Занятие «Классификация предметов по признакам с применением технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)»

Ольга Кульгейко
Занятие «Классификация предметов по признакам с применением технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)»

Занятие «Классификация предметов по признакам с применением технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)».

Цель – развитие умения классифицировать предметы.

Задачи:

• систематизировать навык классификации предметов по признакам,

• систематизировать знания о свойствах предметов,

• развитие мышления, воображения.

Оборудование: карточки с изображением различных предметов.

Содержание занятия:

Обращаем внимание детей на многообразие предметов вокруг, на сходство и различие предметов.

Игра: «Давай подружимся»

Раздаем детям картинки с изображением различных предметов.

Дети садятся в круг и по очереди пытаются найти хотя бы одно сходство между предметом на своей картинке с изображением на карточке у соседа.Сопровождается игра словами: «- Давай дружить. - Давай, только чтобы нам было интересно, надо найти что-нибудь общее».

Например, картинки со следующими изображениями: снеговик – льдинка круглой формы – монета – кастрюля – чашка желтого цвета – цыпленок. Общие признаки: снеговик и льдинка – холодные, льдинка и монета – круглые, монета и кастрюля – металлические, кастрюля и чашка – посуда, чашка и цыпленок – желтые.

Далее предлагаем поменять какой-то одно свойство у своего предмета, предварительно показав детям как это можно сделать с помощью предложенных ниже мини-схем:

Игра: «Что изменилось?»

большой ключ – маленький ключик,изменился размер,

деревянная ложка – металлическая ложка,изменился материал, и т. д.

После того, как дети изменят свои предметы хотя бы по одному признаку, можно пересказать вкратце сказки Р. Киплинга «Как леопард получил свои пятна», «Слоненок» и другие,в которых с животными происходили разительные перемены: либо изменялся окрас, либо длина, величина какой-либо части тела. Затем предложить детям пофантазировать и придумать свои варианты удивительных метаморфоз, преобразивших животных в природе. Например, почему у ежика появились иголки? почему змеи длинные, возможно в прошлом они были короткими, что с ними могло произойти? (Игра по системе ТРИЗ).

Поиграв немного в предложенную игру на воображение и переключив внимание детей с картинок, дальше можно предложить детям новую игру с карточками на выявление сходства предметов.

Игра «Общий предмет».

Сначала детям предлагаются картинки с изображением следующих предметов: лыжи, коньки, матрешка, пирамидка, хоккейная клюшка, плюшевый мишка, теннисная ракетка, кукла. Необходимо распределить предметы на две группы. В итоге дети должны выделить игрушки и спортивные принадлежности. Располагаем игрушки по вертикали, а спортивные принадлежности по горизонтали с пересечением посередине. В центре получившегося перекрестка из предметов освобождаем пустое место. Дальше предлагаем детям следующие изображения предметов: клюшка для гольфа, мяч, спортивный снаряд, заводную игрушку, ролики, юла, конструктор. Просим найти предмет, относящийся и к игрушкам, и к спортивным принадлежностям, и разместить его по центру (мяч).

Подобным образом можно подобрать, например, в один ряд (вертикальный) круглые предметы, во второй ряд (горизонтальный) – фрукты. Затем предложить детям разные картинки, среди которых будет яблоко (оно и круглое, и фрукт). Найденный подходящий предмет разместить на пересечении двух групп предметов, как имеющий общий признак как одной группы, так и другой. Соответственно, для закрепления навыка выделения общего признака предметов и подбора соответствующих картинок, можно использовать карточки, объединенные разными общими свойствами (цвет, форма, материал и т. д.).

Далее предлагаются игры, где дети сами могут загадывать друг другу слова-загадки, основанные на выделении общих признаков.

Игра «Да-нет ка» (ТРИЗ)

Целью игры является классификация объектов и развитие умения находить задуманный предмет, отсекая лишние признаки.

Ведущий загадывает предмет. Дети задают вопросы. Педагог сначала учит детей задавать вопросы по определенной схеме:

* объект рукотворный или природный,

- если рукотворный, то из какого материала, какого цвета, размера, формы, к какому классу относится (мебель,транспорт и т. д.)

- если природный, то какого размера, какой на ощупь, какого окраса, к какому классу относится (звери, птицы, рыбы и т. д)

Важно, чтобы ведущий не принимал ответы по перечислению объектов, также необходима «остановка» для обобщения ответов детей и обратить внимание, чтобы ведущий загадывал объекты реального мира.

В конце занятия можно еще сыграть в игру «Узнай меня».

Данная игра учит описывать предмет, не называя его. Сначала педагог называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают. Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.

Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным. (Арбуз).

Публикации по теме:

Использования приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Инновации в образовании. ТРИЗ педагогика. Презентация к педсовету. Представлен материал по работе с детьми дошкольного возраста по методике.

Логика и творчество в системе ТРИЗ Логика и творчество в системе ТРИЗ на примере занятий по ознакомлению с окружающим, экологией. Одной из важнейших задач воспитания маленького.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Предметы старины, утварь
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Занятие «Классификация предметов по признакам с применением технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)»
Опубликовано: 10 марта 2015 в 18:44
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. День Винни-Пуха на МААМ

Очередной тематический день посвящен самому известному в мире  плюшевому медведю — Винни-Пуху. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы погрузиться вместе с детьми в сказочный мир...

18 января. Международный день снеговика

Всемирный день снеговика не случайно отмечается в середине зимы именно 18-го: восьмёрка похожа на два снежных кома, поставленные друг на друга. А единичка – на метлу, что часто «вручается» снеговику....

Конспект НОД по художественному творчеству для детей старшего дошкольного возраста...
Цель : Продолжать формировать умение создавать выразительный образ зайца при рисовании гуашью. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Мы - гжельские мастера». Цель: вызвать у детей...