Папки-передвижки

Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром в старшей группе «Хвойные деревья»

Елена Венальевна Смирнова
Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром в старшей группе «Хвойные деревья»

Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром в старшей группе "Хвойные деревья".

Задачи:

Расширять понятие о хвойных деревьях — ели и сосне, их сходстве и различии.

Совершенствовать умение подключать мануальные действия при обследовании веток, хвои, шишек деревьев ели и сосны.

Публикация «Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром в старшей группе „Хвойные деревья“» размещена в разделах

Развивать слуховое восприятие, цветоразличение, восприятие формы, величины хвои, веток, шишек деревьев ели и сосны.

Расширять активный словарь. Формировать понятие о ценности деревьев в природе и в жизни человека

Формирование лексико-грамматических категорий по теме.

Воспитывать интерес к окружающему миру. Воспитывать интерес к деревьям родного края. Воспитывать бережное отношение к природе.

Словарь

Существительные (предметы)

Сосна, ель, кедр, пихта;

Хвоя, шишки, смола, ствол, крона, древесина, ельник, бор…

Слова-признаки:

Хвойные, вечнозелёные, еловые, сосновые, полезные, высокая, стройная, пушистая, ароматная, смолистая, пахучая, исцеляющая…

Слова-действия: растут, шумят, пахнут, лечат, исцеляют…

Ход занятия.

1. Введение в тему занятия. Просмотр иллюстраций деревьев.

Что ты знаешь о деревьях?

Есть у них могучий ствол.

Ветки, веточки и листья

Ветер в кроне их нашёл.

А ещё канаты – корни

В землю глубоко уходят.

Держат корни ствол и крону,

Воду под землёй находят.

На деревьях вздулись почки,

Распускаются листочки.

У лимона – кожура,

У апельсина – кожура.

У человека это кожа,

А у дерева - кора.

У царя на голове – корона,

А у дерева – крона.

Давайте сравним дерево и человека.

- У человека ноги, а у дерева - …корни.

- У человека руки, а у дерева - …ветки.

- У человека туловище, а у дерева - …ствол.

- У человека кожа, а у дерева - …кора.

2. Беседа, Хвойные деревья, с просмотром презентации с иллюстрациями, Хвойные деревья,.

Не у всех деревьев есть листья. У некоторых листья имеют форму игл.

Эти иглы называются хвоя. А деревья – хвойные.

Угадайте эти деревья.

Загадки:

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (Сосна)

Ее в лесу найдешь,

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

Хвойные деревья отличаются от других деревьев тем, что листья у них не опадают на зиму, они всегда стоят зелёные. Их называют вечнозелёными.  

Поэтому всем знакома такая загадка: «Зимой и летом одним цветом».

Конечно иголочки тоже меняются, но это происходит постепенно, почти незаметно.

А ещё у хвойных деревьев есть шишки, в которых прячутся семена. Из опавших на землю семян могут вырасти новые деревца.

Самые распространённые из наших хвойных деревьев – это ель и сосна. Листья у них узкие, иглистые, и не похожи на листья других хвойных деревьев : лиственница, пихта, кедр, можжевельник, секвойя, тис, кипарис.

Много хвойных деревьев растёт в лесах. Если в лесу только сосны – это сосновый бор. Если только ели - ельник. А если и сосны и ели, то лес просто называется хвойный. Воздух в хвойных лесах очень чистый, насыщенный полезными веществами, помогает выздоравливать при заболеваниях сердца, лёгких. А в хвои содержится витамин С (столько же как в чёрной смородине). Поэтому из хвои делают целебные напитки. Воздух в хвойных лесах успокаивает, исцеляет, заряжает энергией. Прогулки по таким лесам очень полезны и благоприятны.

Хвойные деревья используются и в строительстве. После срубки из древесной коры делают мебель.  

-Предложить детям рассказать что нового и интересного о хвойных деревьяхони узнали и запомнили.

3. Сравнить сосну и ель.

Хвоинки: у ели короткие, у сосны – длинные.

у ели на веточке сидят по одной, у сосны – по две.

Шишки: у ели вытянутые, узкие, длинные;

сосновые – округлые.

Ствол: у ели красновато-коричневый, чешуйчатый;

у сосны медно-красный, более светлый.

По стволу ели и сосны часто стекает смола (сок). Она липкая и клейкая.

Стволы деревьев имеют одинаковую высоту (до 50 м)

Ветви: у сосны расположены вверху (ствол внизу почти голый) и растут вверх, от этого леса сосновые светлые;

у ели ветки растут от земли более густые и раскидистые, поэтому еловые леса тёмные.  

Детям предлагаются шишки ели, сосны, кедра, лиственницы для сравнения.

4. Чтение рассказа для детей.  

«Почему сосна и ель вечно зелёные?»

Это было давным-давно, в незапамятные времена. Как-то в один из годов очень рано наступила осень. Ещё и листья с деревьев не опали, а уже завернули сильные холода. Птицы начали сбиваться в стаи и заторопились в тёплые страны. Змеи, ящерицы, всякие лесные зверушки, спасаясь от холода, залезли в свои норы и дупла. Всё живое или улетело, или попряталось. Лишь маленькая птичка с пораненным крылом не смогла улететь со стаей и осталась одна в чистом поле на пронизывающем ветру.

Сидит птичка под кустиком полыни, горюет, что делать – не знает. Неужто так и придётся погибать? А на краю поля начинался большой дремучий лес. «Поскачу-ка я в этот лес, может, деревья сжалятся надо мной и пустят на свои ветки перезимовать», – подумала птичка и, оберегая своё раненое крылышко, поскакала к лесу.

На опушке леса стояла кудрявая красавица-берёза. Птичка к ней с просьбой:

- Берёза-берёзонька, густая и кудрявая, пусти к себе перезимовать.

- Веток у меня много, листьев ещё больше, мне за ними надо смотреть, до тебя ли тут, – ответила берёза.

Поскакала птичка со своим перебитым крылышком дальше. Глядит – стоит развесистый дуб-великан. Стала она его упрашивать:

- Дуб-богатырь, смилуйся, пусти меня на свои густые тёплые ветки до весны прожить.

- Вот ещё придумала, – ответил дуб. – Если всех пускать на зиму, вы у меня ни одного жёлудя не оставите. Нет, нет, не пущу, иди своей дорогой.

Птичка-невеличка поскакала дальше по лесу, оберегая своё раненое крыло. Приблизилась к речке, видит – на берегу, спиной к ней, лицом к речке, стоит, до самой воды уронив свои ветви плакучая ива.

- Добрая ивушка, твои ветки густые, уютные, пусти меня прожить на них до весенних тёплых дней, – просит иву бедная птаха.

- Проваливай, я с рекой разговариваю, а со всякими встречными мне и разговаривать-то не к лицу,- гордо ответила ива.

Бедная пташка впала в отчаянье. Да и было от чего: никто её, горемыку, не пускает на зиму, все-то разговаривают свысока.

Усталая и голодная, побрела она дальше, в глубину леса, осторожно ступая, чтобы не сделать больно раненому крылышку. Несчастную птицу заметила зелёная ель.

- Ай-яй, бедняга, куда же ты идёшь? – спросила она птаху.

- Куда иду, и сама не знаю, – ответила та.

- Как же не знаешь? – удивилась ель.

- Да ведь не от хорошей жизни одна по лесу хожу, – печально сказала птичка. – Иду, куда глаза глядят.

- А что же ты со своими подругами не улетела?

- Крылышко у меня больное, не могу летать. А пришла в лес, попросилась у деревьев пустить меня перезимовать – никто не пустил, никто не пожалел.

- Ах, бедняжка! – жалостливо воскликнула сердобольная ель. - Тогда поживи уменя. Вот садись на эту мохнатую веточку – она самая тёплая.

Рядом с елью стояла старая сосна. Она тоже пожалела пташку.

- У меня ветки не такие густые, не такие тёплые, но я буду загораживать тебя от холодных северных ветров,- сказала она.

Птичка забралась в самую гущину еловых ветвей, а сосна прикрыла её от холодного ветра.

Так раненая птичка зажила хорошей жизнью.

Как-то ночью разыгрался, разбушевался ветер. Он так трепал ветви деревьев, что с них дождём сыпались листья. Понравилось это ветру, захотелось ему все деревья раздеть донага, но прежде, чем сделать это, решил он всё же спросить у Мороза:

- Батюшка-Мороз, со всех деревьев листья сорвать или на каких-то оставить?

Царь холода, Мороз, сказал:

-Со всех деревьев, что в листья одеты, срывай. А те деревья, что взяли под защиту маленькую пташку, не трогай, пусть они и зиму стоят зелёными.

Ветер не осмелился ослушаться батюшки-Мороза. Так они и по сию пору остались вечно зелёными.

5. Словесные игры.

«Маленький-большой»

Ель-ёлочка

Сосна-сосенка

Шишка-шишечка

Ветка-веточка

Хвоя-хвоинка

Иголка-иголочка

Ветка-веточка

«Посчитай»

Одна сосна, две сосны, три сонны, четыре сосны, пять сосен…

Одна ёлка…

Один сосновый бор…

Один ельник….

«Один-много»

У меня одна ёлка, а у тебя… (у меня много ёлок)

У меня одна сосна, а у тебя … (у меня много сосен)

У меня одна ветка, а у тебя…. И т. д.

