тот образ, который сейчас возник в вашем воображении.
• Опишите ваши переживания и впечатления.
Слово ведущего: Как вы уже поняли, сегодня мы с вами отправимся в путешествие «Наше детство». А сейчас я вам буду показывать фотографии каждого нашего педагога, а вы постараетесь узнать его и назвать имя.
Демонстрируются на экране детские фотографии, педагоги рассматривают и называют имена.
Игра «Поздоровайтесь…»
Слово ведущего: У каждого из вас были друзья. Давайте, вспомним, свои детские ритуалы приветствия, каким образом мы здоровались со своими друзьями. Ответы педагогов.
А теперь давайте поздороваемся новым способом. Разбейтесь на пары, встаньте напротив друг друга. Я буду произносить стихотворение-приветствие, а вы будете выполнять соответствующие действия:
Здравствуй, друг! Здороваются за руку.
Как ты тут? Хлопают по плечу друг друга.
Где ты был? Дёргают за ушко друг друга.
Я скучал! Кладут руки себе на сердце.
Ты пришёл! Разводят руки в стороны.
Хорошо! Обнимаются.
Педагоги остаются на своих местах (парами).
Игра «Посещение зоопарка»
Слово ведущего: В детстве все мы любили ходить в зоопарк. Мы сейчас поиграем в игру «Посещение зоопарка». Один присаживается на стул, а другой становится сзади него. Потом меняются местами.
Я тем, кто стоит буду говорить, что делать. Итак,
1. В зоопарке утро. Служащие зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).
2. Затем он открывает ворота зоопарка (рёбрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).
3. Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев «сбегать» вниз по спине).
4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как те радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).
5. Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и они с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).
6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником).
7. Слышатся дикие прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).
8. Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).
9. А сейчас все идут к террариуму со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонью движения, похожие на змеиные).
10. Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).
Релаксация «Водопад»
Включается приятная расслабляющая музыка.
Слово ведущего: Мы с вами немного устали, давайте отдохнем. Сядьте удобно, закройте глаза. Вдох, выдох….
Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи. Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.
А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.
Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами. (30 секунд).
Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил. Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза. (Педагоги делятся впечатлениями).
Игра «Стряхни»
Слово ведущего: Я хочу показать вам как, можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясёт спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать примерно то же самое. Встаньте так, чтоб вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти, плечи. При этом представляйте, как всё неприятное – плохие чувства, тяжёлые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бёдер. А затем потрясите головой. Будет ещё полезнее если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки… Теперь отряхните лицо и послушайте, как смешно меняется ваш голос когда трясётся рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь всё бодрее и веселее, будто заново родились (всего 30-60 секунд).
Слово ведущего: Я буду говорить фразу, а вы продолжите ее.
- В детстве папа (мама) меня называл (а).
- В детстве я больше всего любила.
- Маленькой я мечтала стать…
А теперь давайте вспомним самый радостный день своего детства (небольшое групповое обсуждение).
Рефлексия занятия
Что понравилось? Что не понравилось? Что получили нового?
Ритуал прощания «Аплодисменты»
Ведущий начинает хлопать в ладоши и подходит к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
В детстве все мы любили сладкое, я сейчас вам предлагаю попить чай со сладостями.