Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Промыслы и ремесла на Кубани»

Надежда Лазарчик
Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Промыслы и ремесла на Кубани»

Цель: познакомить с детей с народными промыслами и ремеслами Кубани

Задачи: приобщать детей к историческим и духовным ценностям родного края, познакомить с основными видами промыслов и ремесел казаков, активизация словаря по теме, воспитывать уважение к культурным и национальным традициям Кубани.

Материал: мультимедиа сопровождение, выставка предметов домашней утвари, корзина с урожаем овощей и фруктов, уголок кубанской хаты.

Читаю стихотворение:

Могучие горы,

Степные просторы,

Приморского берега грань…

Леса и поляны,

Сады и лиманы -

Все это – родная Кубань.

О чем мы сегодня с вами будем беседовать?

Сегодня мы, ребята продолжим знакомство с нашей малой Родиной – Кубанью. И поговорим мы о самых первых промыслах и ремеслах наших предков – казаков.

Промысел – добывание чего – нибудь, охота.

Ремесло – изготовление предметов, изделий ручным способом или профессиональное занятие.

Строительство – первое ремесло казаков. Ведь они поселились вдоль берега реки Кубань имея только лошадей с телегами, наполненными вещами первой необходимости. Это сейчас при строительстве домов используют новые строительные материалы. А тогда строили из того, что было: глина, солома, вода. Все это перемешивали, получалась такая густая каша, которую разливали по формам, смесь высыхала и получались «кирпичики», из которых строили жилище. Называлась эта постройка хата, её потом белили и подводили жидкой глиной. (слайд № 1).

Главной проблемой каждого казака было накормить свою семью, а семьи были тогда очень большими, в одной семье бывало и по двадцать человек. Поэтому казаки начали заниматься земледелием и скотоводством. Землю пахали плугом, сохой. После вспашки сеяли. Человек наполнял лукошко семенами и разбрасывал его налево и направо. Нужно было быть мастером, чтобы не получилось «то густо, то пусто». Казаки сеяли пшеницу, просо, рис, кукурузу, горох. (слайд№2). Собранный урожай хранили в в земле, в ямах, вырытых на холме в сухой почве. Со временем стали хранить в амбарах – деревянных строениях. Амбар был поделен на части, каждая часть называлась сусеком. В какой сказке мы встречали с вами это слово? Правильно, сказка «Колобок». Рядом с жилищем люди разбивали землю на огороды. Вскапывали землю лопатами, удобряли золой и навозом и сажали овощи: лук, репу, капусту, морковь, свеклу и т. д. Около жилища казаки строили сараи для животных: лошадей, коров, коз, домашнее птицы. Весь двор был огражден забором из прутьев, который назвался - плетень (слайд №3) .От животных они получали не только продукты питания, но и шерсть, кожу.

Чтобы заниматься земледелием, нужны были орудия труда. Поэтому широко развивалось кузнечное дело. Кузнец был самым почетным жителем в станице. Секреты кузнечного мастерства переходили из поколения к поколению кузнецов. Они и коня подкуют и плуг «отстучат» и ворота украсят красивым узором. В настоящее время в некоторых музеях еще сохранены изделии первых мастеров (№ 4).

Первая посуда у казаков была глиняная. Как вы думаете, из чего её делали. Ну, конечно, из глины. Глина бывает разной по составу. Для изготовления брали только ту, в которой меньше всего было песка. Человека, который делал посуду из глины, называли гончаром отсюда и название промысла – гончарный. В каждой семь е была глиняная посуда: макитры, глечики, миски, кувшины. (слайд №5). Чтобы получилось глиняное изделие глина проходила большой путь: ее замачивали, замешивали с водой, вымешивали, лепили, сушили, раскрашивали. У нас тоже есть в нашем уголке изделия гончарных мастеров. Были в быту казаков и плетеные вещи из лозы, соломы, листьев початков кукурузы. С помощью плетения в быту появились: корзинки, циновки, шляпы, игрушки. Казачки всегда держали своё жилище в чистоте, украшали его. Вещи в быту были самые простые но их старались украсить вышивкой. Вышивка – это мир фантазий. Кубанская вышивка имела свои особенности. Так как, человек находиться в единстве с природой, то и в вышивках отражались элементы природы, условные знаки – символы: прямая линия – поверхность земли; волнистая горизонтальная линия – вода; волнистая вертикальная линия – дождь; треугольник – горы; скрещивающие линии – огонь и молнию, круг – луна или солнце. Символом счастья, богатства и радости считалась птица. Олень и конь приносили счастье, благополучие, веселье. Если на вышивке преобладал красный цвет –это к победе. В каждой хате был красный угол – где размешались особые атрибуты: скатерти, рушники, праздничная одежда. Если девушка собиралась замуж, к свадьбе она должна вышить 40 рушников. Для родившийся девочки, на вещах вышивали уточку, а для мальчика - молодую сосну. Сейчас мы с вами рассмотрим вышитые рушники, салфетки, скатерти. Какие элементы вышивки в них вы видите?

