Елена Горенкова
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Русский национальный костюм»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по ознакомлению с окружающим миром
«Русский национальный костюм»
Задачи:
-познакомить детей с русским народным костюмом;
-развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и образное мышление;
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром „Русский национальный костюм“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Русский народный костюм
- Темочки
-формировать уважительное отношение к культуре своей страны, воспитывать патриотические чувства
Оборудование: куклы Настя и Ваня в русских костюмах; костюмы для детей и воспитателя; сундук с рисунками костюмов; с заданиями; два аудиоаппаратура; фонограммы русской народной песни колокольного звона.
Одна половина зала оформлена как русская изба.
Звучит фонограмма народной песни.
ХОД
Воспитатель. Здравствуйте, сегодня вас ждет много сюрпризов, поэтому я вас попрошу быть особенно внимательными. А начнё м мы вот с такого стихотворения:
Россия, ты — великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути.
О чем это стихотворение?
Д е т и. О России — о стране, где мы живем.
На стене висит карта России.
Воспитатель. Ребята, посмотрите на карту — это Россия, страна, где мы живем. Действительно, наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. (Показывает на карте.) Богата она своей историей и обычаями.
Ребята, вы любите, когда к вам приходят гости?
Дети. Да.
Воспитатель. Тогда встречайте. Это куклы Настя и Ваня. Посмотрите, какие они нарядные. Какая Настя?
Дети. Красивая, веселая, очаровательная, милая.
Воспитатель. А Ваня какой?
Дети. Веселый, симпатичный, праздничный, светловолосый.
Воспитатель. Куклы Ваня и Настя одеты в русские национальные костюмы. Так в старину одевались люди. А чтобы мы больше узнали о костюмах и быте русского народа, куклы нас приглашают совершить путешествие на несколько веков назад, в Древнюю Русь. Вы согласны? Тогда в путь.
Играет музыка, дети, взявшись за руки, проходят за ширму, переодеваются в русские костюмы и идут обратно. Гостей встречает Хозяйка избы.
Хозяйка. Здравствуйте, детушки милые, соколики пригожие, да какие все хорошие: губки — ягодки, глазки — пуговки, щечки — аленьки, все кудрявеньки. Проходите, проходите. мою избу посмотрите.
Дети здороваются и рассаживаются на скамейке.
Зачем пожаловали?
Дети. Узнать о русских народных костюмах.
Хозяйка. Есть у меня старинный бабушкин сундук. Много интересного он может нам рассказать и даже показать. Давайте заглянем в него и узнаем, что же в нем хранится. (Открывает сундук.)
Рассказ о женском комплекте.
В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Девицы украшали голову лентами, венками, обручами, волосы заплетали в косу. А вот после замужества женщины прятали волосы под головной убор, который называется кокошник. Кокошники бывали разные: двурогие в форме полумесяца, островерхие: «шишками», маленькие плоские шапочки с ушками и др. Волосы всегда аккуратно убирали. Женщину с распущенными и нечёсанными волосами считали неряхой. Вспомните русские сказки. Какой изображена Баба Яга?
Дети. Неряшливой, растрепанной.
Хозяйка. Основными час ми женского костюма были рубаха и сарафан. Рубаха шилась из белого полотна, длинной до пят, потом её укоротили. Рубаху украшали вышивкой на рукавах, подоле и воротнике. Поверх нее надевали сарафан. Они были всевозможных цветов — красные, голубые, желтые, коричневые. Каждый цвет имел особое значение: желтый означал-солнце, богатство; голубой — небо, молодость; коричневый — землю кормилицу; красный — тепло, праздник. Посмотрите, девочки, свои наряды. Как украшены сарафаны?
Девочки. Вышивкой, биссером, тесьмой.
Хозяйка. Особенно я бы отметила вышивку, так как это не просто украшение, а еще и оберег от всяких неприятностей. Она делалась прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. Знаками изображали землю, солнце, воду, растения и животных. Вот какой красивый женский костюм. Берегу я это богатство в своем сундуке, потому что много сил и старания вложено в него. Любовь и бережное отношение к одежде отразилось и в творчестве нашего народа. А мне очень приятно знать, что теперь частушки так же любят, как и прежде. Ну что, споем?
Проводится физкультминутка. Дети выполняют движения по тексту.
Ой,лапти мои,
Лапоточки мои,
Вы скородили,папхали,
Танцевать сюда попали.
