Занятие по речевому развитию «Хлеб — всему голова»

Анастасия Окуман
Занятие по речевому развитию «Хлеб — всему голова»

1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о хлебе. Без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни праздничное застолье. Однако в давние времена зёрна пшеницы отличались от наших, они были намного меньше и другие на вкус. Существует такая легенда. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Грохот разбудил человека, он подбежал к костру и увидел, что его каша превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил печь хлеб. Хотя сегодня хлеб очень сильно отличается от того первого, но он по-прежнему остаётся главным продуктом (слайд 1 с изображениями хлеба).

2. Получение новой информации. Выполнение заданий.

А) Для начала я предлагаю вам разгадать кроссворд (предварительно с помощью жребия дети разделились на 3 команды, за каждое правильно выполненное задание или ответ вашей команде будет дан колосок.

• Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)

• Булочное изделие небольшой массы. (РогаЛик)

• Без соли, без хлеба половина… (ОбЕда)

• А по имени зовут меня Илья Муромец,

По отцу величают сын Иванович.

Двор мне княжеский не нужен,

Не пиров держусь,

Я мужик неприхотливый,

Был бы хлеба кусок…

Кто такой Илья Муромец? (Богатырь)

Б) Исторический экскурс.

1-й ученик. Так, например, что касается открытия хлеба, то ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет, его знали уже в Неолите. Правда, хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний.

Первый хлеб представлял собой подобие запечёной кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой.

В Древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий.

Три тысячи лет назад в Греции хлебу отводилась самая значительная и почётная роль. Ещё Гомер сравнивал пшеницу с мозгом человека, имея в виду её значение в жизни людей. В средние века пекари подвергались строгому экзамену, так как «мастер хлебопечения» считалось почётным званием. Таким образом, с древнейших времён хлеб был большой ценностью, к нему относились с большим уважением, он считался показателем достатка и социального положения людей. Самым большим наказанием для человека считалось лишение его хлеба (слайд 2).

2-й ученик. На Руси же владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.

Пекари на Руси пользовались особым уважением, их никогда не называли пренебрежительными именами, как других людей простого звания, а величали уважительно, полными именами – Иван, Фёдор, Пётр, часто добавляя фамилию или прозвище (слайд 3).

Учитель. Итак, мы с вами узнали, как же появился хлеб, а теперь следующий конкурс, это конкурс капитанов. Русским народом создано огромное количество пословиц о хлебе, одну из них вы видите перед собой «Хлеб – всему голова», как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы капитанов) А теперь команда может помогать своему капитану, от вас требуется назвать пословицу о хлебе или о труде, побеждает тот, кто последний назовет пословицу.

-Хлеб – батюшка, вода – матушка.

-Хлеб хлебу брат.

-Худ обед, когда хлеба нет.

-Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

-Хлеб да вода – мужицкая еда.

3-й ученик. С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача (слайд 4 с изображениями обрядов).

Не обошел стороной хлеб и приметы:

• Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

• Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.

В) Проблема неуважительного отношения к хлебу. 4-й ученик. А сейчас, я предлагаю вам послушать стихотворение С. Михалкова «Булка» и ответить на вопросы (слайд 5 со стихотворением).

1. Как вы относитесь к поступку детей? 2. Кто является главным героем стихотворения? 3. Почему пекарь поцеловал булку? 4. А какими качествами на ваш взгляд должен обладать человек, который печёт хлеб?

Так что же вдруг изменилось в душах людей? Почему у нынешнего поколения нет былого уважения к хлебу? Может, хлеб стал не таким вкусным, как был раньше? Может, ассортимент не радует нас своим разнообразием? Мы решили отправиться в наши продуктовые магазины и рассмотреть, что входит в состав современного хлеба (слайд 6 с фотографиями из столовой, слайд 7 с фотографиями из магазинов).

Загадки

• Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб)

• Корабль-великан не по морю плывет.

Корабль-великан по земле идет.

Поле пройдет - урожай соберет. (Комбайн)

• Ходит полем из края в край, режет черный каравай. (Плуг)

• Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом (Колос)

• Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

• Птица Юрица на ветер глядит, крыльями машет, сама ни с места.

(Ветряная мельница)

• Месяц-новец днем на поле блестел, к ночи на небо слетел. (Серп)

• Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит.

(Трактор)

Д) Хлеб в военное время. 5-й ученик (одновременно с рассказом слайды 9, 10, 11 с изображениями блокадных городов). Из воспоминаний Морозовой Натальи Павловны «Я - жительница блокадного Ленинграда и лицо, пострадавшее от политических репрессий. На мою долю выпало много тяжелых страданий. Шестилетней девочкой я оказалась в холодном, голодном городе, который круглосуточно, бомбили вражеские самолеты, обстреливала тяжелая артиллерия. Помню, как мимо нашего окна со свистом пролетел снаряд и разорвался в соседнем доме, не оставив там никого живого, как люди падали от голода и умирали прямо на улицах.

Хлеба нам давали по 200 гр. на ребенка, но хлебом его назвать было трудно, так как в основном он состоял из опилок. От голода у меня опухли ноги и открылись язвы. Мама тоже была еле жива. От голодной смерти - Славу Богу - нас спас отец. Он был морской офицер, военврач, капитан третьего ранга, служил в Кронштадте начальником санчасти. Изредка ему удавалось добраться до нас, и он приносил нам сухарей».

Учитель. Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб - голодным». Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему -125 г хлеба, рабочему – 200 г (показать кусочек в125 г) И ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.

В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу (слайды 12,13 с изображениями карточек).

Около 650 тысяч ленинградцев умерли во время блокады от голода. На Пискарёвском кладбище – тысячи могил. Около одной всегда много людей. Они стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик чёрного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если бы я могла дать его тогда…»

Многим известна печальная история 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. В музее истории Ленинграда хранится её дневник. Умирающую девочку удалось вывезти с детским домом в посёлок Шатки Горьковской области. Но истощённая голодом, девочка умерла (Слайд 14 дневника Т. Савичевой). В нём всего девять страничек.

Задание. В командах выбрать 2 человек, которые смогут быстро 3раза подряд проговорить скороговорки без запинки.

1. Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

2. Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку.

3. Испекла Иришка

Куклам по коврижке.

Нравятся коврижки

Гришке и Маришке

Учитель. Ну что ж, вы хорошо справляетесь со всеми заданиями, остаются последние, из букв, входящих в слово «хлебороб», за 3 минуты составить как можно больше слов.

Задание. А теперь задание для девочек, каждая команда выбирает 2 девочек, их задача состоит в том, что они должны отсортировать перемешанные семена разных зерновых культур за 3 мин. Звучит песня «Вкус хлеба» в исполнении Леонида Сметанникова.

Е) Разнообразие видов хлеба. 2-й ученик. У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу (слайд 15).

3. Итог.

3-й ученик. Хлеб – мерило жизни. Он помог выстоять и выжить нашим соотечественникам в Великую Отечественную войну. В блокадном Ленинграде, умирая от голода, люди не посмели тронуть ни одного зёрнышка из многих тонн хранящегося селекционного зерна. Этот факт ещё раз показал силу русского характера. Никакие трудности не смогли сломить дух русских людей, лишить их человечности и милосердия. Отношение к хлебу некоторой части современной молодёжи, к сожалению, показывает, что духовность постепенно утрачивается.

4-й ученик. Мы, школьники, не имеем права терять историческую память о военных годах, о цене хлеба в то время. Мы должны помнить и заботиться о людях, переживших войну. Зная это, мы будем больше ценить то, что нам кажется обычным сейчас: мир и хлеб.

Учитель. Дорогие ребята, посмотрите, что у вас получилось, какое количество колосков удалось заработать каждой команде (идет подсчет, выявление победившей команды). Это ваш результат. Очень важный результат вашего сегодняшнего труда. Он необходим каждому из вас. Сейчас я предлагаю соединить все колоски в один сноп и связать их, с этих пор этот сноп будет символом труда нашего класса, символом единения и сплочения, ведь только в совместном труде можно добиться результатов, и вы это доказали, работая в командах. Поэтому в дальнейшем я хочу, чтобы мы все вместе добивались наилучшего результата.

- О чём мы сегодня говорили?

- Что запомнили? Так почему говорят, что хлеб – всему голова? Вы с этим согласны (ответы детей)

4)Рефлексия.

Кто узнал много нового и было интересно - солнышко

Кому было интересно, но нового не узнал – солнышко с тучкой.

Кому было скучно – дождик.

- Возьмите карточки и прикрепите к доске.

Публикации по теме:

Открытое занятие «Хлеб — всему голова» «Роль художественно-продуктивной деятельности в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста» Программные задачи: 1 Продолжать.

Открытое занятие «Хлеб-всему голова»Открытое занятие «Хлеб-всему голова» Тема: Хлеб-всему голова Цель: дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания; познакомить детей с алгоритмом изготовления.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Профессии и труд
  • Дидактические игры для детей
Автор публикации:
Занятие по речевому развитию «Хлеб — всему голова»
Опубликовано: 10 июня 2015 в 22:08
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

23 августа. День рождения знаменитой скульптуры «Русалочка»

Самый известный в мире памятник сказочному персонажу – знаменитая «Русалочка» –появился на родине Андерсена, в Копенгагене, 23 августа 1913 года. В последующие годы эта скульптура стала не только датской...

Детский мастер класс «Флаг России»
Программные задачи: Знакомить детей с символами страны:гербом, флагом, гимном. Учить наклеивать полосы в определенной последовательности-белая, синяя,...
Мастер-класс для педагогов: Сюжетно — ролевая игра «Магазин музыкальных инструментов»
ель: Знакомство детей с музыкальными инструментами и различными составами оркестров. Задачи: Образовательные: 1. Привлекать детей к правильному...
Конспект итогового занятия «Осень»
Конспект итогового занятия "Осень" Задачи:  Закреплять знания детей об осени.  Уточнить знания детей о деревьях, о плодах деревьев,...