Папки-передвижки

Занятие по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группе (9 фото)

Вероника Гарбузова
Занятие по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группе

Цель: познакомить детей с декоративно - прикладным искусством.

Задачи:- Образовательная: расширять и закреплять представления детей об отдельных видах декоративно-прикладных промыслов: Городец, Хохлома, Дымка, Жостово.

- Развивающая: учить детей составлять узор по мотивам дымковской росписи.

- Воспитательная: прививать любовь, уважение и восхищение к труду народных мастеров-умельцев.

- Обогащать словарный запас детей: городецкая роспись, хохлома, дымковские игрушки, жостовские подносы.

Методы и приёмы:

Игровой – игра на деревянных ложках.

Публикация «Занятие по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группе» размещена в разделах

Практические – роспись барышни из картона в стиле дымковских мастеров.

Наглядный – иллюстрации, картинки, книги; городецкие росписи, посуда из хохломы, дымковские игрушки, жостовские подносы. Альбомы «Хохлома», «Городец», «Дымка», «Жостовская роспись».

Словесный – беседа, стихи познавательного характера, загадки, частушки, рассказы о декоративно – прик

ладном искусстве.

Средство – мини – музей «Декоративно-прикладного искусства», экспонаты русского народного промысла, иллюстрации дымковской, хохломской, жостовской, городецкой росписи; посуда из дерева, украшенная хохломской росписью, подносы, фигурки и посуда из гжели, матрёшки из Полхово-Майдана, Семёновские матрёшки, Дымковская барышня, шаблоны, полоски, кольца и т. д.

Занятие по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группе
Цель познакомить детей с декоративно прикладным искусством Задачи Образовательная расширять и закреплять представления детей об отдельных видах декоративно прикладных промыслов Городец Хохлома Дымка Жостово Развивающая учить детей составлять узор по мотивам дымковской росписи Воспитательная прививать любовь уважение и восхищение к труду народных мастеров умельцев

Ход занятия:1 часть. Организационный момент.

Занятие проходит в мини – музее детского сада. Звучит русская народная песня «Ах, вы сени».

2 часть.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Приглашаю Вас в мини-музей «Декоративно – прикладного искусства».

Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали её вокруг себя в обычных на первый взгляд предметах и явлениях. Восход солнца, снегопад, прощальный хоровод осенних листьев – всё мило сердцу человека. Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, для своей семьи, своих детей. А со временем люди стали эту красоту выставлять в музеи, проводить выставки, чтобы все любовались. Вот и вы сегодня пришли в мини – музей на выставку, где представлены изделия народных мастеров. Это глиняные и деревянные игрушки, посуда. Многие предметы вам уже знакомы.

Послушайте стихотворение:

«Городец смущается

Красота всем нравится.

Краски лета, осени

И весенней просини».

- Ребята, знаете -ли вы что-нибудь про Городецкую роспись?

Дети: Да! Городецкая роспись красочная и праздничная. Орнамент с пышными бутонами, соцветиями, листьями создаёт весёлое настроение. Узоры светятся разными оттенками голубого, розового, фиолетового и оранжевого цветов.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Городецкая роспись - это один из традиционных декоративных промыслов и стоит в ряду самых высоких достижений народного искусства России.

Никогда ни с чем не спутаешь радостных красок городецкой росписи, ее вороных коней с поджатой крючком ногой и лебединой шеей, ее птиц с диковинными хвостами в виде крыла бабочки. Кони всегда изображаются в профиль, а люди — только анфас. И все это - в окружении роскошных цветочных гирлянд.

Городецкая роспись символична. Конь в ней - символ богатства, птица - символ счастья, а цветы - здоровья и процветания в делах. Сюжетами старинной городецкой росписи были всадники на конях, барышни в кринолинах, свадьбы, застолья, чаепития и другие торжественные сцены из жизни горожан.

Хочу добавить, что важной частью Городецкой росписи является умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками и ушками.

А теперь отгадайте загадку:

«Разные ложки и ковши

Ты разгляди - ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Растут не здешней красоты»

Дети: Хохлома.

Воспитатель: Правильно, ребята! Посмотрите предметы, расписанные хохломской росписью (ложки деревянные, шкатулки, посуда, солонки и даже мебель: стол, стулья.) Ребята, что вы знаете о хохломе?

Дети: Это посуда и предметы мебели из дерева. Она украшена золотой росписью. На чёрном или красном фоне нарисованы золотые ягоды, цветы, листочки.

Воспитатель: Молодцы! Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Посмотрите, какая красота! Чтобы получить такое чудо, мастер сначала вырезает ложечку или чашечку из дерева, расписывает затем красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, чтобы оно высохло, закалилось. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, а золотые. Нарисованы на ней травы, листья, цветы, сказочные птицы. Одно удовольствие есть из такой посуды! Она лёгкая и красивая.

Послушайте стихотворение:

«Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама,

И нигде на свете

Нет таких соцветий!

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома!» (П. Синявский).

Ребята, давайте поиграем на деревянных ложках, украшенных хохломской росписью! (музыкальное сопровождение- русская народная песня «Светит месяц»)

Молодцы! Замечательный оркестр у нас получился!

А теперь отгадайте загадку:

«Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Раз, два, три, четыре, пять.

Даже всех не сосчитать».

Дети: Матрёшка!

Воспитатель: Конечно! Ребята, посмотрите, здесь и матрёшки. Все они разные, не похожие друг на друга, все в пёстрых сарафанах, цветных платках, расписных передниках, розовощёкие, с лукавинкой в глазах. Открываем матрёшку, а внутри такая же красавица, только поменьше.

Есть в Нижегородской области такое село - Полхов- Майдан. Село большое и чуть ли не в каждом доме точат и красят свои "тарарушки"-так называют мастера свои игрушки-матрешки. Голова у матрешки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придает матрешке удалой задорный вид. платок на матрешке яркий, сарафан тоже. Самое яркое пятно-фартук. Расцвел на нем чудо букет! Узоры имеют названия- розан, яблочко, большая роза, колокольчик, виноград.

Сергиевская (загорская) матрешка живет десятки лет, у нее скромный наряд, расписана она чистыми, яркими цветами. У матрёшек из Семёнова на фартуках яркие букеты.

Самая известная 50-ти местная Полхов -Майданская матрешка вытачивалась, как символ Советского Союза для выставки в Монреале. Это была рекордная матрешка, в 1967 году над ней трудился целый завод. Рекорды многоместности побивались неоднократно, и последний был сделан на фабрике "Семеновская роспись" несколько лет назад. Там в подарок итальянцам выточили 72-х-местную матрешку при поддержке целого токарного цеха, она была высотой аж 1.5 метра. Так вот в Майдане совсем недавно (пока это эксклюзивная информация) был побит мировой рекорд в матрешкостроении. Теперь существует 75-ти-местная матрешка - пока единственная в мире. Она сработана частным мастером, и высота ее всего 90 см.

«Восемь кукол деревянных

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут

Их матрёшками зовут».

Ребята, отгадайте загадку:

Разной формы, железные

В хозяйстве очень полезные

Черные, желтые, красные

Удивительно прекрасные.

Дети: Подносы.

Воспитатель: Правильно. Но они не простые. Посмотрите, какие красивые подносы у нас в музее, я сейчас расскажу вам ещё об одном промысле художественной росписи.

Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

C 1825 года в деревне Жостово Московской губернии пишут на подносах чудесные цветы.

В основе жостовской росписи лежит сочный, свободный мазок кисти. Жостовский мастер не работает по образцам. Он пишет по воображению, по хорошо усвоенным правилам, отточенным в долгой практике многих поколений местных художников. Классический стиль жостовского искусства предполагает несколько цветочных композиций: «Букет собранный», «Букет в раскидку», «Венок», «Ветка с угла», в которых в гармоничном единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли.

Каждый жостовский поднос расписан вручную и имеет авторскую подпись.

Каждый поднос, независимо от размера и способа изготовления формы (ручной ковкой или с помощью штампа и пресс-форм, является уникальным произведением народного искусства.

Особенности жостовской росписи.

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному, причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные.

А теперь я вам не сказку расскажу, а быль. Слушайте внимательно. «В некотором царстве, в некотором государстве, рядом с русским городом Вятка, стоит небольшое селение Дымково. Давным-давно жили там смелые, да умелые, весёлые да красивые мастера. Однажды они собрались и стали думать, как бы своё мастерство показать, да людей и детишек порадовать, свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в окрестностях села Дымково красную глину и стали лепить фигурки. Глину превращали мастера в весёлые, нарядные, яркие игрушки. Сначала они лепили, потом подсушивали и обжигали в горячей печи, чтобы фигурка стала твёрдой.»

«Весёлая, белая, глина.

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну, назови - ка меня!

Дети: Дымка.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите на картинки, какие узоры и краски вы видите?

Дети: Кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки. Краски яркие, малиновые, красные, зелёные, оранжевые, синие.

Воспитатель: Молодцы! А вы знаете, почему фигурки белого цвета? Обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. И на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски.

Вы хотите стать народными умельцами и мастерами?

Дети: Очень хотим!

Воспитатель: Давайте скажем волшебные слова: «Влево, вправо повернись и в умельца превратись». Вот вы и стали мастерами. Садитесь на свои места. Всё готово для вашего творчества. Начинаем расписывать Дымковскую барышню. (Звучит русская народная музыка).

Молодцы! Я вижу вы и вправду умелые мастера! Давайте посмотрим ваши работы и оценим их!

Обогащать словарный запас детей городецкая роспись хохлома дымковские игрушки жостовские подносы Методы и приёмы Игровой игра на деревянных ложках Публикация Занятие по ознакомлению детей с декоративно прикладным искусством в подготовительной группе размещена в разделах Конспекты занятий Наглядный иллюстрации картинки книги городецкие росписи посуда из хохломы дымковские игрушки жостовские подносы

3 часть. Итог: Воспитатель: Ребята, вам понравился наш мини-музей? А какой промысел понравился больше?

Ответы детей.

Воспитатель: Изделия русских народных мастеров широко известны за пределами России. Это наша национальная гордость! Мы гордимся умением наших мастеров, которые несут людям красоту и радость.

Ребята, вы хорошо потрудились, молодцы! Наше занятие окончено.

Публикации по теме:

Конспект досуга по ознакомлению детей с предметами декоративно-прикладного искусства «В русской горнице» в старшей группе Цель: • Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, хохломском. Познакомить детей с гжельской росписью, расширить знания.

Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством в старшей группе «Художник-пейзажист И. И Шишкин» Тема: Художник-пейзажист И. И Шишкин ЦЕЛЬ: 1)Познакомить детей с таким жанром живописи, как-пейзаж. 2)Учить воспринимать содержание пейзажной.

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с искусством Цель: Создать условия для ознакомления дошкольников с жанрами искусства. Задачи: Образовательные: Закрепить представление о живописи, как.

Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с искусством «Архитектура» НОД в подготовительной группе «Знакомство с архитектурой». Программные задачи: Образовательные: Познакомить детей с понятием «архитектура»;.

Опыт работы «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством» «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического.

Ознакомление детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Ознакомление детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством СЛАЙД :2 Определение и значение ДПИ Значение использования.

Паспорт проекта «Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством»Паспорт проекта «Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством» Актуальность. «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается»,- так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка.

Перспективное планирование по ознакомлению детей в средней группе с искусством .

Нравственное воспитание детей при ознакомлении с русским и бурятским декоративно-прикладным искусствомНравственное воспитание детей при ознакомлении с русским и бурятским декоративно-прикладным искусством Тема: «Нравственное воспитание детей при ознакомлении с русским и бурятским декоративно-прикладным искусством». Проблема развития детского.

Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством «Украсим пасхальное яйцо»Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством «Украсим пасхальное яйцо» Цель занятия: Познакомить детей с православным праздником «Светлое воскресение» с его историей, развивать интерес к культуре предков; рассказывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группе
Опубликовано: 25 ноября 2018 в 17:02
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД