Конспект занятия для детей подготовительной группы «Население Нижнего Новгорода в 13 веке. Профессии людей»

Эльвира Иванова
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Население Нижнего Новгорода в 13 веке. Профессии людей»

Цель: развивать умение детей осознавать место, где живешь – «малая родина»; понятие «нижегородец"; воспитывать любовь к своему городу.

Задачи: Знакомство детей со старинными русскими именами;

- Знакомство детей с профессиями коваля, рыбака, с разными способами рыбной ловли: коллективной, индивидуальной;

- Знакомство с видовым многообразием рыбы, обитающий в Волге и Оке;

- Знакомство с профессией охотника (оружие, одежда, коллективный характер деятельности);

- Знакомство детей с земледелием: как обрабатывают землю, какие предметы и орудия труда для этого необходимы; какими свойствами обладает земля;

- Активизация, закрепление и обобщение имеющихся у детей образных представлений о злаках- условиях произрастания, о озимых и яровых злаках; о процессе производства хлеба, его пользе для организма человека;

- Активизация, закрепление и обобщение имеющихся у детей образных представлений о льне как сельскохозяйственной культуре: особенности внешнего вида льна, процесс произрастаний, сбор и обработка льна, получение льняных тканей. Свойства тканей из льняных волокон.

Ход занятия.

Воспитатель напоминает детям о том, что воевода Вышеслав, руководивший строительством Нижнего Новгорода, отпустил городецких плотников домой - повидаться со своими семьями, убрать урожай.

Воспитатель:

- Ушли плотники, и остался в городе Вышеслав со своей дружиной.

- После обеда он собрал всю дружину перед своим домом и обратился к людям с речью: «Верные мои дружинники! Скоро зима, а припасов у нас нет. Да и избы новые ставить надобно и печи в них класть. Дел у нас еще очень много. Я вас знаю как храбрых воинов, а вот что вы еще умеете делать, кроме, как мечами размахивать? Говорите и будем думу думать, как жить дальше. А надеяться на то, что соседи помогут, нам не следует». (Обсуждение речи Вышеслава.)

- Прав ли был воевода Вышеслав, обращаясь к своей дружине с такими словами? (Высказывания, рассуждения детей.)

- Как вы думаете, ребята, откликнулись ли дружинники на призыв воеводы? (Высказывания и рассуждения детей.)

- Сразу же из толпы вышел широкоплечий дружинник Афанасий (Пояснения педагога о том, что Афанасий - это широко распространенное русское имя мальчиков, мужчин.).

- «Рад я, воевода, сменить меч на прежнее свое ремесло!» - сказал Афанасий. (Пауза. Реакция детей.)

- «А кем ты ранее был?» - спросил Вышеслав.

- «Ковалем») - последовал ответ. (Показ слайда)

- Ребята! Может быть, кто-нибудь из вас знает, кого в старину называли ковалями? (Высказывания детей.)

- Может быть, слово «коваль» напоминает вам какое-нибудь другое слово? Кова. (Высказывания и ответы детей.)

Педагог обобщает ответы детей о том, что слово «коваль» происходит от слова «ковать» - так в старину называли человека, который ковал железо, выковывал из железа разные необходимые в хозяйстве вещи.

- Вышеслав обрадовался. (Обсуждение.)

- Ребята! Почему воевода Вышеслав обрадовался, узнав, что в его дружине есть коваль? (Высказывания, предположения, ответы, рассуждения детей.)

- Наличие в городе коваля во многом упрощало дело.

- Без него почти не одно дела не спорилось.

- Коваль и лошадь подкует, и плотнику топор изготовит, воину меч выкует, пахарю наконечник железный к деревянной сохе приладит, даже портному и тому иголок понаделает. (показ слайда)

- «Только помощники мне надобны», - продолжал Афанасий.

- Почему коваль Афанасий попросил у воеводы Вышеслава помощников для своей работы? (Высказывания, предположения, ответы, рассуждения детей.)

- «Ковальню поставить, в ней горн топить да его раздувать, да и железо добывать кому-то надобно», - отвечал Афанасий. (показ слайда)

- Как вы думаете, ребята, нашлись ли в дружине воеводы Вышеслава помощники для коваля Афанасия? (Высказывания, рассуждения детей.)

- Помогать ковалю сразу же вызвалось несколько человек, так как дело это было почетное. (Обсуждение ситуации.)

Динамическая игра «Коваль». Имитация действий коваля: лошадь подковать, топор плотнику изготовить, меч воину выковать, пахарю наконечник железный к сохе деревянной приладить, портному иголки сделать.

Воспитатель:

- Из толпы вышел другой дружинник и сказал следующее: «Родом я из города Мурома (показ слайда.)

- А звать меня Борисом (Пояснение педагога о том, что Борис - это старинное русское имя для мальчиков, мужчин. И сейчас мальчиков нередко так называют.)

- Отец мой рыбак на Оке (показ слайда)

- Я с детства ему помогал, а потом в дружину ушел. Но дело рыбацкое помню.

- И снасти изготовить, и лодку построить сумею. А уж рыбу впрок заготовить, да так, чтобы до весны не испортилась, - так это для меня дело простое. (показ слайда)

- Вот только один помощник мне надобен. (Обсуждение ситуации: зачем рыбаку Борису нужен помощник? Высказывания, предположения, рассуждения детей.)

- Выбрали рыбаку Борису помощника, и они сразу же принялись за дело.

- Надо было сети да ловушки для рыбы сплести, лодку построить, места рыбные найти и погреба для хранения рыбы выкопать. (показ слайда)

- А еще решили Борис с помощником Осипом (выделить интонацией, знакомство с новым старинным русским именем) коптильню (показ слайда) построить, чтобы рыбкой копченой нижегородцев побаловать.

- А что без улова не останутся, так в этом они были уверены, так как рыбы в те времена в Волге и Оке было видимо-невидимо.

Динамическая игра «Рыбак и рыбки». Дети встают в круг, выбирается «рыбак», который встает в центр круга с «удочкой» - скакалкой. «Рыбак» начинает «раскручивать удочку», пытаясь задеть ею ноги игроков. При этом скакалку можно крутить в любую сторону, но нельзя поднимать выше 10-20 см от земли. «Рыбки» должны уберечься от удочки, подпрыгивая вверх, но не сходя с места. Пойманные «рыбки» выходят из игры, или из них выбирается новый «рыбак».

Игра повторяется 3 раза. Выигрывают игроки, не пойманные «рыбаками».

Воспитатель:

- Кто такие охотники? (Ответы детей.)

- Чем они занимались? Чем могли быть полезны охотники в новом строящемся городе? (Высказывания, ответы, рассуждения детей.)

Но с ними было проще, особых орудий им не требовалось, ведь для войны и для охоты оружие одинаковое было.

Динамическая игра «Орудия труда и охоты». Дети встают в круг и по очереди с помощью выразительных движений показывают действие с каким-либо орудием (лук и стрелы, гарпун, копье, топор и т. д., другие дети.

Воспитатель:

- Вслед за охотниками трое земледельцев объявилось.

- Кто такие? Чем они занимаются? (Ответы детей. Уточнение педагога: земледелие - возделывание, т. е. обработка земли.)

- Земледельцев в дружине Вышеслава звали Данила, Гордей да Гридя (Знакомство с этими старинными русскими именами.)

- Вот перед ними задача трудная стояла.

- Нужно было поле приготовить

- Делалось это таким образом. (показ слайда)

- Сначала на месте облюбованном лес вырубался и пни выкорчевывались.

- Потом этот лес сжигали, а землю перепахивали.

- Зола, которая оставалась после сгорания деревьев, землю удобряла.

- А уж после того, как землю перепашешь, да бороной переборонишь, сажай там то, что душе угодно (показ слайдов)

- Данила, Гордей и Гридя посадили рожь да пшеницу (Обсуждение информации.)

- Зачем земледельцы сделали это? (Ответы, рассуждения детей.)

- Земледельцы посадили на поле рожь и пшеницу для того, чтобы потом хлеб получить.

- Почему земледельцы хотели получить хлеб? Почему это было так важно в новом строящемся городе? (Ответы детей)

- Недаром в народе говорят: «Хлеб - всему голова».

- Так как на дворе стояла осень, то рожь и пшеницу посадили озимые, чтобы они весной взошли. (показ слайда)

- А еще они решили весной посадить лен.

- Зачем земледельцы решили сделать это? Зачем горожанам нужен был лен? (Ответы детей.)

- Лен земледельцы решили весной посадить для того, чтобы потом ткать из него холсты и шить одежду. (показ слайда.)

Подвижная народная игра «Ленок». На пол кладутся обручи - гнезда, которых на два-три меньше, чем игроков. Перед началом игры выбирается ведущий, например с помощью считалки. Дети встают в круг и берутся за руки. Ведущий встает в центр круга и выполняет разные движения, которые должны повторить остальные дети. По команде «Сажай лен» игроки занимают гнезда, а тот, кто не успел занять гнездо, считается «посаженным», т. е. его сажают в гнездо до конца игры.

Побеждает тот, кто займет последнее свободное гнездо.

Игру повторяется 2 раза.

Воспитатель:

- И тут Вышеслав вспомнил еще одну очень важную вещь.

- Оглядев дружину, он с надеждой спросил: «А бондари среди вас есть?»

- Ребята! Может быть кто-нибудь из вас знает, кто такие были бондари и чем они занимались? (Ответы детей.)

(Педагог сообщает детям о том, что бондари - это люди, умеющие делать деревянные бочки.)

- Воеводе Вышеславу повезло. (Пауза.) Из толпы вышло сразу два дружинника и почти хором сказали, что они знакомы с бондарным делом.

- А почему в новом строящемся городе так необходимы были бондари - люди умеющие делать деревянные бочки? (Высказывания, предположения, рассуждения детей)

- Дело в том, что русские города очень часто страдали от пожаров, так как все постройки были деревянные. Поэтому около каждого дома должна была стоять бочка с водой, а лучше даже две. (Обсуждение ситуации: зачем около деревянных домов нужны были бочки)

- Поэтому Вышеслав приказал двум бондарям немедленно приниматься за работу, а остальным, когда это будет нужно, им помогать. - А звали тех двух бондарей Вышата и Кузьма.

Динамическая игра «Дружинники разных профессий». Педагог предлагает детям вспомнить, дружинники каких профессий были в дружине воеводы Вышеслава.

Дети вместе с педагогом встают в круг. Дети по очереди выходят в центр круга и изображают разные профессии; остальные должны повторить движения и отгадать, чем занимается дружинник данной профессии.

Воспитатель:

- День клонился к вечеру, поэтому все решили, что утро вечера мудренее.

- Почему люди в старину считали, что утро вечера мудренее? Что это означает? (Высказывания, предположения, ответы.)

- Что сделали дружинники воеводы Вышеслава, решив, что утро вечера мудренее? (Высказывания детей.)

- Дружинники Вышеслава легли спать.

Динамическая игра «Тушим пожар»

Педагог обращает внимание детей на то, что для тушения пожара нужно было как можно больше воды, которую доставляли от реки в больших бочках.

Педагог предлагает детям разделиться на команды (2-4 команды, в зависимости от количества детей в группе или классе, которые встают в колонны за линией старта (например, скакалкой) - «у реки». Напротив команд ставятся стулья (обручи) - место пожара. Каждой команде дается по одному бочонку (большому мячу, спортивному туннелю «перекати-поле»).

По команде педагога первые игроки катят мячи-бочки к месту пожара, «выливают воду» (обходят стул, катят пустые бочки обратно к реке (возвращаются к команде) и отдают бочки следующим игрокам - «наполняют бочки водой». Таким образом «тушат пожар» все игроки команд.

