Занятие «Мой родной Башкортостан»

Венера Азнабаева
Занятие «Мой родной Башкортостан»

Занятие «Мой родной Башкортостан»

Цель: Обобщить, углубить и расширить знания детей по истории и экологии современного Башкортостана.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: развивать связную речь; закрепить знания детей о Башкортостане;

Коррекционно-развивающие: развитие памяти, произвольного внимания, логического мышления, мелкой моторики, слухового восприятия

Коррекционно-воспитательные: воспитывать чувство национальной гордости за родную республику через соприкосновение с лучшими и наиболее интересными образцами литературы, искусства, фактами из истории и национальными традициями.

Оборудование:

-.CD проигрыватель с записью мелодии курая;

- раздаточный материал на каждом столе;

- географическая карта;

- башкирский мёд, кумыс для дегустации.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сегодня у нас, ребята, не совсем обычная встреча. Мы совершим путешествие по нашей родной республике, по удивительному краю, который зовётся Башкортостаном. Башкортостан расположен на крупнейшем материке на Земле - в Евразии.

2. Дидактическая игра «Обведи по контуру». Дети обводят географический контур республики Башкортостан.

3. Дидактическая игра «На что похоже?». Что по форме вам напоминают очертания республики на карте России? (Ответы детей).

-Да, действительно, очертания Башкортостана на карте вызывают самые разные ассоциации и поэтические представления. Одни сравнивают его с человеческим сердцем, другие – с ладонью дружественной руки.

народный поэт Башкортостана М. Карим назвал нашу республику зелёным листком берёзы России. (Декламирование логопедом стихотворения «О берёзовом листке»).

Взгляни на глобус:

Вот он – шар земной,

На нем Башкирия

С березовый листок величиной…

Мустай Карим

4. Обучающий момент.

Итак, мы начинаем наше путешествие!

В Башкортостане проживают представители более 30 национальностей (назовите их).

В Башкортостане - 21 город (назовите их, столица – г. Уфа.

-В начале нашего путешествия я предлагаю вам совершить небольшой экскурс в прошлое.

-Вы задумывались когда-нибудь, почему наша республика называется Башкортостан?

-История слова «башкорт» имеет природные начала и два самых распространённых научных толкования: первая половина в обоих вариантах означает «голова», а вторая половина «корт» одними исследователями переводится как «волк», а другими «пчела»

БАШ КОРТ

голова волк пчела

Первое толкование объясняется существующей с давних времён легендой о волке-спасителе, волке-основателе башкирского народа.

Второе толкование связано с поклонение башкирской пчеле и с исторически древним занятием пчеловодством и бортничеством.

-Какие цвета преобладают на физической карте Башкортостана? (коричневый и зелёный). Коричневый цвет означает горы, а зелёный – равнину.

- Есть башкирская легенда о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс этот был огромный. Однажды великан растянул свой пояс, и он лёг через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.

-Как вы думаете, что означает слово «Урал» по-башкирски? (пояс)

-Непосредственно с горами связано и формирование рек в Башкортостане.

Всё хорошо в природе, но вода- красота всей природы.

С. Т. Аксаков

-Удивительны и прекрасны реки Башкортостана. Многие из них берут своё начало в Уральских горах. Какие реки Башкортостана вы знаете?

башкирском народном творчестве Агидель - «белую как серебро» реку часто называют Идель. В знаменитом эпосе «Урал-батыр» Идель- один из сыновей Урала, давший людям воду, прорубив в скалах дорогу Белой реке. Имя Иделя народ дал реке, кормилице и поилице, тем самым, увековечив его на все времена. Может быть поэтому за рекой и закрепилось нынешнее название – Агидель - Белая река, в противоположность Караидели- чёрной реке, у которой воды темнее и мутнее. Или потому, что Агидель течёт с юга, со светлого полудня, а Караидель- с севера, с чёрной полуночи.

-Любой путешественник, отправляясь в дальнюю дорогу должен задуматься о том какая погода его ждёт.

-Климат Башкортостана: зима обычно снежная и холодная, лето жаркое

5. Игра «Отгадай загадки».

В них загаданы погодные явления, которые мы можем часто наблюдать в нашем родном Башкортостане.

Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задирает,

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет. (Ветер).

Нашумела, прогремела,

Всё полила и ушла

И сады и огороды

Всей округи полила. (Гроза).

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем - не найдём. (Роса).

Раскалённая стрела

Дуб свалила у села. (Молния).

На дворе переполох-

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина

У неё теперь ангине. (Град).

Без крыльев – летят,

Без ног – бегут,

Без паруса – плывут. (Облака).

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко-

Стало видно далеко. (Туман).

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь).

- Но в какое путешествие интересно отправляться в одиночку? Лучше и веселее взять с собой друзей, чтобы вместе полюбоваться красотами и богатствами родного края.

- Чем же богат Башкортостан? Вспомните легенду о великане, носившем пояс «Урал». Какие богатства он упрятал в недрах своих глубоких карманов?

-Назовите полезные ископаемые, которые добываются на территории Башкортостана.

-Более 800 различных минералов хранятся в недрах уральских гор. Тысячи месторождений железа, меди, драгоценных камней, платины, золота, каменной соли. Урал – родина малахита, мрамора, яшмы и других прекрасных цветных камней и минералов.

-Но главное богатство нашей республики – это уголь и нефть.

-Одно из главных богатств Башкортостана – это его природа. Республика богата лесами. У нас растут: березы, ели, пихты, сосны, липы, дубы, клён, черёмуха, рябина, а в горной местности – и лиственница. Из кустарников наиболее распространённые орешник, боярышник, шиповник, можжевельник.

- В Башкирских лесах наполненными душистыми цветами, цветущими кустарниками и деревьями, издавна обитают дикие пчёлы.

-С. Т. Аксаков, воспевая башкирскую природу, писал: «Прекрасен ты, чудесный край, свежи, зелены и могучи стоят твои раздольные леса и рои диких пчёл шумно населяют рукотворные борти твои, занося их душистым липовым мёдом…»

-Башкирский мёд славился всегда. Своими уникальными вкусовыми качествами он известен не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Он был отмечен золотыми медалями на международных выставках: в Париже – в 1900 году, в Эрфурте – 1961 году. Начало 21 века башкирский лакомый продукт ознаменовал новой победой: на международной выставке «Золотая осень» в Москве – одиннадцатью золотыми и двумя серебряными медалями.

- Богаты исторические традиции башкирского народа в области коневодства. А точнее, в вопросе разведения особой породы лошадей – башкирской лошади. Это тоже является очень значительным и примечательным фактом в истории Башкортостана.

- Богат и животный мир Башкортостана. Это объясняется разнообразием растительности и рельефа республики. В степях встречаются волки, лисицы, хори, зайцы, а из птиц – серая куропатка. В лесах – лоси, косули, волки, рыси, медведи, барсуки, куницы, норки, из птиц – тетерев, глухарь, рябчик.

- Возле рек и озёр селятся лебеди, серые гуси, казарки, различные утки. В озёрах и реках много рыбы хищных карповых и ценных пород.

- Всё это богатство требует охраны и защиты во имя будущего. Поэтому на территории республики были созданы заповедники.

- Завершая наше сегодняшнее путешествие по родному краю, давайте обобщим, чем же богат Башкортостан? Что можно считать главным и истинным богатством нашей республики? (Дети приходят к мысли, что главное богатство нашей республики это люди, которые своим трудом добиваются её процветания).

6. Итог.

- Понравилось ли вам путешествие?

- Что нового и интересного вы из него узнали?

- Что особенно запомнилось и заинтересовало? Оценивание.

Публикации по теме:

«Я живу в Башкортостане». Непосредственная образовательная деятельность по музыке. НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО МУЗЫКЕ "Я ЖИВУ В БАШКОРТОСТАНЕ"ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "ПОЗНАНИЕ" Разработал: Музыкальный.

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: Профессии наших мам. ТЕМА: Профессии наших мам. Женский праздник. ЦЕЛИ: Коррекционно-образовательные: содействовать усвоению новых знаний; развитию понимания.

Автор публикации:
Занятие «Мой родной Башкортостан»
Опубликовано: 20 ноября 2012 в 18:25
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детская развивающая игра своими руками «Вязаная грядка с овощами»
Ирина Баринова Детская развивающая игра своими руками "Вязаная грядка с овощами". Сейчас в современном мире мы покупаем своим детям различные развивающие...
Фотоотчет с занятия аппликацией в подготовительной группе «Ваза с фруктами»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Разрешите представить Вам фотоотчет с занятия аппликацией на тему: "Ваза с фруктами"....
Система работы по выявлению и развитию способностей детей
Цель: выявление и развитие способностей воспитанников. Планируемые результаты:  создание базы данных детей с разными способностями; ...
«Собери флаг». Дидактическая игра
22 августа наша страна отмечает знаменательную торжественную дату – День Российского флага. Государственный флаг России - это символ Родины: единства и...
Игровой тренинг «Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!» как активная форма...
Безопасность детей на дороге… Как важно научить ребенка правилам безопасного поведения на дороге. Это главная задача взрослых. И в первую очередь...