Валентина Чистякова
Занятие на формирование навыков пересказа рассказа Е. Чарушина «Кошка»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: старшая
Вид деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, пересказ
Тема: формирование навыков пересказа рассказа Е. Чарушина «Кошка».
Образовательная область: речевое развитие
Речевое развитие, задачи:
– развивать монологическую речь детей;
– Активизировать речевую деятельность детей
– Активизировать словарь детей за счёт слов: кошка Маруська, котенок, мышка, хозяйка.
– Обогащение словаря: чулан, фыркает, пыжится, топорщится.
– обучать последовательности пересказа коротких произведений;
Публикация «Занятие на формирование навыков пересказа рассказа Е, Чарушина „Кошка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Кот. Литература о котах и кошках
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Чарушин Е.И.
- Темочки
– учить детей словообразованию.
– учить использовать словарь и обороты авторского текста.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие
Познавательное развитие, задачи:
- Активизировать память, внимание, мышление.
- учить осмысленно понимать текст;
Социально-коммуникативное развитие, задачи:
- воспитывать доброе отношение к сверстникам и взрослым
- воспитывать доброе отношение к животным
Физическое развитие, задачи:
- Развивать крупную и мелкую моторику обеих рук
- Развивать координацию движений
Планируемый результат занятия: Дети с радостью пересказывают рассказ.
Предварительная совместная деятельность: Просмотр иллюстраций про кошек, беседа «Домашние животные», чтение историй про домашних животных.
Материалы и оборудование: Игрушки кошка, котенок, мышь; выставка картинок «кошка, котенок, мышь»; пластилин, тонкие макароны, горох.
Методы: Беседа, загадки, объяснение, образец чтения произведения, совместный пересказ педагога и ребенка, подсказ слов, фраз воспитателем, игра-драматизация.
Организационно-мотивационный этап:
1. Организационный этап
Переключить внимание детей на предстоящую деятельность
2. Этап постановки проблемы
- Поставить цель предстоящей деятельности
- Мотивировать детей и вовлечь в деятельность
(7 мин)
Внесение корзины с кошкой и котенком.
Воспитатель (загадывает загадки):
– У мышиной норы лежат крючья остры
И повисли горя, два зеленых фонаря?.
– Вся мохнатенькая, сама усатенькая
Днем спит и сказки говорит
А ночью бродит, на охоту ходит?.
– У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнатку войдет, замурлычет, запоет?.
–- Даже по железной крыше ходит тихо, тише мыши
На охоту ночью выйдет, и как днем все видит.
Часто спит, а после сна, умывается она?.
- Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, но с водой не знается.
Воспитатель: Наши кошечки голодные! Давайте сделаем им пирожки!
Пальчиковая гимнастика «Пирожки для кошки»
Быстро тесто замесили,
На кусочки разделили.
Раскатали все кусочки
И слепили пирожочки.
Пирожки с рыбешкой –
Угощенье кошкам!
Дети повторяют движения.
Имитируют замес теста и разделку его на кусочки
Раскрытыми ладонями с сомкнутыми пальцами делают движения вперед-назад по поверхности стола.
«Защипывают» воображаемые пирожки с помощью пальчиков обеих рук.
Прикладывая ладонь к ладони, «лепят пирожки».
Воспитатель: А давайте мы с вами почитаем сказку про кошку?
Основной этап:
Этап практического решения проблемы (16 мин.):
-Актуализировать имеющиеся представления и
сформировать новые представления
1. Чтение сказки без установки на запоминание.
Кошка Маруськ в чулане мышь поймала, за это ее хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике сытая, довольная, Песенки поет – мурлычет, а ее котенок маленький – ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет – сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.
2. Беседа по содержанию текста
Вопросы:
- Кого поймала кошка Маруська?
- Что делает кошка? Почему?
- Кто есть у кошки?
- Что делает котенок?
3. Творческое задание.
Дать описание кошки и котенка б) Придумать начало рассказа в) Составить загадку про кошку.
4. Повторное чтение с установкой на запоминание
5. Пересказ детьми произведения
А)совместный рассказ
Б)рассказывание по частям
В)драматизация.
Физкультминутка.
Пушистые комочки
Умыли лапкой щечки,
Умыли лапкой носик,
Умыли лапкой глазки –
Правый глазик, левый глазик.
Умыли лапкой ушки –
Правое ушко, левое ушко.
Все котятки мыли лапки:
Вот так, вот так!
Мыли ушки,мыли брюшки:
Вот так, вот так!
А потом они устали,
Сладко,сладко засыпали:
Вот так, вот так!
Кошка встала, потянулась,
Лапки вытянула вверх и прогнулась!
Коготками интенсивно шевелит,
Ничего у киски не болит!
Ножки от сидения у норки затекли,
Ты подвигай ими, разомни!
Ножку- влево, ножку- вправо,
А теперь - вперед, назад-
На охоте будешь в форме
И добыче всегда рад!
(Дети делают движения за воспитателем)
Воспитатель: Давайте, ребята, теперь слепим наших кошечек!
Чтобы слепить кошку, мы должны знать, что есть у кошки. У меня есть одна кошка, которая сделана из пластилина. Давайте рассмотрим.
- Что есть у кошки? (Голова, туловище, лапы, хвостик, глазки, ушки, нос).
У этой кошки туловище и лапки сделаны из одного кусочка. Как это делать?
(Для этого нужно скатать шар, затем раскатать прямым движением руки чуть дольше, чтобы получился столбик, Нужно согнуть столбик в виде мостика. Получилось… туловище и лапки)
-А голова какую форму имеет? (Круглую) Как делаем круглую форму? Покажите. (Скатываем круговым движением) Голову к туловищу что делаем? (Примазываем)
Покажите, как сделаем хвост. (Раскатаем колбаску и примажем к туловищу.)
- Что на голове? (Ушки, глазки, носик, усики, ротик) Какие ушки у кошки? (Маленькие, треугольные). Покажите, как делаем ушки. (Прищипыванием.)
А глаза? Нос? Усики? Ротик?
(Глаза можно сделать из крупы или гороха, нос — из крупы усы — из тонких макарон, ротик можно нарисовать стекой.)
А теперь немножко разомнем наши пальчики.
Пальчиковая игра «Цап-царапки»
Есть у нашей кошки лапки
(Руки сжаты в кулаки, легкие движения взад-вперед)
А на лапках – цап-царапки
(распрямляют кулачки, вытягивают пальчики вперед. сжимают-разжимают)
Очень острые они
9Вытягивают руки и резко выполняют хватательные упражнения пальцами)
Заключительный этап (2 мин.):
-Закрепить и обобщить сформированные представления
Ребята, ваши кошечки готовы!
Давайте и мы полюбуемся кошечками. (Можно дать характеристику каждой кошке.)
- Ребята, что мы сегодня делали?
-Что вам больше всего понравилось?
А вы, ребята, молодцы!