Побеждает команда, в которой все дети быстро и правильно выполнят предложенное задание - пожар будет потушен. Игра повторяется один-два раза.

Итог занятия:

Воспитатель:

Понравился ли вам мой рассказ?

- Что вы запомнили сегодня?

Дети рассказывают о своих впечатлениях.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-3_3da9j.ppt | 2496,5 Кб | Скачан: 38
 
Публикации по теме:

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Профессии разные нужны, профессии разные важны» Интегрированное занятие в подготовительной группе «Профессии разные нужны, профессии разные важны» Тема занятия: «Профессии разные нужны,.

Конспект физкультурного досуга в старшей группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Задачи: Образовательная область «Здоровье» - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; - воспитание культурно.

Конспект итогового занятие по теме «Знакомство с укладом и бытом людей на Руси» с использованием ЭОР Из древних чудесных камней мы сложим ступени грядущего «Человеку, не умеющему понимать, прошлое нельзя мыслить о будущем» Н. Рерих Конспект.

Конспект комплексного занятия в старшей подготовительной группе «Герб Нижнего Новгорода».Конспект комплексного занятия в старшей подготовительной группе «Герб Нижнего Новгорода». У каждого человека есть фамилия, это то что связывает его со своими близкими родными. У каждого из вас есть своя фамилия, которую вам.

Конспект «Профессии людей на транспорте»Конспект «Профессии людей на транспорте» Конспект Непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Познавательное развитие Тема: «Профессии людей на транспорте». Цель:.

Конспект комплексной НОД «Профессии людей создающих одежду» Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое.

Открытое мероприятие в подготовительной группе «Все профессии важны, все профессии нужны» Цель: формирование познавательных действий при ознакомлении с профессиями. Задачи: - Развивать самостоятельность, инициативу, творчество.

Паломники из Нижнего Новгорода в Москве (фоторепортаж, продолжение)Паломники из Нижнего Новгорода в Москве (фоторепортаж, продолжение) Спасибо редакторам за исправления. Вторую часть моего рассказа об православной экскурсии в Сергиев Посад и Москву я хотела бы начать с определения,.

Конспект занятия «Профессии людей работающих на транспорте. Звуки [В], [В’]» Цель: создание условий для развития фонематических процессов, совершенствования грамматического строя речи. Задачи: Коррекционно – обучающие:.

Взаимодействие родителей, детей и педагога в рамках НОД «Все профессии нужны — все профессии важны» Взаимодействие родителей, детей и педагога в рамках НОД «Все профессии нужны – все профессии важны». Главная цель - формировать целостные.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Население Нижнего Новгорода в 13 веке. Профессии людей»
Опубликовано: 28 мая 2016 в 07:10
+170Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 98.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Развиваемся с матрешками
Развиваемся с матрешками Игра в виде матрешек с приставными деталями. Она может проводиться с подгруппой детей, индивидуально, самостоятельно....
Конкурс «Новогоднее оформление группы и холла»!
Конкурс проходил в рамках МКДОУ "Детский сад №3 "Улыбка" г. Калача-на-Дону! Я очень люблю участвовать в конкурсах по оформлению, думаю, это у меня очень...
Беседа с детьми: «Зайку бросила хозяйка — за окном остался зайка…»
Цель : Формировать эмоционально положительный отклик на произведения художественной литературы. Задачи: Развивать ответственность за брошенного,...
Лепка из солёного теста на тему «Грибочки и божьи коровки» в младшей группе детского...
Задачи: Художественно-эстетическое развитие: Развитие мелкой моторики: Продолжать формировать умение детей раскатывать комочки пластилина круговыми...
ООД «Мишка в гостях у ребят»
Конспект занятия по сенсорному воспитанию в младшей группе Тема: «Мишка в гостях у ребят» Образовательная область: Познание. Цель: закрепить у детей...