«Назови лишнее»

Ель, берёза, сосна.

Дуб, можжевельник, ёлка.

Клён, пихта, липа, осина.

«Скажи правильно»

Ветка ели- еловая ветка.

Ветка сосны -сосновая ветка.

Шишка ели- еловая шишка.

Шишка сосны- сосновая шишка.

Ствол ели – еловый ствол.

Ствол сосны- сосновый ствол.

Хвоя ели- еловая хвоя.

Хвоя сосны- сосновая хвоя.

Лес с соснами- сосновый лес.

Лес с елями- еловый лес.

6. Самомассаж с шишками

Шишку в руки мы возьмём и ладошки потрём.

(Берут шишку между ладоней и катают)

А потом будем играть по спине её катать.

(Поворачиваемся друг за другом)

Катим вверх, потом вниз.

(прокатываем по спине товарища вверх-вниз)

Шишка, шишечка держись.

По спине друга катись.

А потом ко мне вернись.

(поворачиваемся с шишкой в двух руках)

В руку правую возьмём.

(Берут в правую руку)

В руку левую возьмём.

(Берут в левую руку)

И опять в руках потрём.

(Берут шишку между ладоней и катают.)

Все вместе говорят

«Вы сосновые шишки

Дайте всем ребятам:

Силу и здоровье,

Ловкость, красоту, 

Ум и доброту.»

7. Пальчиковая гимнастика

«Ёлочка»

Превращаем пальчики в колючие иголочки.

(каждым пальчиком правой руки, начиная с большого колет левую ладошку под счёт)

1, 2,3,4,5.

(Потом меняем руки)

Пальцы в хвою превратились

Друг за друга зацепились.

(Сцепить пальцы рук)

Локотки ты подними, 

Пальцы в ветки преврати.

(Локти на уровне плеч, сцепленные пальцы разведены)

Получилась ёлочка- колючая иголочка.

(пошевелить сцепленными пальчиками)

8. Рассказ воспитателя, Символ Нового года,

Очень скоро к нам придёт

Лучший праздник - Новый год!

В каждом доме и в саду

Будет ёлка на виду.

Вся в игрушках, мишуре

Радость дарит детворе. Объяснить детям, что… 

Легенды повествуют многое:

Кто-то верит сказаниям, что это волшебное дерево, в нём живёт добрый дух, который прогоняет всё плохое из дома, а хорошему даёт поселиться в семье.  

Согласно истории России, ёлочку наряжают по традиции и приказу нашего царя Петра Первого, который побывав в Германии ввёл и у нас новое времяисчисление и приказал на Новый год наряжать это вечно зелёное дерево, украшая его орехами, яблоками.

Но неотъемлемым остается одно – елка символ Нового Года. Она наполняет дом незабываемым ароматом, волшебством, сказочностью.  

Публикации по теме:

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с природой» Занятие по ознакомлению с окружающим миром: «Знакомство с природой». Подготовил воспитатель МДОУ "Детский сад комбинированного вида №221.

Дидактическая игра по ознакомлению с окружающим миром «Чудо — деревья»Дидактическая игра по ознакомлению с окружающим миром «Чудо — деревья» Пояснительная записка: Дидактическое пособие "Чудо - деревья" является многофункциональным в использовании с детьми младшего, среднего.

Дистанционное занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «В мире динозавров»Дистанционное занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «В мире динозавров» Цель: Знакомство с динозаврами. Задачи: - Познакомить детей с различными видами динозавров, с их внешним видом, с видами передвижения..

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Деревья» для детей 5–7 летКонспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Деревья» для детей 5–7 лет Тема"Деревья" Цели: Образовательная: закрепить знания детей о деревьях,как представителях флоры Земли,их красоте и пользе. Воспитательная:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Деревья и грибы наших лесов» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Деревья и грибы наших лесов». Цель: углубление и совершенствование.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья» Цель: Сформировать представления детей о семье. Задачи: продолжать знакомить детей с понятием «Семья»: родственными отношениями.

«Ракушка рапана — визитная карточка Чёрного моря». Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе«Ракушка рапана — визитная карточка Чёрного моря». Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Программное содержание -Расширить представления детей об обитателях Чёрного моря. -Познакомить детей с ещё одним из обитателей подводного.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Я и мой дом-природа» Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский СРЦН» Открытое занятие «Я И МОЙ.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Наша армия» Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Наша армия. Задачи: Дать детям представление о воинах, которые охраняют нашу.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Воздух» Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе организации познавательной деятельности. Задачи: развивать познавательные интересы;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром в старшей группе «Хвойные деревья»
Опубликовано: 31 мая 2021 в 09:00
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД