Занятие по обучению грамоте «Путешествие в мир букв и звуков» для старшего дошкольного возраста

Валентина Евменова
Занятие по обучению грамоте «Путешествие в мир букв и звуков» для старшего дошкольного возраста

Программные задачи: познакомить со звуками «л» и «л'», со звуковым анализом слова «лиса», продолжать знакомство воспитанников с понятиями «гласные звуки», «согласные звуки», «твердые и мягкие согласные звуки»; формировать представления о составе и схеме предложения; развивать фонематический слух, умение делить слова, проводить фонематический анализ и синтез слов; воспитывать самостоятельность, дружелюбие, культуру речевого общения.

Ход занятия

(дети входят в группу под музыку и образуют круг)

Педагог: Станем рядышком по кругу

Скажем «Здравствуйте» друг другу. (Здравствуйте)

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!» Гостям: «Добрый день»

Педагог: Ребята, вы любите путешествовать? (Да)

Сегодня мы отравимся в путешествие в мир букв и звуков. А отправимся мы туда на воздушном шаре. Согласны? (Да)

Полетим под облаками,

Их потрогаем руками.

И поднимет в небо пар

Наш большой воздушный шар!

Дети берутся за руки, как бы образуя корзину. Над потолком воздушные шары. Звучит отрывок из песни «На воздушном шаре», дети водят хоровод.

1 остановка. «Буквы и звуки». Звуковая разминка.

Педагог: Ребята, на какие буквы делится алфавит? (гласные, согласные)

Педагог: Что мы делаем с буквами? (видим, пишем, читаем)

Педагог: Что мы делаем со звуками? (слышим и произносим)

Педагог: Как мы произносим гласные звуки? (свободно, протяжно, поем)

Педагог: Произнесем: а-а-а, о-о-о, у-у-у, ы-ы-ы.

Педагог: Как мы произносим согласные буквы? (коротко, отрывисто, колем иголочкой). Произносим: м, с, х, р, ш…

Игра «Лишняя буква»

Детям предлагаются карточки с буквами Их задача – найти лишнюю букву, а затем объяснить свой выбор. (буква К лишняя, потому что она согласная, а все остальные – гласные буквы).

А О Ы Х У

Р Ш А Н С

У 4 О А Ы

Педагог: Молодцы!

2 остановка. «Дружная»

Игра «Назови мягкую пару»

Дети образуют круг. Педагог бросает мяч и называет твердый согласный звук, ребенок называет мягкую звуковую пару и бросает мяч назад:

с - с', м - м', р - р', х - х', л - л', н - н', в - в', к - к', ш -?

Игра «Звуки заблудились»

Дети - в кругу. Педагог бросает мяч и называет последовательно звуки, ребенок собирает слово и бросает мяч назад: с, о, м – сом; х, о, р – хор;, у, х, а – уха; о, с, а - оса; р, а, к и т. д.

Педагог: Молодцы!

3 остановка. «Лесная»

Педагог: На лесной лужайке играли дружно зайки, лисята и волчата, бельчата и ежата. Разыгрались малыши, от дома далеко ушли.

- Ребята, давайте поможем лесным жителям найти дорогу домой. Если в слове 1 слог – картинку положить в карман с 1 шариком; 2 слога – с 2-мя шариками; 3 слога – 3 шариками.

(дети по очереди берут картинку у педагога и определяют количество слогов в слове)

(деление на слоги по правилу: руки положить под подбородок, проговорить слово, сколько раз опустилась ладонь столько и слогов.)

Педагог: Молодцы! Лесные жители вам благодарны.

4 остановка. «Магазин»

Педагог: Ребята, настало время подкрепиться. Зайдем в магазин и выберем продукты. Выбирая картинку с продуктом, вы определяете 1-ый в слове и кладете её к нужной букве (буквы: А, С, М, Х; картинки: масло, молоко, сыр, сметана, хлеб, ананас и другие; рыба (лишняя).

- Почему вы не выбрали рыбу?

5 остановка. «Почитай – ка»

(дети читают на доске слова)

Педагог: Ребята, впереди у нас вода.

Ой, высокая волна!

Море плещет, море штормит.

Нам поиграть море велит.

Педагог: Наша следующая остановка «Морская» - 6 остановка.

Физминутка «Море волнуется»

(фонограмма, движения в соответствии с текстом)

7 остановка. «Школьная»

(дети садятся за столы)

Педагог:

Игра «Доскажи словечко» (за столами)

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую … (лису)

Педагог: Ребята, давайте составим предложение со словом «лиса».

(варианты: Лиса отдыхает. Лиса бежит. Лиса живет в лесу. Лиса ест рыбу.)

Педагог: А теперь составим схему предложения «Лиса отдыхает».

– Посчитаем сколько слов в этом предложении (хлопками)

– Как условно обозначается слово на схеме? (линия)

– Слова бывают длинные и короткие. И линии схемы тоже длинные и …

– Сколько линий мы проводим? (две: 1-ая короче, 2-ая длиннее)

– Что еще надо обозначить на схеме? (Заглавная буква, точка)

– Составим схему предложения «Лиса живет в лесу».

– Посчитаем сколько слов в этом предложении (хлопками). Составляем самостоятельно (на листах индивидуально).

Звуковой анализ слова «Лиса»

Педагог: Лиса живет в лесу, а звуки слова «лиса» в окошках звукового домика. Давайте их расставим.

– Интонационно выделим 1-ый звук в слове: л-л-лиса.

– Какой 1-ый звук в слове?

– Какой это звук: гласный или согласный, почему? (мягкий согласный звук [л'], говорим коротко)

– Фишкой какого цвета обозначим звук [л']? (зеленого, вызвать ребенка к доске, ему вставить фишку и назвать звук: «Первый звук в слове – мягкий согласный звук [л'], обозначаем фишкой зеленого цвета»)

– Интонационно выделим 2-ой звук в слове: ли-и-и-са.

– Какой 2-ой звук в слове? Почему? (гласный звук [и], можем пропеть)

– Фишкой какого цвета обозначаем? (красной, вызвать к доске:2-ой звук в слове – гласный звук [и], обозначаем фишкой красного цвета)

–Интонационно выделим 3-ий звук в слове: лис-с-с-са. (по аналогии)

–Интонационно выделим 4-ый звук в слове: лиса-а-а-а. (по аналогии)

(дети выкладывают фишки на полоски-схемы за столами, кто-то у доски)

Игра «Живые звуки»

(детям раздаются фишки)

Задание: звуку [л'] – похлопать, звуку [с] – улыбнуться. Звуку [а] – пропеть песенку звука: а-а-а-а; звуку [и] – назвать свой звук громко: И-И-И.

Команда: собрать слово «лиса»

(дети становятся последовательно по цветам, соответствующим звуковому анализу слова)

Игра «Сложи слово»

Педагог: Ребята, у вас на столе буквы, задание – сложить слово «лиса».

(дети самостоятельно складывают слово)

Педагог: прочитаем: ли-са. Молодцы!

Педагог: Подведем итог. В слове лиса, посчитаем сколько звуков: 1,2,3,4 – 4 звука. И посчитаем, сколько букв: 1,2,3,4 – 4 буквы.

Графическое задание в тетрадях

Педагог: Пропишем букву «Л».

– Вспомним, где живут буквы? (на линеечках).

– Чему равно расстояние между буквами? (указательному пальчику)

(объясняю: начинаем прописывать с верхней строчки, ставим точку на верхней строчке, затем влево проводим наклонную линию до нижней строчки, далее вправо наклонная линия до нижней строчки)

Пальчиковая гимнастика «Гармошка»

Педагог: Прописываем в воздухе, затем в тетрадях.

(дети самостоятельно прописывают)

Напомнить правила для письма!

Педагог: Молодцы! Наша следующая остановка «Паутинка» - 8 остановка

(дети становятся в круг)

Игра «Паутинка»

Педагог: Ребята становимся в круг. Что мы сегодня делали? Что узнали? Какое задание понравилось выполнять?

(ребенку передается нить, он её крепко держит, затем нить передается ребенку напротив и т. д. дети, взяв нить в руки, отвечают на заданные вопросы)

Педагог: Ребята, натяните нить. Какая крепкая паутина новых знаний у нас получилась.

– Если бы мы ничего не делали (дети отпускают нить). Ничего бы не узнали.

Педагог: А теперь беремся за руки, как бы образуя корзину. Пришла пора возвращаться из нашего путешествия на воздушном шаре «В мир букв и звуков».

(звучит музыка «На воздушном шаре», дети идут по кругу и далее под музыку уходят из группы)

Публикации по теме:

Дидактические игры по развитию речи и обучению грамоте для старшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Грибочки с секретом». Развитие речи. Обучение грамоте. Для старшего дошкольного возраста. Материал: Грибочки (из киндера.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у тётушки Федоры» Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста. «В гостях у тётушки.

Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну звуков и букв» Цель: совершенствование звукового анализа слова, составление предложений из заданных слов. Задачи: Образовательная задача: Упражнять детей.

Конспект занятия из цикла «Дети, мир звуков, музыка» для старшего дошкольного возраста Музыкальные инструменты, их звуки и тембры. Задачи занятия: 1. Формирование представлений о музыкальном звуке, умений выделять, характеризовать.

Конспект занятия по обучению грамоте «В гостях у Колобка» для детей старшего дошкольного возраста П/с: Закрепить представления о предложении, слове, звуке. Совершенствовать умение звукового анализа слова. Уточнить имеющиеся знания о буквах.

Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну волшебных звуков и движений»Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну волшебных звуков и движений» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 8 комбинированного вида» города Пикалево НОД «Путешествие в страну волшебных.

Мастер-класс по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста Мастер-класс «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Цель: повышение теоретического и практического уровня воспитателей в вопросах.

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в город Звуков» "Путешествие в город звуков"Цель: Развивать фонетический слух и восприятие. Упражнять в умении различать гласные звуки, твердые согласные.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ФФНР «В стране букв и звуков». Цель: Показать готовность детей к обучению в школе. Задачи: Образовательные: - дифференцировать понятия: звук, слог, слово, предложение;.

Занятие «Путешествие в мир эмоций» для детей старшего дошкольного возраста Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выражать его в мимике и в движениях. Задачи:.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Занятие по обучению грамоте «Путешествие в мир букв и звуков» для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 марта 2018 в 16:55
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Фомин день. Хороводные игры на МААМ

Всем нам известно выражение «Фома неверующий». 19 октября отмечается день памяти того самого человека, который на века остался в разговорном языке. Праздник народного календаря Фомин день был завершением...

19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

Конструирование. Тема: «Петух с красивым хвостом»
Конструирование. Тема: «Петух с красивым хвостом» Задачи: Познакомить детей с разными изображениями петуха; углубить детские представления о данном...
Развлечение «Вкусовая мозаика»
Развлечение «Вкусовая мозаика». Это развлечение – игра всегда проходит на «ура». Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать...
Конспект НОД по конструированию из разного материала «Дары леса — грибы и ягоды» во...
Конспект НОД по конструированию из разного материала во второй младшей группе на тему «Ягодные кустики», в рамках тематической недели «Дары леса: грибы и...