Куплю ситцу штуку целу,
Ленту алую для кос,
Поясок-рубаху белу,
Подпоясать в сенокос.
Рассказ о мужском комплекте
Ах моё приданое-
Крепкое не рваное.
Вышивала я узор
На свой свадебный убор.
У меня на сарафане
Косолапы петухи
Я сама не косолапа
Косолапы женихи!
А вот как выглядел мужской комплект,Он конечно не так разнообразен, как женский. Но от костюмов других народов его отличить можно. Особое внимание уделялось рубахе косоворотке. Может, кто-то из вас скажет, откуда взялось такое интересное название?
ДЕТИ:ВОРОТ рубахи сбоку, он косой.
Хозяйка: Верно, в отличие от современных рубашек,у которых застёжки посредине. Рукава у таких рубашек длинные и широкие. Не закатав их,работать трудно или вообще невозможно. Вам приходилось слышать выражение «работать спустя рукава»? Когда так говорят?
Дети. Когда человек работает плохо.
Хозяйка. Посмотрите, как красиво украшены вышивкой рукава и подол рубахи. Сколько труда и старания требовалось, чтобы создать такую красоту. А еще вышивка для чего нужна?
Дети. Чтобы оберегать от бед.
Хозяйка. Подпоясать рубаху можно было тонким опояском или кушаком. Мальчики, покажите, где у вас кушак? Как по-другому можно назвать эту деталь?
Мальчики. Ремень, пояс.
Хозяйка. Брюки назывались порты. Интересна история этого слова. Сначала словом «порты» обозначали одежду вообще. Отсюда и профессия — портной. Чем занимается портной?
Дети. Шьет одежду.
Хозяйка. Ну и, конечно же, обязательный элемент — это головной убор. Любой уважающий себя мужчина не появлялся на улице без шапки. В самые древние времена чаще всего носили колпаки из овечьей шерсти, затем появился картуз, а точнее карпуз — фуражка или кепка с козырьком. Если такой карпуз украсить большим ярким цветком, смело можно было идти на праздник, гулянье или посиделки.
Хороши костюмы, да только без обуви далеко не уйдешь! Носили девицы и молодцы кожаные сапоги, похожие на современные. Но особой популярностью пользовались лапти, плетеные из липового лыка или бересты (березовой коры). Лапти очень быстро изнашивались, в горячую пору и на три дня не хватало. Но плели их очень быстро и без особого труда, как бы между делом, только лыко успевай заготавливать!
Ну вот и пуст мой сундук, все я показала, обо всем рассказала, и вам уже домой возвращаться пора. А чтобы вам особенно запомнилось это путешествие, возьмите с собой эти костюмы, берегите их так же, как и я, чтобы потом подарить своим детям. До свидания!
Звучит музыка, куклы Ваня и Настя провожают детей.
Воспитатель. Вот мы и дома оказались. Понравилось вам в гостях у Хозяйки избы? Сейчас мы и узнаем, кто внимательным был во время нашего путешествия.
Проводится игра «Собери костюм». Дети собирают и называют все его части. Женский — кокошник, рубаха, сарафан, лапти. Мужской — косоворотка, порты, кушак.
Ох, какие молодцы!
Парни наши — удальцы,
И девчата всем под стать
— Им не станут уступать.
Ребята, сегодня мы с вами познакомились с русским народным костюмом, даже смогли примерить его на себя, услышали много необычных для нас слов, вспомнили поговорку, связанную с одеждой. Помните?
Дети. Работать спустя рукава.
Воспитатель. Мы говорил об одежде, которую носили в тёплое время года. О зимней одежде вы узнаете в следующий раз. А закончить занятие я бы хоте вот такими словами:
Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела,
— Далеко ушла Россия
От страны, какой была!
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед,» :
Но преданья старины
Забывать мы не должны!
Воспитатель. Всем спасибо. До новых встреч.
Если останется время, загадываются загадки.
Ваня и Настя приготовили для вас загадки. Думаю, что с ними вы справитесь быстро.
Дуйся, не дуйся,
Через голову суйся,
Попляши день-деньской
И пойдешь на покой.
(Рубаха.)
Сижу верхом,
Не ведаю, на ком.
Знакомца встречу
— Соскочу, привечу.
(Шапка.)
Сплетен липовый кузовок, ночью отперт, а днем заперт. (лапти.)
Днем обручем, ночью змеёй? (Пояс.)
По дороге я шел,
Две дороги нашел,
По обеим пошел. (Брюки.)