Получи документы

Занятие по грамоте

Наталья Греховодова
Занятие по грамоте

Занятие

Цель. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте с учетом возможностей детей.

Задачи.

Первая подгруппа.

- Создавать условия для закрепления терминов «слово», «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;

- закреплять умение проводить звуковой анализ слова, состоящего из четырех звуков;

- развивать навык составления модели слога, состоящего из двух звуков;

- развивать умение узнавать в ходе игры знакомые буквы.

Вторая подгруппа.

Публикация «Занятие по грамоте» размещена в разделах

- Создавать условия для закрепления терминов «слово», «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук»;

- развивать навык составления модели слова, состоящего из трех-четырех звуков;

- развивать умение в ходе игры читать отдельные слова.

Общие задачи.

- Поддерживать инициативу и самостоятельность;

- развивать мелкую моторику рук;

- вызывать желание использовать полученные знания и умения.

Материал и оборудование. Бейджики с именами детей. Самоклеющиеся бабочки красного и синего цвета. Домик-ширма (для настольного театра). Красные, синие и зеленые фишки. Домик, смоделированный из деталей трансформируемого игрового конструктора для обучения (ТИКО). ТИКО «Грамматика». Предметные картинки. Плоскостное изображение Фиолетового леса. Чемоданчик с играми Воскобовича («Шнур-затейник», «Конструктор букв», «Читайка на шариках», схемами и образцами. Занимательные тетради «По дорогам Грамоты». Кукла -говорушка (с открывающимся ртом, кукла мальчик Грамотей, плоскостная фигура Филимона Коттерфильда (персонажа «Сказок Фиолетового леса» и игр Воскобовича).

Воспитатель (обращается к детям). Здравствуйте! Меня зовут Наталья Алексеевна. Я работаю воспитателем в детском саду со сказочным названием «Аленушка». В моей группе много детей, и все они очень разные: веселые или серьезные, послушные или шаловливые. Но все они любознательные, и те, кто еще не умеет читать, очень хотят научиться. Я знаю, что вы тоже готовитесь к школе. Наверное, кто- то из вас уже умеет читать? (Ответы детей). За это похвальное умение я дарю вам красные бабочки.

Прикрепляет к бейджикам детей, которые умеют читать, бабочки красного цвета.

Воспитатель. А кто из вас пока не умеет читать, но очень хочет научиться? (Ответы детей). За это горячее желание я тоже дарю вам бабочки -только синего цвета.

Прикрепляет к бейджикам детей, которые не умеют читать, бабочки синего цвета.

Воспитатель. Теперь предлагаю всем вместе отправиться в занимательное путешествие по дорогам страны, которая называется Грамота. Нас ожидают встречи со сказочными героями, которые помогут каждому из вас в освоении грамоты.

По дорогам Грамоты

Дружно мы шагаем.

Кто живет в этой стране?

Скоро мы узнаем!

Дети и воспитатель под аудиозапись ритмичной музыки идут по групповой комнате, подходят к домику-ширме.

Воспитатель.

Вот и домик на пути.

Нам его не обойти.

Хотите узнать, кто в нем живет?

Дети. Да.

В окне домика появляется кукла -говорушка, которой управляет воспитатель.

Воспитатель.

Живет здесь кукла -говорушка.

Она любит поболтать

И со звуками играть.

Открывает-закрывает кукле рот, произносит за нее разные слоги, например: «Са-ша-са, ра-ла-ра».

Воспитатель (обращаясь к кукле).

Ну, пора остановиться-

Этим нас не удивить.

Интересную игру

Ты нам можешь предложить? (Изображает, как кукла что-то говорит ей на ухо). Кукла -говорушка предлагает поиграть с фишками и звуками. (Достает из кармашка на платье куклы красные, синие и зеленые фишки и выкладывает их на стол) .Возьмите по одной фишке по желанию.

Воспитатель. Поднимите фишки красного цвета.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Что в мире звуков обозначает фишки красного цвета?

Дети. Гласный звук.

Воспитатель. Напомню: гласные звуки можно пропеть, прокричать; при их произнесении не встречаются никакие преграды. Предлагает детям произнести любые гласные звуки.

Воспитатель. Теперь поднимите фишки синего цвета.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Что в мире звуков обозначает фишка синего цвета?

Дети. Твердый согласный звук.

Воспитатель. Напомню: при произнесении согласных звуков встречаются преграды: губы, зубы и язык.

Предлагает детям произнести любые твердые согласные звуки.

Воспитатель. Поднимите фишки зеленого цвета.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Что обозначают фишка зеленого цвета?

Дети. Мягкий согласный звук.

Воспитатель. Мягкие согласные звуки звучат иначе. Послушайте…

Дает образец произнесения этих звуков. Затем дети произносят любые мягкие согласные звуки.

Воспитатель. Молодцы! Теперь пусть каждый из вас ненадолго превратится в звук, обозначенный его фишкой.

Проводится игра «Живые звуки».

Воспитатель предлагает «гласным звукам» покружиться, «согласным звукам» выполнить приседания, а «мягким согласным звукам» попрыгать на одной ножки.

Под аудиозапись веселой музыки дети выполняют соответствующие движения. Воспитатель поощряет их активность.

Воспитатель. Все звуки разные, и каждый из них может звучать по-своему. Предлагаю вам составить звуковую модель одного интересного слова. Для этого нам нужен мягкий согласный звук [т'], гласный звук [и], твердый согласный звук [к], гласный звук [о].

Четверо детей (по желанию, но с учетом своих фишек) «превращаются» в звуки, называют их и выстраиваются в ряд в заданном порядке.

Воспитатель. Получилась звуковая модель слова. Давайте его прочитаем.

Дети. Получилось слово «тико».

Воспитатель. Верно. Вам интересно узнать, что обозначает это слово?

Об этом узнаете, когда мы продолжим путешествие по дорогам грамоты.

По дорогам Грамоты

Нам весело идти.

Ведь что-то интересное

Ждет нас впереди.

Дети и воспитатель под аудиозапись ритмичной музыки идут по групповой комнате, подходят к домику, выстроенному из деталей ТИКО.

Воспитатель. Что вы видите?

Дети. Дом.

Воспитатель. Из чего сделан дом?

Дети. Из конструктора.

Воспитатель. Дом сделан из конструктора, который называется ТИКО. Вот что означает таинственное слово, с которым вы познакомились.

ТИКО - необыкновенный конструктор: с ним можно играть и с его помощью можно легко научиться читать. Чтобы узнать, как это делается, познакомимся с хозяином этого дома. (Достает из домика куклу мальчика Грамотея).

Грамотей здесь проживает,

Что-то все изобретает!

Чтобы все запомнили буквы алфавита,

Создал он конструктор ТИКО.

Воспитатель высыпает на стол из коробки детали ТИКО «Грамматика». Дети выбирают понравившиеся детали, рассматривают их.

Воспитатель. Каждая деталь конструктора-квадрат красного, синего или зеленого цвета - это модель звука. Красный квадрат - модель какого звука? (Гласного). Синий квадрат - модель какого звука? (Твердого согласного). А зеленый квадрат? (Мягкого согласного звука). На каждом квадрате вы видите букву, которая обозначает какой-либо звук. Предлагаю детям с синими бабочками найти по одной модели синего цвета и по одной модели красного цвета и соединить их между собой парами. Детям с красными бабочками предлагаю сконструировать модель слова-названия предмета, изображенного на картинке.

Дети из второй подгруппы выбирают предметные картинки. Воспитатель объясняет прием соединения деталей ТИКО: «Если шарик наложить точно на отверстие и надавить на него пальцами, то замочек защелкнется».

По мере выполнения задания воспитатель предлагает детям первой подгруппы прочитать составленные слоги, детям второй подгруппы - получившиеся слова.

Воспитатель (обращается к каждому ребенку из первой подгруппы). У тебя получился слог. Прочитай его.

При затруднении воспитатель и ребенок читают вместе.

Воспитатель (обращается к каждому ребенку из второй подгруппы). Я знаю, что ты уже умеешь читать. Какое слово у тебя получилось?

Ребенок читает слово самостоятельно.

Воспитатель. Вы все молодцы, справились с заданием: с первого раза собрали из конструктора слоги и слова! Теперь вы знаете:

Кто хочет грамоте учиться,

ТИКО может пригодиться.

Воспитатель. А мы с вами продолжим наше путешествие по дорогам Грамоты.

По дорогам Грамоты

Мы опять пойдем

И к кому-то в гости

Скоро попадем!

Дети и воспитатель под аудиозапись ритмичной музыки идут по групповой комнате, подходят к плоскостному изображению Фиолетового леса.

Воспитатель. Что вы видите?

Дети. Лес.

Воспитатель. Это Фиолетовый лес.

Перед нами странный лес,

В нем полным-полно чудес…

Кто-то к нам уже спешит,

Громко мяукает и фырчит.

Показывает плоскостную фигуру Филимона Коттерфильда.

Воспитатель. Это Филимон Коттерфильд - знаменитый фокусник, который живет в Фиолетовом лесу. Он творит настоящие чудеса: с помощью фокусов помогает детям осваивать грамоту. Хотите познакомиться с фокусами Филимона и поучаствовать в них? (Да).

Воспитатель предлагает детям из первой подгруппы «полететь» к столу, на котором сидит синяя бабочка; детям из второй подгруппы - к столу, на котором сидит красная бабочка, и сесть на стулья.

Воспитатель. Все необходимое для фокуса лежит у Филимона в чемоданчике. Скажем дружно: раз, два, три, что лежит в нем, покажи!

Дети повторяют слова. Воспитатель открывает чемоданчик, показывает игру «Шнур-затейник».

Воспитатель. Вот игра, с помощью которой и вы можете показывать фокусы.

Шнур-затейник, как змея,

С кнопкой он играет:

Ползает вокруг нее,

Узоры составляет.

(Показывает готовый вариант узора). Как вы думаете, почему этот шнур называют «затейником?» (Ответы детей). С этим шнуром можно делать что хочешь: можно огибать «кнопку», закручивать его вокруг «кнопки» и даже придумывать какие- то свои действия. Филимон Коттерфильд предлагает вам поиграть со шнуром-затейником по вашему желанию.

Дети каждой подгруппы выполняют произвольные действия со шнуром. По сигналу дети показывают свои узоры. Воспитатель от имени кота оценивает их работу.

Воспитатель. Вы старались и, я думаю, поняли, что для игры со шнуром нужны ловкие пальцы. Тогда шнур-затейник станет послушным, и с его помощью можно будет сделать разные дорожки, написать буквы и слова.

Давайте поблагодарим кота Филимона.

Скажем «спасибо» коту Филимону,

Он фокусу умному нас научил.

Он обучает, он развивает

И в школе учиться на пять помогает.

Воспитатель. Наше путешествие по дорогам Грамоты подошло к концу. Во время путешествия мы встречались со сказочными героями, которые предлагали нам разные игры. Какие игры вам особенно понравились? (Ответы детей).

Все эти игры помогают научиться читать. «Грамоте учиться всегда пригодится», - гласит народная пословица. А чтобы вы вспоминали наше путешествие, я хочу подарить вам занимательные тетради «По дорогам Грамоты».

Звучит аудиозапись веселой музыки. Воспитатель раздает тетради и прощается с детьми.

Публикации по теме:

Игровое занятие по обучению грамоте на закрепление материала в старшей группе «Подарки для гномов»Игровое занятие по обучению грамоте на закрепление материала в старшей группе «Подарки для гномов» На занятиях по обучению грамоте мы с ребятами не только уточняем понятия «звук», «буква», но и много играем и конечно путешествуем, выполняя.

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Страна Абвгдейка» Цель: Закрепление знаний, умений и навыков по разделу «Обучение грамоте». Задачи: Образовательные: Проверить усвоенные детьми знания, умение.

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе Цель: выявление уровня знаний детей; готовность к школе. Задачи: 1. Закрепить знание букв русского алфавита. 2. Развивать фонетическое восприятие.

Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим, грамоте и математике в подготовительной группе «Земля — наш общий дом»Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим, грамоте и математике в подготовительной группе «Земля — наш общий дом» Комплексное итоговое занятие по ознакомлению с окружающим, грамоте и математике в подготовительной группе "Земля - наш общий дом" Цель:.

Итоговое занятие за 1 квартал по обучению грамоте в подготовительной группе Итоговое занятие в подготовительной группе по развитию речи (обучение грамоте) за 1 квартал. МБДОУ №34 «Колокольчик". Воспитатель: Голодова.

Кружковое занятие по обучению грамоте «Звуки волшебного леса» в средней группеКружковое занятие по обучению грамоте «Звуки волшебного леса» в средней группе Конспект занятия кружка по обучению грамоте «АБВГДейка» в средней группе по теме: «Звуки волшебного леса» Виды детской деятельности: игровая,.

Открытое итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. логопед - Попова Наталья Анатольевна Цели:.

Открытое занятие для родителей по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну Грамотейку на воздушном шаре»Открытое занятие для родителей по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну Грамотейку на воздушном шаре» Открытое занятие для родителей по образовательной области «Обучению грамоте» в старшей группе по теме «Путешествие в страну Грамотейка на.

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Поможем звукам» Видео Дорогие коллеги! Спасибо всем, кто ознакомился с моей предыдущей публикацией ("Открытое занятие «Обучение грамоте». Группа подготовительная.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Диспетчерская служба. Звуки [т]-[т’]»Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Диспетчерская служба. Звуки [т]-[т’]» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Коррекционно-образовательная: 1. Научить детей правильно произносить звуки Т – ТЬ, дифференцировать их на слух и в произношении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по грамоте
Опубликовано: 5 декабря 2020 в 13:55
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД