Занятие на тему: «Мордовия моя»

Анна Захаркина
Занятие на тему: «Мордовия моя»

Программное содержание: Закрепить с детьми знания о родном, мордовском крае. Расширить знания о достопримечательности нашего города. Приобщать детей к мордовскому народному фольклору, путем мордовских игр, песен, стихов. Формировать эстетический вкус. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе, чувство дружбы к людям разных национальностей.

Подготовка к занятию:

1. Чтение художественной литературы

2. Рассматривание иллюстраций

3. Рисование мордовских узоров

4. Разучивание мордовских игр, считалок, стихов, песен, танцев

5. Беседа о родном крае

Воспитатель: Дети сегодня у нас с вами будет занятие на тему: «Моя Мордовия». Мы побеседуем о нашей Республике, о нашем Мордовском крае, почитаем стихи, споем песни, поиграем, потанцуем.

1 ребенок: В России средь березовых простор

Полянка есть, Мордовия моя!

Как песня матери с которой,

За горы уходил и за моря

На той полянке, город есть красивый

Кормилец мой и вдохновитель мой

Над Мокшею, там поклонились ивы,

Такие же, как рядом под Окой.

2 ребенок: Волну к волне соединяют реки

И вот уже, журчит одна струя

Мордовия! Любимая навеки!

Моя полянка-сторона моя!

Воспитатель: Благодарный Мордовский край!

3 ребенок: Шачема Крайнезе! – признаются в любви к нему мокшане.

4 ребенок: Тиринь енксонок! – ласково и нежно называют его эрзяне.

5 ребенок: Туган племне йерену! С любовью говорят о нем проживающие здесь татары.

Воспитатель: Без любви к отчему краю – человек перекати поле, легкая добыча легких жизненных ветров.

1 ребенок: Мордовия моя и леса и пашни.

Цветов и птиц привольная страна

Ужели стороны родимой краше

На свете есть другая сторона

Мордовия моя - моря пшеницы

Волшебных зерен, золотых улов

Суры бурливой синие зарницы

Дорог широких бесконечных зов.

2 ребенок: Мордовия моя - квартала строек

Станков фабричных четкий перестук

Здесь все великое и все простое

Плоды творения рабочих рук

Мордовия моя - какие люди

С такими и на праздник и на труд

Так пусть же каждый час твой светел будет

Во все века которые грядут

Девочки исполняют песню: «Луганяса келуня» и танцуют мордовский танец.

Воспитатель: Сведения о событиях людях нашего края бережно хранят 18 музеев Республике Мордовия. Пусть героизм, трудолюбие наших предков их стремление к дружбе, единству, во имя светлой жизни вдохновляют каждого из нас! Как справедливо сказал мордовский поэт И. Пиняев:

1ребенок: О край мой!

Пусть в жизни так редко

Приходится здесь мне бывать

Ничто от земли моих предков

Не в силах меня оторвать

2 ребенок: О язык родной певучий!

О родительская речь!

Что еще на свете знал я

Что сумел я уберечь.

Воспитатель: Прекрасна мордовская земля! Находясь в лесостепной зоне, здесь сменяют друг друга полудремучие, смешанные леса, березовые рощи, чистые сосновые боры, кудрявые зеленые дубровы.

А вот и Мордовский государственный заповедник!

Воспитатель: А где расположен этот заповедник?

Дети: Этот заповедник расположен в 10 километрах от нашего города Темникова.

Воспитатель: А какие звери живут в заповеднике:

Дети: Белка, бобры, ондатры, заяц-беляк, заяц-русак, лиса, волк, лоси, кабаны.

Изредка встречаются: бурый медведь, лесная куниц, барсук, норка, выдра, рысь, зубры.

Стихотворение «Варсиня» (воронушка) на мордовском языке:

Варси, варси, варсиня

Варсись ваясь эшиняс,

Пулоц иляц ушоняс

Моне серазе таргазе

Мондиень сон кандозе.

Воспитатель: Столица – что это значит:

Дети: Столица это главный город государства, место, где находится правительство. Столицей - нашего государства России является г. Москва.

Воспитатель: А столицей нашей Республики Мордовии?

Дети: А столицей нашей Республики Мордовия является г. Саранск.

Воспитатель: Дети кто из вас был в Саранске? Знаете ли вы кто такой С. Эрьзя и Федот Сычков?

Дети: С. Эрьзя – это выдающийся скульптор, в своих работах он изображал простых людей разных народов.

Федот Сычков – это талантливый художник Мордовии. Он написал много замечательных картин показывающих жизнь деревни. Особенно Ф. Сычков любил изображать детвору. Ей он посвятил много картин.

Ребенок: Идут века,

Дают нам звезд рожденье!

Нам открывают гения творенья!

Сияй, наш Эрьзя новым поколениям,

Таким в веках не суждено забвенье!

Выставка картин, репродукций, где дети называют и показывают 1-2 картины.

Воспитатель: «Великую силу имеет национальная культура: это и танцы и песня и национальный фольклор» - писал в свое время Мордовский профессор М. Е. Евсевьев.

Воспитатель: Много событий произошло над Темниковом с тех давних пор. Сколько человеческих судеб хранит он в своей памяти:

Стихотворение: «У истории на виду»

1 ребонок: Он как будто такой неприметный,

Город мой, в котором живу.

Но пройдись по нему и увидишь

Сны истории наяву.

Вот у бывшей кладбищенской церкви

Ров заметный и вал земляной

Что когда-то служили защитой

Темниковцам в страде боевой.

2 ребенок: Тут вот площадь базарная прежде

Рядом с нею раскинулся парк.

Здесь взошла на костер высокий

Наша русская Жанна Дарк.

Атаманша Алена отважная

На господ, на бояр поднялась,

По рождению была Арзамасская,

По делам Темниковской звалась.

3 ребенок: Емельян Пугачев расписался

На усадьбах боярских огнем.

До сих пор по деревням и селам

Старики вспоминают о нем…

Там - река. К ней в далекие годы

И задумчив, и будто суров

Приходил посидеть у обрыва

Наш земляк Адмирал Ушаков.

4 ребенок: Через вьюги сибирские ссылки

Декабристы свой путь прошли – Апполон, Алексей Веденяпины

Сыновья Темниковской земли!

Город мой!

Как же не любоваться

Твоей тихой, неброской красой!

И живу я твои настоящим

Не разрывным седой стороной.

Мордовская игра «Раю-раю».

Воспитатель: Многоязычна Республика Мордовия. На мокшанском, эрзянском, русском языках выходят газеты и журналы, вещает мордовское радио, телевидение. Издается художественная литература. Мордовский, эрзянский, русский, татарский язык звучат сегодня в детских садиках, школах Мордовии.

Татарская песня – исполняет ребенок.

Ребенок: Ты трудной дорогой,

Мордовия шла, России держалась и голову гордо несла

Давали силы вольные и мокша и С ура

Ты духом осталась сильна и добра.

Звучит песня «Земля моя любимая» (музыка Аверкина, слова П. Черняева).

Итог: О чем мы беседовали?

Дети: О Родном Мордовском крае.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Моя малая Родина — Мордовия!» Задачи: -продолжать формировать у детей знания о Мордовии, промыслах, растительном и животном мире республики. Закреплять умения эмоционально.

Конспект НОД «Государственные символы Республики Мордовия» для детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать знакомить детей с государственной символикой Республики Мордовия и города Саранска. Задачи: 1. Обучающие: • Расширять.

Конспект занятия «Моя Мордовия» В. Скажите,ребята, как называется наша Родина? Ответы детей. Наша Родина – Россия. Россия – огромная страна, где проживают татары, чуваши,.

Консультация для родителей на тему: «Родной наш край — Мордовия» Консультация для родителей на тему: «Родной наш край - Мордовия» Подготовила: Воспитатель: Соколова С. Н. г. о. Саранск Нравственно.

ОД в старшей группе «Мой край-Мордовия моя» Цель: познакомить детей с природой родного края; с бытом мордвы; воспитывать уважение к культуре и познавательный интерес к родному краю.

Познавательная беседа «Наша Родина — Республика Мордовия» Цель: формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Родине. Задачи: - закреплять знания детей о Родине на основе приобретенных.

Праздник «Мордовия и Россия! В единстве этом наша сила!» Мордовия и Россия! В единстве этом наша сила! Вед. Добрый день, дорогие гости! Сегодня мы рады приветствовать вас в нашем зале. Наш праздник.

Творческий проект «Мордовия трудовая» Проект «Мордовия трудится» Старшая группа. Актуальность проекта: Трудовое воспитание детей является неотъемлемой часть всестороннего развития.

Конспект занятия «Как цыплёнок потерялся» Ход занятия Воспитатель: Здравствуйте, ребята, сегодня у нас занятие по развитию речи. Фонетическая зарядка: (воспитатель говорит – дети.

Интегрированное занятие на тему «Вода» Ход НОД. 1. Организационный момент. Педагог: Ребята к нам пришли гости давайте поздороваемся. Здравствуйте. Посмотрите, я принесла волшебный.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Занятие на тему: «Мордовия моя»
Опубликовано: 12 мая 2016 в 21:17
+80Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 44.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Праздник народной песни»
Как мы все знаем, дети очень любят праздники. И вот. сегодня наших детей ждал приятный сюрприз. С самого утра в саду звучала музыка и народные песни. К...
Конспект занятия «Мастерская игрушек»
«Мастерская игрушек» Задачи занятия: — Закреплять у детей знания об игрушках: их значение, правила пользования. — Воспитывать бережное отношение к игрушкам,...
Конспект тематического развлечения «Моя семья» в средней группе
Цель: формировать представление о семье и ее членах; о доброжелательных отношениях; воспитывать любовь и уважение к своим родным; формировать понятие мой...
Планирование работы по теме «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
Актуальность темы: Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и...
Поделки к Яблочному Спасу «Яблоки с узорами из семечек дыни»
Уважаемые коллеги! Каждый год к Яблочному Спасу мы с детками своими руками украшаем яблочки. Мне приятно посмотреть какие были яблочки в прошлом году....