Занятие «Классификация предметов по признакам с применением технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)»

Ольга Кульгейко
Занятие «Классификация предметов по признакам с применением технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)»

Занятие «Классификация предметов по признакам с применением технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)».

Цель – развитие умения классифицировать предметы.

Задачи:

• систематизировать навык классификации предметов по признакам,

• систематизировать знания о свойствах предметов,

• развитие мышления, воображения.

Оборудование: карточки с изображением различных предметов.

Содержание занятия:

Обращаем внимание детей на многообразие предметов вокруг, на сходство и различие предметов.

Игра: «Давай подружимся»

Раздаем детям картинки с изображением различных предметов.

Дети садятся в круг и по очереди пытаются найти хотя бы одно сходство между предметом на своей картинке с изображением на карточке у соседа. Сопровождается игра словами: «- Давай дружить. - Давай, только чтобы нам было интересно, надо найти что-нибудь общее».

Например, картинки со следующими изображениями: снеговик – льдинка круглой формы – монета – кастрюля – чашка желтого цвета – цыпленок. Общие признаки: снеговик и льдинка – холодные, льдинка и монета – круглые, монета и кастрюля – металлические, кастрюля и чашка – посуда, чашка и цыпленок – желтые.

Далее предлагаем поменять какой-то одно свойство у своего предмета, предварительно показав детям как это можно сделать с помощью предложенных ниже мини-схем:

Игра: «Что изменилось?»

большой ключ – маленький ключик,изменился размер,

деревянная ложка – металлическая ложка,изменился материал, и т. д.

После того, как дети изменят свои предметы хотя бы по одному признаку, можно пересказать вкратце сказки Р. Киплинга «Как леопард получил свои пятна», «Слоненок» и другие, в которых с животными происходили разительные перемены: либо изменялся окрас, либо длина, величина какой-либо части тела. Затем предложить детям пофантазировать и придумать свои варианты удивительных метаморфоз, преобразивших животных в природе. Например, почему у ежика появились иголки? почему змеи длинные, возможно в прошлом они были короткими, что с ними могло произойти? (Игра по системе ТРИЗ).

Поиграв немного в предложенную игру на воображение и переключив внимание детей с картинок, дальше можно предложить детям новую игру с карточками на выявление сходства предметов.

Игра «Общий предмет».

Сначала детям предлагаются картинки с изображением следующих предметов: лыжи, коньки, матрешка, пирамидка, хоккейная клюшка, плюшевый мишка, теннисная ракетка, кукла. Необходимо распределить предметы на две группы. В итоге дети должны выделить игрушки и спортивные принадлежности. Располагаем игрушки по вертикали, а спортивные принадлежности по горизонтали с пересечением посередине. В центре получившегося перекрестка из предметов освобождаем пустое место. Дальше предлагаем детям следующие изображения предметов: клюшка для гольфа, мяч, спортивный снаряд, заводную игрушку, ролики, юла, конструктор. Просим найти предмет, относящийся и к игрушкам, и к спортивным принадлежностям, и разместить его по центру (мяч).

Подобным образом можно подобрать, например, в один ряд (вертикальный) круглые предметы, во второй ряд (горизонтальный) – фрукты. Затем предложить детям разные картинки, среди которых будет яблоко (оно и круглое, и фрукт). Найденный подходящий предмет разместить на пересечении двух групп предметов, как имеющий общий признак как одной группы, так и другой. Соответственно, для закрепления навыка выделения общего признака предметов и подбора соответствующих картинок, можно использовать карточки, объединенные разными общими свойствами (цвет, форма, материал и т. д.).

Далее предлагаются игры, где дети сами могут загадывать друг другу слова-загадки, основанные на выделении общих признаков.

Игра «Да-нет ка» (ТРИЗ)

Целью игры является классификация объектов и развитие умения находить задуманный предмет, отсекая лишние признаки.

Ведущий загадывает предмет. Дети задают вопросы. Педагог сначала учит детей задавать вопросы по определенной схеме:

* объект рукотворный или природный,

- если рукотворный, то из какого материала, какого цвета, размера, формы, к какому классу относится (мебель,транспорт и т. д.)

- если природный, то какого размера, какой на ощупь, какого окраса, к какому классу относится (звери, птицы, рыбы и т. д)

Важно, чтобы ведущий не принимал ответы по перечислению объектов, также необходима «остановка» для обобщения ответов детей и обратить внимание, чтобы ведущий загадывал объекты реального мира.

В конце занятия можно еще сыграть в игру «Узнай меня».

Данная игра учит описывать предмет, не называя его. Сначала педагог называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают. Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.

Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным. (Арбуз).

Публикации по теме:

Использования приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Инновации в образовании. ТРИЗ педагогика. Презентация к педсовету. Представлен материал по работе с детьми дошкольного возраста по методике.

Логика и творчество в системе ТРИЗ Логика и творчество в системе ТРИЗ на примере занятий по ознакомлению с окружающим, экологией. Одной из важнейших задач воспитания маленького.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Занятие «Классификация предметов по признакам с применением технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)»
Опубликовано: 10 марта 2015 в 18:44
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Моя Лента на МAAM. Добавляйте авторов!
На МААМ добавлена Лента Пользователя, показывающая только публикации авторов, добавленных пользователем.
21 ноября. День мозаичной аппликации на МААМ

Одним из необычных и весьма интересных видов творчества, который мы периодически используем на занятиях самых разных тем, является мозаика из бумаги. Всегда увлекательно, когда путём наклеивания множества...

21 ноября. Всемирный день приветствий

Салют, чао, алоха – так по-разному звучат приветствия на разных языках. Несмотря на отличие национальных этикетов, все народы при встрече приветствуют друг друга и желают добра, здоровья и благополучия....

Фотоотчет: «Экскурсия в школу»
Цель урока: - вызвать интерес детей к информатике. Задачи: Образовательные: - повторить и закрепить в игровой форме состав основных устройств компьютера,...
Праздник елки для детей младшей группы
Цель : Создание у детей радостного, новогоднего настроения. Задачи. Сплочение детского коллектива; приобщение к культуре празднования нового года. Под...
Патриотический уголок в подготовительной группе
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в дошкольном возрасте – это естественный способ патриотического воспитания, воспитания...