Папки-передвижки

Занятие по формированию фонетических средств языка и обучению грамоте «Звуки [Л], [Л’]. Буква Л» (27 фото)

Татьяна Голубева
Занятие по формированию фонетических средств языка и обучению грамоте «Звуки [Л], [Л’]. Буква Л»

Интеграция образовательных областей:

•Речевое развитие

•Познавательное развитие

•Физическое развитие

Технологии:

•игровые технологии, направленные на развитие слухового внимания, памяти, вербального мышления, зрительно-моторной координации;

•технологии сохранения и стимулирования здоровья: артикуляционная, пальчиковая гимнастика, динамические паузы

Возраст и контингент обучающихся: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Публикация «Занятие по формированию фонетических средств языка и обучению грамоте „Звуки [Л], [Л’], Буква Л“» размещена в разделах

Тип и вид занятия: комбинированное фронтальное занятие по формированию фонетической стороны речи и обучению грамоте, 3 период обучения, 2-е занятие по теме

Задачи:

- коррекционно—образовательные: продолжать учить четко произносить звуки [Л], [Л'], дифференцировать звуки на слух и в произношении; познакомить с буквой Л;

- коррекционно—развивающие: продолжать формировать умение определять место звуков [Л], [Л'] в начале, середине и конце слов; совершенствовать умение детей делить слова на слоги; развивать слуховое внимание, логическое мышление; языковое чутье, общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- коррекционно—воспитательная: воспитывать у детей самостоятельность и инициативность.

Оборудование. Демонстрационный материал: предметные картинки с буквой Л; дидактическое пособие «Поезд»; раздаточный материал по количеству детей: предметные картинки со звуками [Л], [Л'] разной слоговой структуры; конструктор букв из полосок велькро; шумовые колокольчики.

Предварительная работа:

•постановка и автоматизация звуков [Л] и [Л'] у всех детей группы;

•вводное занятие по теме «Звуки [Л] и [Л'], их дифференциация»

Ход занятия

1. Организационный момент

«Разминка»:

•Выполнить артикуляционные упражнения для звуков [Л] и [Л'] : «вкусное варенье», «кошка лакает молоко», «чашечка»;

•Отгадать загадки: Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса) Над домами у дорожки висит кусок лепешки. (Луна)

Какие звуки слышатся в начале слов: лиса, луна?

Сообщение темы занятия: Сегодня мы продолжим играть со звуками [Л] и [Л'], познакомимся с буквой Л.

Занятие по формированию фонетических средств языка и обучению грамоте «Звуки [Л], [Л’]. Буква Л»

2. Основная часть

Задание 1. Дидактическое упражнение «Разбирай-ка»

Вспомнить артикуляцию звуков:

губки слегка в улыбке; зубки сближены; кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам; горлышко «работает».

Характеристика звука [Л]: согласный (язычок создает преграду воздуху, твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Характеристика звука [Л']: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 2. Дидактическое упражнение «Узнавай-ка»

Узнавание звуков [Л] и [Л'] среди других:

Нужно позвонить в шумовой колокольчик, если услышите звуки [Л] и [Л']; л, г, н, ль … ; ла, ма, му, лю. ; ал, ол, уль, ин … ; ласка, ложка, пили, кошка, стол, баня, полка, лист, машина, уголь.

Фото «Звуки [Л], [Л’]. Буква Л»
Занятие по формированию фонетических средств языка и обучению грамоте - фото

Задание 3. Дидактическое упражнение «Старший и младший братцы»

Дифференциация звуков [Л] и [Л']

Логопед напоминает правила игры: Если услышите мягкий звук [Л'] (младший братец), то нужно присесть на корточки, а если услышите твердый [Л] (старший братец), нужно встать.

л, ль, ль, л, ль, …ла, ля, лё, ло, ул, уль, … ; лак, ляг, ноль, полы, поля, полынь, угол, уголь, …

Фото №1 Конспекты занятий Буквы Фото №2 Знакомимся с буквами и звуками Конспекты занятий

Задание 3. Дидактическое упражнение «Раз, два, три – картинку подними!»

Работа с предметными картинками

Задания детям:

•«Раз, два, три – картинку со звуком [Л] подними!» (пол, потолок, флаг, стол, стул, молоко и др.)

Фото №3 Все конспекты Обучение грамоте

•«Раз, два, три – картинку со звуком [Л'] подними!» (слива, шляпа, земляника, летчик, самолет, валенки и др.)

Фото №4 Звуки буквы слоги Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший конспект занятия НОД апрель Тип и вид занятия комбинированное фронтальное занятие по формированию фонетической стороны речи и

•«Раз, два, три – у кого звук [Л] ([Л']) в начале слова, картинку подними!» (летчик, лампа, …)

•«Раз, два, три – у кого звук [Л] ([Л']) в конце слова, картинку подними!» (стол, стул, пол, …)

•«Раз, два, три – у кого звук [Л] ([Л']) в середине слова, картинку подними!» (туфли, молоко, валенки, флаг, …)

Фото №5 Обучение грамоте

Задание 4. Дидактическая игра «Поезд»

Ход игры: Логопед напоминает детям, что в первом вагоне должны ехать картинки, в названии которых один слог; те картинки, названия которых можно разделить на 2 части, поедут во втором вагоне и т. д.

Сначала приглашаются дети к первому вагону, затем - ко второму (к третьему, к четвертому). Ребенок ставит свою картинку на наборное полотно и «доказывает» всем, что задание выполнено верно (отхлопывает слоги в слове).

Предварительная работа постановка и автоматизация звуков Л и Л у всех детей группы вводное занятие по теме Звуки Л и Л их дифференциация Ход занятия Лиса Над домами у дорожки висит кусок лепешки Луна Какие звуки слышатся в начале слов лиса луна Сообщение темы занятия Сегодня мы продолжим играть со звуками Л и Л познакомимся с буквой Л Основная часть Задание Дидактическое упражнение Разбирай ка Вспомнить артикуляцию звуков губки слегка в улыбке зубки сближены кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам горлышко работает Характеристика звука Л согласный язычок создает преграду воздуху твердый звонкий Обозначение синий кружок с колокольчиком Характеристика звука Л согласный мягкий звонкий

Динамическая пауза: «Лягушка-квакушка»

Хлопнуть в ладоши и подпрыгнуть, если услышите звуки [Л]/[Л`].

Лягушка-квакушка - улыбка до ушей!

Весёлая подружка и рыбок, и мышей.

Попрыгает по суше, поплавает в воде …

Веселая лягушка не пропадет нигде!

И тут, и там она своя: она же зем-но-вод-на-я!

Ее люблю за это я, хотя она холодная! (Р. Алдонина)

Фото №6 Обозначение зеленый кружок с колокольчиком

В каких словах слышался звук [Л]? [Л`] ?

Задание 5. Дидактическое упражнение «Знакомство с буквой Л»

•Демонстрация различных графических изображений буквы Л.

Из чего состоит буква? Сколько нужно палочек?

Фото №7 Дидактическое упражнение Узнавай ка Узнавание звуков Л и Л среди других Нужно позвонить в шумовой колокольчик если услышите звуки Л и Л л г н ль ла ма му лю Фото №8 ал ол уль ин ласка ложка пили кошка стол баня полка лист машина уголь

•На что похожа буква Л? (Варианты ответов детей: на детскую горку, на гору, на шалаш, на хобот …)

Л уставилась на цаплю:

«Мы похожи как две капли:

Ноги длинные у цапли,

Как у буквы Л, не так ли?» О. Гофман

Демонстрация буквы Л в рисунках художников (ласты, лунная поверхность, леопард)

Фото №9 л ль ль л ль ла ля лё ло ул уль лак ляг ноль полы поля полынь угол уголь

•Конструирование буквы Л из пальчиков

Фото №10 Дидактическое упражнение Раз два три картинку подними Работа с предметными картинками Задания детям Раз два три картинку со звуком Л подними пол потолок флаг стол стул молоко и др

•Конструирование буквы Л из полосок велькро (липкая лента)

Раз два три картинку со звуком Л подними слива шляпа земляника летчик самолет валенки и др Сначала приглашаются дети к первому вагону затем ко второму к третьему к четвертому Ребенок ставит свою картинку на наборное полотно и доказывает всем что задание выполнено верно отхлопывает слоги в слове Динамическая пауза Лягушка квакушка Хлопнуть в ладоши и подпрыгнуть если услышите звуки Л Л Лягушка квакушка улыбка до ушей Весёлая подружка и рыбок и мышей Попрыгает по суше поплавает в воде Веселая лягушка не пропадет нигде И тут и там она своя она же зем но вод на я Ее люблю за это я хотя она холодная Р

Мы еще продолжим играть с буквой Л на следующем занятии.

3. Итог занятия. Рефлексия

С каким звуками мы играли? С какой буквой познакомились? Что запомнилось? Что понравилось? Какие были трудности?

Публикации по теме:

НОД по обучению грамоте с использованием ИКТ «Буква Г, звуки [г]-[г’]» Задачи: Познакомить с буквой Г, звуками [г],[г']. Развивать фонематический слух. Закреплять умение выделять звук из потока речи в начале.

Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте «Звуки [х]-[х’]. Буква х» Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте. Составила: учитель-логопед Бабичкина И. А. Тема: Звуки.

Конспект НОД по обучению грамоте «Согласные звуки [ф], [ф’]. Буква Ф» Конспект НОД по обучению грамоте «Согласные звуки [ф],[ф']. Буквы Ф, ф.» Цель: знакомство с буквой Ф и звуками, которые она обозначает.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ф, научить узна- вать ее зрительно; формировать навыки пра- вильного и осознанного чтения; развивать.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [г], [г’]. Буква Г» Цели занятия: познакомить детей с буквой Г, научить узна- вать ее зрительно; совершенствовать навык правильного и осознанного чтения; про.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [н], [н’]. Буква Н. Предложение. Большая буква в начале предложения и в именах» Цели занятия: познакомить детей с буквой Н; научить чи- тать слова с данной буквой, уметь отличать ее от других согласных; познакомить де.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п], [п’]. Буква П. Прописная буква в кличках животных» Цели занятия: познакомить детей с буквой П, учить читать \ слова с данной буквой; дать представление о правиле правописания кличек животных;.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [т], [т’]. Буква Т» Цели занятия: познакомить детей с буквой Т, учить читать слоги и слова с данной буквой, различать на слух звуки [д] и [т]; закреплять умение.

Лэпбук по обучению грамоте «Буквы и звуки русского языка»Лэпбук по обучению грамоте «Буквы и звуки русского языка» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию уже ставшую популярной тематическую (интерактивную) папку - лэпбук! Увидев варианты лэпбука.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [с], [с’]. Буква С» 1. Коррекционно-образовательные цели. Закреплять навыки различения и произношения звуков С, СЬ в слогах, словах, предложениях; упражнять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по формированию фонетических средств языка и обучению грамоте «Звуки [Л], [Л’]. Буква Л»
Опубликовано: 20 апреля 2016 в 20:16
+59Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 30.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД