Занятие для детей подготовительной группы по развитию речи «Лиса и петушок»

Светлана Паутонен
Занятие для детей подготовительной группы по развитию речи «Лиса и петушок»

Программное содержание. Познакомить детей со знаками-символами. Формировать умение детей составлять описательный рассказ. Расширять и формировать «семантическое поле» слова «лиса». Формировать навыки диалогической речи. Развивать произвольное внимание, слуховую память, логическое мышление, зрительно-моторную координацию. Закреплять знания о живой природе. Воспитывать гуманное отношение к животному миру, чувства взаимопомощи, коммуникативных навыков.

Словарная работа: мышкует, черноглазая, острозубая.

Предварительная работа: разучивание стихов, пословиц о лисице, беседы, чтение художественной литературы, рисование, лепка животного.

Материал: книга, картинки с изображением следов зверей, перо, мольберт, знаки-символы, изображение лисы, стулья, магниты, сердечки, грамзапись, палка гимнастическая, 2 обруча разного цвета, карточки-схемы, танграмм по количеству детей, ширма, костюм лисы, мягкая игрушка-петушок.

Девочка, в роли «Лисы» входит в группу, прохаживается перед гостями со словами:

- По тропинкам я хожу, (ходит, виляя хвостом)

Хвост за мною следом.

Путь я к домику держу-

Петушка проведать.

Я ему скажу: «Ах, Петя, (сложив лапки, задирает нос,

Лучший ты певец на свете. воображает, что говорит с петушком)

Спой, да не забудь спуститься!» (манит пальцем)

Хитрость- лучший друг лисицы! (убегает)

(дети входят в группу, здороваются)

- Ребята, сегодня я заглянула в книгу сказок и увидела, что петух исчез из этой книги (показывает книгу).

- Как вы думаете, куда он мог деться? (дикие, хищные звери унесли)

- А какие? (медведи, волки, лисы).

- Мы не можем бросить петушка в беде, надо его выручать. Предлагаю вам стать сыщиками.

- Давайте поищем следы (идут, находят на листах изображенные следы петушка и перо).

- Чей след? (петушиный).

- Чье перо? (петушиное).

- Смотрите, здесь еще чьи-то следы (следы лисицы)

- У нас есть следы зверей, давайте сравним их.

- Чей след? (медвежий)

- Много чьих следов? (медвежьих)

- Чей след? (волчий)

- Много чьих следов? (волчьих)

- Похожи следы?

- Нет.

- Чей след? (лисий)

- Много чьих следов? (лисьих)

- Похожи следы?

- Да.

- Теперь понятно, кто забрал петушка.

- Мы сыщики. И чтобы найти лисицу мы будем составлять ее словесный портрет, чтобы ее опознать. Но прежде чем взяться за дело, сделаем гимнастику для язычка «Лиса и петушок»:

- Лиса зубы показала (заборчик)

- Ими застучала (раскрывают и закрывают рот

с оскалом)

- Петушок голову повесил, (вытягивают губы трубочкой)

рот открывает.

- Вот охотники скачут, («Лошадки»)

- в барабаны бьют, («Дятел»)

- в трубы трубят, (губы трубочкой длинной,

произнести – ду-у-у)

- Лису хотят поймать.

- Сейчас собаки прибегут (произнести-па-па-па)

- Лису задерут! (рычат, оскалив зубы)

(испугалась лиса, убежала в дальние леса).

- Молодцы! Садитесь на стульчики (перед мольбертом).

На мольберте в центре круг, где изображена морда лисицы.

- Чья это морда? (лисья морда)

- А как ласково можно сказать? (лисья мордочка).

- Какое настроение у лисицы? (грустное, печальное).

- На подносе лежат сердечки.

- Скажите, какая бывает лисица, и подарите лисице 1 сердечко.

- Красивая, умная, хитрая, ловкая, проворная, быстрая, осторожная.

(прикрепляют сердечки вокруг лисьей морды).

- Как в сказках называют лисицу? (Лисичка- сестричка; Лиса- Патрикеевна; кумушка- лиса; лиса - всему свету краса).

- Вот и начало словесного портрета лисицы, будем ставить по кругу знаки (просит ребенка взять кружок с тремя буквами и поставить рядом с центральным кругом).

- Буква К- означает красивая, Х- хитрая, У- умная.

- Почему лисица не дружит с человеком?

(живет в лесу, строит себе жилище - роет нору, добывает себе еду, дикое, хищное животное).

- 1 нора, а много чего? (нор)

- Давайте поиграем в игру «Займи норки». Ваши стулья - это норки, слушайте задания:

- встать около норы

- встать между норами

- встать снаружи

- встать за норой

- встать перед норой

- присесть позади норы

- Молодцы! Поставим еще один кружок, где изображен домик (просит ребенка).

- Встаньте парами. Подарите друг другу такое словечко, что умеет лисица делать и зажмите его в кулачке. Я у каждого спрошу.

(Тявкать, прятаться, ловить, подкрадываться, поджидать, прыгать, рыть; если ребенок скажет- ловит мышей- воспитатель говорит- лисица мышкует, слово в копилку).

- Молодцы! Я приглашаю вас поиграть. Слушайте задания (движения под музыку):

- Лисица подкрадывается, прячется, ловит добычу, поджидает, роет, заметает следы.

- Молодцы! Поставим следующий знак с цифрой 3 (просит ребенка).

- А вы знаете, что у лисицы тонкий слух и острый нюх?

- Для чего ей это необходимо? (хорошо слышать и легко искать добычу).

- А какие части тела помогают лисице это сделать, вы сейчас расскажите. Поиграем с палочкой – выручалочкой (ребенок называет слово и берется за палку рукой).

- Что бывает лисья (голова, морда, пасть, шея, лапа)

- Что бывает лисье (ухо, брюшко)

- Что бывает со словом лисий (хвост, нос, глаз, коготь, зуб)

- Со словом лисьи (хвосты, зубы, носы, глаза, лапы, уши, когти).

(дети садятся на стульчики)

- У лисицы черные глаза.

- Значит она какая?

- Черноглазая (повторяют хором- слово в копилку).

- Пасть с острыми зубами.

- Значит она какая?

- Острозубая (повторяют хором- слово в копилку).

- Еще прибавился знак (просит ребенка взять кружок с буквой –Ч).

- Это означает части тела лисицы.

- Из кого состоит семья лисицы? (лис, лисица, лисята).

- Значит это чья семья? (лисья)

- Дополним портрет лисицы кружком со словом «Мама» (просит одного ребенка).

- Молодцы!

- А сейчас посмотрим, как вы знаете, на кого охотиться лисица зимой и летом. Разделитесь на 2 команды. Разложите картинки в красный обруч- добыча летом, в синий- зимой (раскладывает картинки на ковре, дети находят нужные).

Для проверки задания выбирается по одному ребенку из другой команды (если до этого не говорили- ловит мышей, что значит мышкует, то воспитатель говорит об этом).

- Молодцы, поставим следующий кружок, разделенный на 2 половины, чем питается летом, чем зимой (просит ребенка).

- Пора поиграть с пальчиками «В гостях у лисички»:

- В гости к лисичке звери пришли.

- Лисичке в подарок они принесли:

- Волк- голубику

- Мишка- чернику

- Зайчонок бруснику

- А маленький ежик принес землянику.

- Подарки смущенно лиса получала

- И медом с малиной друзей угощала.

- А какие вы знаете пословицы о лисице?

- Лиса всегда сытней волка живет.

- Лиса и во сне кур считает.

- У кумушки- лисы зубки востры.

- Ей не надо пирожка, ей бы скушать петушка.

- Посмотрите на образец, подойдите к столам и составьте лисицу из треугольников (выполняют стоя у столов; воспитатель готовит картинки, раскладывая их на стулья).

(дети садятся на стулья)

- Лисица бежала, наследила. Интересно, что она написала? Возьмите карточки и прочитайте предложение (каждого спрашивает).

- Как вы думаете, у лисицы есть враги? (волки, медведи, рыси, крупные хищные птицы, охотники).

- Поставим последний кружок (просит ребенка).

- Словесный портрет лисицы готов. Кто желает рассказать про лисицу? (1 ребенок).

- Посмотрите, как понравился рассказ лисице, что произошло? (меняет морду лисы).

- Лисица стала веселой, радостной.

- А теперь составьте портрет лисицы из треугольников. Посмотрите на образец, задание усложнила. Подойдите к столам (дети выполняют задание, воспитатель оказывает помощь по мере необходимости, проверяет).

- Пора выручать петушка. Птичка- синичка рассказала мне, как домик лисы найти. Запоминайте.

- Встаньте спиной к окну, закройте глаза. Сделайте 5 шагов вперед, повернитесь налево и сделайте еще 3 шага (выполняют; ставится ширма, прячется лиса с петушком).

- Откройте глаза.

- Тихо! Наше следствие подходит к концу. Давайте позовем лисичку:

- «Лисичка, выходи!»

- Кто там, что вы хотите?

- Это мы, сыщики, отдай нам петушка!

- Как вы меня нашли?

- Нашли тебя по твоим следам!

- Ах, я так торопилась, что забыла, свои следы хвостом замести!

- Отдай нам петушка!

- Хорошо. Только сначала назовите семейку (родню) слова «Лиса».

- Лисичка, лиска, лисонька, лис, лисята, лисица, лисенок, лисы).

(отдает петушка)

- Молодцы, сыщики! И лису нашли и петушка освободили (петушок «гладит» крылом детей по голове).

- Пора возвращаться домой: На одной ножке покрутись. В детский садик возвратись!

Публикации по теме:

Непосредственно образовательная деятельность по рисованию (ОО «Художественное творчество») в средней группе «Рыбы» Программное содержание: Продолжать учить детей рисовать силуэт рыбы. Развивать способности детей в коллективной работе. Формировать навыки.

Перспективный план развития связной речи на занятиях продуктивной деятельностью № Название занятия/Задача по развитию связной речи 1 Интегрированное занятие по рисованию и развитию речи «Чебурашка»/ Развивать умение.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Русские народные сказки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Занятие для детей подготовительной группы по развитию речи «Лиса и петушок»
Опубликовано: 7 января 2015 в 17:48
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтёра

В последнее воскресенье августа в Российской Федерации и ещё пяти республиках бывшего Союза отмечается праздник людей одной из самых мужественных и суровых профессий – День шахтёра. Волевые, серьёзные и...

25 августа. Смотр самодельных пальчиковых игрушек на МААМ

«Все в наших руках» – говорят дошкольные педагоги, имея в виду взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка. Современные ученые доказали, что речевые области мозга действительно формируются...

Фотоотчёт тематического развлечения «День рождения Чебурашки»
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию фотоотчёт небольшого тематического развлечения «День рождения Чебурашки». Праздник возник в 2005 году, когда...
Мастер-класс «Русалочка из пластиковой ложки»
23 августа на МААМ. РУ отмечали день рождения знаменитой скульптуры «Русалочка». Посмотрела на работы коллег и их воспитанников и захотелось сделать тоже...
Фотоотчет «Волшебный мир соломенного царства»
Фотоотчет. «Волшебный мир соломенного царства». Лариса Гацко. Блог. Весной-травкой шелковистой, Летом – нивой золотистой, Ну, а зимнею порою –...