Людмила Ленкова
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Если по-казачьи скроен, то и один в поле воин»
▼ Скачать + Заказать документы
Если по-казачьи скроен, то и один в поле воин
Образовательная область: социализация.
Интеграция образовательных областей: двигательная, игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, чтение художественной литературы, продуктивная.
Возраст детей: 6-7 лет.
Формы непосредственной образовательной деятельности: дидактическая игра, подвижные игры, беседа, словесная игра, исполнение.
Форма организации: группа.
Цель: формирование патриотических и гражданских чувств: чувства любви к Родине, родному краю.
Задачи:
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Если по-казачьи скроен, то и один в поле воин“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Образовательные: расширение знаний об образе жизни казаков, их военной истории, о героях-защитниках своей станицы,
Развивающие: развитие гендерных представлений, формирование у мальчиков стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины, формирование представлений о старинных казачьих играх, о связи между игрушкой и бытом казаков.
Воспитательные: воспитание нравственных и патриотических качеств личности, формирование уважительного отношения к традициям казаков.
Словарь новых слов: монумент, дзот.
Предварительная работа: заучивание песни, стихотворений, оформление казачьего уголка в группе, заучивание пословиц.
Материал: люлька с казаком, две лошадки, мяч из овечьей шерсти, дидактическая игра «Сварим щи для казака», лук, стрела, сабля, патрон, плетень, два платочка, иллюстрации герое-земляков, чугунок.
Ход занятия.
1. Отгадайте загадку:
- На топчане был,
На кружале был,
На пожаре был,
Домой пришел – семью кормил (горшок).
- Ребята, сейчас мы поиграем в дидактическую игру «Сварим щи для казака».
Давайте рассмотрим продукты, изображенные на карточках, и будем класть в горшок то, из чего варят щи.
2. Сегодня мы с вами поговорим о жизни казаков, ведь мы живем в казачьем крае. Как вы думаете, почему говорят: «Если по казачьи скроен, то и один в поле воин»?
3. Ребята, слышите казачью колыбельную песню. Давайте тихо подойдем к казачьему куреню и послушаем. Это поет старшая сестра маленькому казаку. Когда в казачьей семье рождается ребенок, его называли не мальчиком, а казаком. Казаки говорили: «На то казак и родится, чтобы русской земле пригодиться».
- А какие пословицы о казаках вы еще знаете?
Дети:
- Казак без коня, что солдат без ружья.
- Добро братство лучше богатства.
- Лучше смерть на поле, чем позор в неволе.
- Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
- Новорожденному друзья и родственники приносили только военные подарки: лук, стрелы, патроны. Дед дарил ружье или шашку. Шашка передавалась из рода в род от отца к сыну, потом - к внуку.
Трехлетние казаки ездили верхом по двору. А с 17 лет уже скакали на лошади по двору, устраивали скачки.
4. Чтение стихотворения:
Полный удали и славы
С шашкой, пикою в руке,
В диком вихре бурной славы
С гиком мчится на коне.
- У нас в гостях казак Григорий с другом (мальчики в костюмах казаков).
1 реб. : Мне б седло с уздой узорной
Да лихого рысака,
Буду я похож, бесспорно,
На донского казака.
2 реб. : Мне бы синюю фуражку,
С круглым, узким козырьком
Да винтовку, пику, шашку –
Стану добрым казаком!
1 реб. : Сапоги бы мне со скрипом
Пару звонких, острых шпор,
Голос звонкий с легким хрипом
Соколиный острый взор.
- А теперь посмотрим, какие наши казачата ловкие и быстрые.
5. Игра – соревнование «Кто быстрее доскачет до плетня» (необходимо доскакать до плетня, снять с него платок и подарить девочке).
6. А сейчас мы с вами поиграем в старинную казачью игру «Купи коня».
Послушайте правила: на ровной площадке воспитатель чертит круг, играющие встают за чертой на расстоянии шага друг от друга. Водящий – хозяин встает в центр круга, прыгая на одной ноге по кругу, свободной прокатывает мяч, приговаривая «Купи коня!». Он старается осалить кого-то из детей мячом. Этот игрок становится водящим. Если мяч выскакивает за круг, водящий возвращает его в игру. Играющие не должны входить в круг.
- Ребята, все эти соревнования и игры проводились для того, чтобы казачата росли крепкими, ловкими, сильными, т. е. с детства готовились к военной службе.
7. Чтение стихотворения:
- Когда враг кровавый
Напал на отчизну,
Нам смерть, разрушенья неся
Казаки на бой ради жизни
Ушли не жалея себя.
8. Рассказ воспитателя о героях – земляках (а. Покальчук, В. Гутченко, их подвиге на Клетской земле. Рассматривание иллюстраций.
9. В минуты отдыха казаки вспоминали родной дом, пели песни. (поют песню)
10. Сейчас мы с вами поиграем в словесную казачью игру «Чугунок».
Дети садятся вокруг чугунка.
- Вот чугунок, в него мы будем «класть» казачьи слова. Кто ошибется и скажет не казачье слово, тот в чугунок кладет залог. Залог будем отдавать за выкуп – частушку, пословицу, песню, колыбельную на казачью тему.
В чугунок можно положить слова: чирики, бабаня, ушлый, гутарить, дитё, чадо, рогач, рушник, сважить, холодок, цебарка, чеботарь, мазанка, курень, майдан, подворье, узвар, каныш, щерба, челба, ирьян, щи, маниста, грубка, гусарики, чекмен и др.
11. - Ребята, хотели бы вы стать настоящими казаками?
- Какими качествами должны обладать защитники отечества? (ответы детей).
12. Исполнение казачьей песни «Донцы - молодцы».
13. Предложить ребятам раскраски с изображением казаков, эпизодов из их жизни.