Динамическая пауза. (кубанская игра «Повяжи платок казачке»).

Ткацкие промыслы давали казакам материал для одежды, украшения жилища. Уже с семи лет в казачьей семье приучали девочку к ткачеству и прядению. Сырьем служило конопля и овечья шерсть. В каждой казачьей хате была прялка, ткацкий станок, бочки для отбеливания холста. У казаков и казачек была повседневная одежда и праздничная. Посмотрите, чем отличались эти костюмы? Из каких компонентов состоит женский казачий костюм, мужской? (слайд №6). Когда казаки уходили на войну, женщины им дарили вышитые своими руками рубашки, полотенца, на которых были вышиты специальные обереги, которые их охраняли и напоминали о родных.

Еще у казаков распространенными промыслами были охота и рыболовство. Конечно, у наших предков не было таких удочек и приспособлений, какие используют сейчас. Они использовали остроги, сети, которые плели из конопли, а также невод. Сети и невод готовили длинными, зимними вечерами, а с приходом весны, занимались ловлей рыбы. Рыбы ловили много, но брали только крупную, мелкую отпускали. Раньше в водоемах нашего края водилась ценная рыба, стерлядь, осетр, севрюга, белуга. Ценилась черная икра. Рыбу казаки солили, сушили, вялили, жарили, варили, коптили. Сейчас это все делают на рыбных перерабатывающих заводах. Охота – это опасное занятие, но казаков это не останавливало. Только казаки сильные, смелые, мужественные занимались этим промыслом. Охотились в лесу, за зверями гонялись с собаками, стреляли из лука стрелами. (слайд № 7). Ловили зверей западнями, капканами, сетями. От этого страдали звери. Поэтому сейчас охота ведется совсем по другим правилам: для охоты есть специальное время, места. А кто нарушает эти правила - называется браконьером.

Со временем у казаков появлялись избытки урожая, продуктов, кованых изделий, одежды, обуви. Вот тогда то и появились первые казачьи ярмарки. Кубанские ярмарки самые веселые, но о них мы поговорим позже. А сейчас милости просим, гости дорогие, в нашу хату, проходите, посмотрите, оцените. Дети рассматривают выставку.

Публикации по теме:

«Доброе электричество». Занятие по ознакомлению с окружающим миром, для подготовительной группы «Доброе электричество» Занятие по ознакомлению с окружающим миром, для подготовительной группы. Занятие по ознакомлению с окружающим миром,.

Интегрированное занятие по развитию речи и по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «Зимующие птицы»Интегрированное занятие по развитию речи и по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «Зимующие птицы» Зимующие птицы ХОД ЗАНЯТИЯ Приветствие в кругу: Становитесь в хоровод, за руки возьмитесь, и друг другу от души дружно улыбнитесь. И отличным.

Интегрированное занятие по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром для детей средней группыИнтегрированное занятие по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «Помоги паровозику Томке…» Разработала и провела: Санникова Е. М. Цель: Помочь паровозику Томке разобраться с перепутанными предметами. Задачи:.

«История народных игрушек». Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром (предметное окружение) в подготовительной группе «История народных игрушек».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы «Вода всегда и всем нужна»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы «Вода всегда и всем нужна» Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Задачи: • Закрепить знания детей о свойствах воды. Обратить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группы «Хлеб всему голова» Задачи: 1. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. 2. Прививать понимание того, что хлеб является ежедневным.

НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы «История возникновения письма» Программные задачи: познакомить детей с историей возникновения книги, с первыми письменными материалами: глиной, папирусом, берестой и бумагой,.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Правила поведения в природе» Тема. Правила поведения в природе. Цель: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования «Деревянный брусочек» для младшей группыЗанятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования «Деревянный брусочек» для младшей группы Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования «Деревянный брусочек» для младшей группы Цель: познакомить детей.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Что мы знаем о часах» Цель:познакомить детей с историей возникновения часов,их разновидностями,закрепить знания по ориентировке во времени по часам (с точностью.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Промыслы и ремесла на Кубани»
Опубликовано: 20 февраля 2017 в 09:11
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Земли

Сегодня не простой, а поистине глобальный праздник – Международный день Матери-Земли (International Mother Earth Day) – праздник общего уютного дома всего человечества. Он призван напомнить людям о том,...

22 апреля. День пасхальных сувениров на МААМ

Светлый праздник Пасхи — время всеобщей радости. Воскресение Христово означает для всех христиан мира победу жизни над смертью и служит поводом для особого торжества. Каждый народ, исповедующий...

Консультация для родителей «Прогулка с ребенком»
За окном хорошая погода, а это лучшее время, чтобы провести с ребенком свободное время. Будь то выходной день или после трудового дня. Как правило после...
Мастер-класс по изготовлению сувенира из фоамирана «Пасхальная корзинка-курочка»
Описание работы: мастер – класс предназначен для детей младшего школьного возраста, воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей. Цель:...
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших...