Занятие по обучению грамоте «Путешествие в мир букв и звуков» для старшего дошкольного возраста

Валентина Евменова
Занятие по обучению грамоте «Путешествие в мир букв и звуков» для старшего дошкольного возраста

Программные задачи: познакомить со звуками «л» и «л'», со звуковым анализом слова «лиса», продолжать знакомство воспитанников с понятиями «гласные звуки», «согласные звуки», «твердые и мягкие согласные звуки»; формировать представления о составе и схеме предложения; развивать фонематический слух, умение делить слова, проводить фонематический анализ и синтез слов; воспитывать самостоятельность, дружелюбие, культуру речевого общения.

Ход занятия

(дети входят в группу под музыку и образуют круг)

Педагог: Станем рядышком по кругу

Скажем «Здравствуйте» друг другу. (Здравствуйте)

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»Гостям: «Добрый день»

Педагог: Ребята, вы любите путешествовать? (Да)

Сегодня мы отравимся в путешествие в мир букв и звуков. А отправимся мы туда на воздушном шаре. Согласны? (Да)

Полетим под облаками,

Их потрогаем руками.

И поднимет в небо пар

Наш большой воздушный шар!

Дети берутся за руки, как бы образуя корзину. Над потолком воздушные шары. Звучит отрывок из песни «На воздушном шаре», дети водят хоровод.

1 остановка. «Буквы и звуки». Звуковая разминка.

Педагог: Ребята, на какие буквы делится алфавит? (гласные, согласные)

Педагог: Что мы делаем с буквами? (видим, пишем, читаем)

Педагог: Что мы делаем со звуками? (слышим и произносим)

Педагог: Как мы произносим гласные звуки? (свободно, протяжно, поем)

Педагог:Произнесем: а-а-а, о-о-о, у-у-у, ы-ы-ы.

Педагог: Как мы произносим согласные буквы? (коротко, отрывисто, колем иголочкой).Произносим: м, с, х, р, ш…

Игра «Лишняя буква»

Детям предлагаются карточки с буквами Их задача – найти лишнюю букву, а затем объяснить свой выбор. (буква К лишняя, потому что она согласная, а все остальные – гласные буквы).

А О Ы Х У

Р Ш А Н С

У 4 О А Ы

Педагог: Молодцы!

2 остановка. «Дружная»

Игра «Назови мягкую пару»

Дети образуют круг. Педагог бросает мяч и называет твердый согласный звук, ребенок называет мягкую звуковуюпару и бросает мяч назад:

с - с', м - м', р - р', х - х', л - л', н - н', в - в', к - к', ш -?

Игра «Звуки заблудились»

Дети - в кругу. Педагог бросает мяч и называет последовательно звуки,ребенок собирает слово и бросает мяч назад: с, о, м – сом; х, о, р – хор;, у, х, а – уха; о, с, а - оса; р, а, к и т. д.

Педагог: Молодцы!

3 остановка. «Лесная»

Педагог: На лесной лужайке играли дружно зайки, лисята и волчата, бельчата и ежата. Разыгрались малыши, от дома далеко ушли.

- Ребята, давайте поможем лесным жителям найти дорогу домой. Если в слове 1 слог – картинку положить в карман с 1 шариком; 2 слога – с 2-мя шариками; 3 слога – 3 шариками.

(дети по очереди берут картинку у педагога и определяют количество слогов в слове)

(деление на слоги по правилу: руки положить под подбородок, проговорить слово, сколько раз опустилась ладонь столько и слогов.)

Педагог: Молодцы! Лесные жители вам благодарны.

4 остановка. «Магазин»

Педагог: Ребята, настало время подкрепиться. Зайдем в магазин и выберем продукты. Выбирая картинку с продуктом, вы определяете 1-ый в слове и кладете её к нужной букве (буквы: А, С, М, Х;картинки: масло, молоко, сыр, сметана, хлеб, ананас и другие; рыба (лишняя).

- Почему вы не выбрали рыбу?

5 остановка. «Почитай – ка»

(дети читают на доске слова)

Педагог: Ребята, впереди у нас вода.

Ой, высокая волна!

Море плещет, море штормит.

Нам поиграть море велит.

Педагог: Наша следующая остановка «Морская» - 6 остановка.

Физминутка «Море волнуется»

(фонограмма, движения в соответствии с текстом)

7 остановка. «Школьная»

(дети садятся за столы)

Педагог:

Игра «Доскажи словечко» (за столами)

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую … (лису)

Педагог: Ребята, давайте составим предложение со словом «лиса».

(варианты: Лиса отдыхает. Лиса бежит. Лиса живет в лесу. Лиса ест рыбу.)

Педагог: А теперь составим схему предложения «Лиса отдыхает».

– Посчитаем сколько слов в этом предложении (хлопками)

– Как условно обозначается слово на схеме? (линия)

– Слова бывают длинные и короткие. И линии схемы тоже длинные и …

– Сколько линий мы проводим? (две: 1-ая короче, 2-ая длиннее)

– Что еще надо обозначить на схеме? (Заглавная буква, точка)

– Составим схему предложения «Лиса живет в лесу».

– Посчитаем сколько слов в этом предложении (хлопками). Составляем самостоятельно (на листах индивидуально).

Звуковой анализ слова «Лиса»

Педагог: Лиса живет в лесу, а звуки слова «лиса» в окошках звукового домика. Давайте их расставим.

– Интонационно выделим 1-ый звук в слове: л-л-лиса.

– Какой 1-ый звук в слове?

– Какой это звук: гласный или согласный, почему? (мягкий согласный звук [л'], говорим коротко)

– Фишкой какого цвета обозначим звук [л']? (зеленого, вызвать ребенка к доске, ему вставить фишку и назвать звук: «Первый звук в слове – мягкий согласный звук [л'], обозначаем фишкой зеленого цвета»)

– Интонационно выделим 2-ой звук в слове: ли-и-и-са.

– Какой 2-ой звук в слове? Почему? (гласный звук [и], можем пропеть)

– Фишкой какого цвета обозначаем? (красной,вызвать к доске:2-ой звук в слове – гласный звук [и], обозначаем фишкой красного цвета)

–Интонационно выделим 3-ий звук в слове: лис-с-с-са. (по аналогии)

–Интонационно выделим 4-ый звук в слове: лиса-а-а-а. (по аналогии)

(дети выкладывают фишки на полоски-схемы за столами, кто-то у доски)

Игра «Живые звуки»

(детям раздаются фишки)

Задание: звуку [л'] – похлопать, звуку [с] – улыбнуться. Звуку [а] – пропеть песенку звука: а-а-а-а; звуку [и] – назвать свой звук громко: И-И-И.

Команда: собрать слово «лиса»

(дети становятся последовательно по цветам, соответствующим звуковому анализу слова)

Игра «Сложи слово»

Педагог: Ребята, у вас на столе буквы, задание – сложить слово «лиса».

(дети самостоятельно складывают слово)

Педагог:прочитаем: ли-са. Молодцы!

Педагог: Подведем итог. В слове лиса, посчитаем сколько звуков: 1,2,3,4 – 4 звука. И посчитаем, сколько букв: 1,2,3,4 – 4 буквы.

Графическое задание в тетрадях

Педагог: Пропишем букву «Л».

– Вспомним, где живут буквы? (на линеечках).

– Чему равно расстояние между буквами? (указательному пальчику)

(объясняю: начинаем прописывать с верхней строчки, ставим точку на верхней строчке, затем влево проводим наклонную линию до нижней строчки, далее вправо наклонная линия до нижней строчки)

Пальчиковая гимнастика «Гармошка»

Педагог: Прописываем в воздухе, затем в тетрадях.

(дети самостоятельно прописывают)

Напомнить правила для письма!

Педагог: Молодцы! Наша следующая остановка «Паутинка» - 8 остановка

(дети становятся в круг)

Игра «Паутинка»

Педагог: Ребята становимся в круг. Что мы сегодня делали? Что узнали? Какое задание понравилось выполнять?

(ребенку передается нить, он её крепко держит, затем нить передается ребенку напротив и т. д. дети, взяв нить в руки, отвечают на заданные вопросы)

Педагог: Ребята, натяните нить. Какая крепкая паутина новых знаний у нас получилась.

– Если бы мы ничего не делали (дети отпускают нить). Ничего бы не узнали.

Педагог: А теперь беремся за руки, как бы образуя корзину. Пришла пора возвращаться из нашего путешествия на воздушном шаре «В мир букв и звуков».

(звучит музыка «На воздушном шаре», дети идут по кругу и далее под музыку уходят из группы)

Публикации по теме:

Дидактические игры по развитию речи и обучению грамоте для старшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Грибочки с секретом». Развитие речи. Обучение грамоте. Для старшего дошкольного возраста. Материал: Грибочки (из киндера.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у тётушки Федоры» Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста. «В гостях у тётушки.

Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну звуков и букв» Цель: совершенствование звукового анализа слова, составление предложений из заданных слов. Задачи: Образовательная задача: Упражнять детей.

Конспект занятия из цикла «Дети, мир звуков, музыка» для старшего дошкольного возраста Музыкальные инструменты, их звуки и тембры. Задачи занятия: 1. Формирование представлений о музыкальном звуке, умений выделять, характеризовать.

Конспект занятия по обучению грамоте «В гостях у Колобка» для детей старшего дошкольного возраста П/с: Закрепить представления о предложении, слове, звуке. Совершенствовать умение звукового анализа слова. Уточнить имеющиеся знания о буквах.

Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну волшебных звуков и движений»Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну волшебных звуков и движений» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 8 комбинированного вида» города Пикалево НОД «Путешествие в страну волшебных.

Мастер-класс по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста Мастер-класс «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Цель: повышение теоретического и практического уровня воспитателей в вопросах.

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в город Звуков» "Путешествие в город звуков"Цель: Развивать фонетический слух и восприятие. Упражнять в умении различать гласные звуки, твердые согласные.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ФФНР «В стране букв и звуков». Цель: Показать готовность детей к обучению в школе. Задачи: Образовательные: - дифференцировать понятия: звук, слог, слово, предложение;.

Занятие «Путешествие в мир эмоций» для детей старшего дошкольного возраста Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выражать его в мимике и в движениях. Задачи:.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Занятие по обучению грамоте «Путешествие в мир букв и звуков» для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 марта 2018 в 16:55
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 октября. День тренера

Свой профессиональный праздник сегодня отмечают спортивные наставники. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой, чтобы увлечь ребенка спортивной темой и стать для него первым тренером.

30 октября. День подготовки зверей к зиме на МААМ

Зима уже не за горами, дни уменьшаются, а на улице холодает. Пора рассказать ребятам о том, какие изменения в природе происходят в это время года, как готовятся к зиме дикие животные. Предлагаем посвятить...

Буктрейлер по книге Шарля Перро «Красная Шапочка»
Буктрейлер ( англ. booktrailer) — это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов в...
Осеннее развлечение во второй младшей группе «Прогулка по осеннему лесу»
«Прогулка по осеннему лесу» развлечение во 2 младшей группе Цель: создать веселое, праздничное настроение малышей. Персонажи: Зайчик, лисичка, медведь,...
ОД «Экспериментирование в мире пластмассы»
ОД в «Фикси — лаборатории»: «Экспериментирование в мире пластмассы» Программное содержание: Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из...