Марина Потькалова
Занятие по ознакомлению с окружающим с детьми 6–7 лет «Озеро Мылки — жемчужина в «голубом ожерелье» Амура»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по ознакомлению с окружающим с детьми 6–7 лет
«Топонимика – это язык земли».
Н. И. Надеждин
Изучение географических объектов, происхождения их топонимических названий является актуальным направлением патриотического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении, поскольку без знания культуры и обычаев, истории освоения и развития своего родного края невозможно сформировать у детей нравственно-патриотические чувства, воспитать любовь к своей малой Родине. В процессе воспитательно-образовательной работы по программе «Детство» с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание уделяется получению ими новых знаний в области краеведения, обогащению и конкретизации усвоенных в предыдущих возрастных группах сведений об уникальности природы и животного мира Хабаровского края, применению полученных ранее знаний о родном крае в практической деятельности.
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим с детьми 6–7 лет „Озеро Мылки — жемчужина в „голубом ожерелье“ Амура“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мыло, мыльные пузыри
- Подготовительная группа
- Темочки
Тема занятия «Озеро Мылки» была выбрана нами неслучайно. Во-первых, озеро Мылки является важным географическим объектом, расположенным на территории нашего города. Оно хорошо знакомо детям как традиционное место их летнего отдыха с родителями и посещения ими различных зимних соревнований. Во-вторых, озеро Мылки – это жемчужина в «голубом ожерелье» Амура, имеющее видовые особенности обитающих в нём рыб и растений. В третьих, оно имеет необычное название, в котором через языковое творчество малочисленных народов, обитающих на территории Амура, отражены характерные особенности поймы реки. Анализ его топонимики позволяет не только стимулировать познавательный интерес детей к аборигенным топонимам, но и расширить их представления о Хабаровском крае, как уникальной части Дальневосточного региона России, воспитать чувство восхищения его природой и желание заботиться о ней.
В-четвёртых, данная тема позволяет познакомить детей с озером как природным сообществом и способствует развитию их наблюдательности при установлении своеобразия пищевых цепочек, элементарных зависимостей в неживой природе и жизнью живых существ в водоёме. Поэтому данная методическая разработка имеет практический интерес для педагогов дошкольных образовательных учреждений и может быть включена ими в календарно-тематическое планирование образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с окружающим миром Хабаровского края.
При выборе образовательной технологии мы учитывали, что ведущей деятельностью дошкольников является игра, поэтому игровая технология была положена нами в основу организации образовательного процесса. При этом было продумано использование игр В. В. Воскобовича для развития произвольного внимания, пространственного воображения, творчества детей.
При изложении содержания мы учли, что старшие дошкольники лучше оперируют наглядными образами, поскольку у них доминирует наглядно-образное мышление. Поэтому в содержание конспекта занятия был включён показ слайдов уникального ландшафта озера Мылки в разное время года. Необходимо отметить, что мультимедийный формат иллюстраций также позволяет поддерживать у детей произвольное внимание, память и познавательную мотивацию на протяжении всего времени занятия.
Несмотря на то, что к шести годам у детей возрастает познавательный интерес к окружающему миру и желание проникнуть в суть окружающих явлений, научить их краеведческим знаниям, ограничиваясь рассказом и показом, нельзя. В связи с чем, опытная работа также была использована нами в образовательном процессе: работа с макетами земной поверхности и руслом реки позволила познакомить детей с формированием озера, а опыт с замерзшей водой – сформировать представления о жизни водоёма в зимнее время года. В процессе опытной работы дети побуждались к установлению зависимости между глубиной сосуда и состоянием воды при низкой температуре воздуха, подводились к анализу приспособления рыб и земноводных к среде обитания в зимний период года.
Цель занятия : сформировать представления детей об озере Мылки как природном сообществе и жемчужине в «голубом ожерелье» Амура.
Задачи:
1. Познакомить детей с озером как природным сообществом, с приспособлением рыб и земноводных к среде обитания в зимний период.
2. Раскрыть топонимику названия Мылки посредством анализа формирования озера в пойме реки Амур.
3. Развивать произвольное внимание и самостоятельность суждения детей при проведении опыта с водой в сосудах разной глубины.
4. Воспитывать у детей желание сохранять уникальную природу и беречь красоту озера Мылки.
Оборудование к занятию :
карта Хабаровского края
блюдце и банка с водой (для проведения опыта);
два стакана с разным количеством песка;
макет русла реки и озера, вылепленные из пластилина;
мультимедийный диапроектор;
слайды с иллюстрациями природного ландшафта озера Мылки;
фотография озера Мылки;
иллюстрация реки в зимний период года.
Раздаточный материал на каждого ребё нка:
наборы карточек для составления из них цепочки питания двух рыб;
игра В. В. Воскобовича «Прозрачный квадрат».
Предварительная работа с детьми :
1. Познавательные беседы о природных сообществах леса и луга, об уникальном растительном мире, животных-эндемиках Хабаровского края.
2. Рассматривание с детьми иллюстрированных альбомов, книг и энциклопедий о природе Хабаровского края.
3. Опытно-экспериментальная работа по изучению свойств воды и льда.
4. Игровая деятельность детей с развивающими играми В. Воскобовича.
Содержание:
I. Вводная часть занятия :
Педагог собирает детей полукругом: - Ребята! Мы с вами уже говорили о природе родного Хабаровского края, рассматривали его уникальные растения и животный мир. Ранее мы уже знакомились с природными сообществами леса и луга, которые есть в нашем крае. А сегодня я вам предлагаю совершить экскурсию ещё в одно уникальное природное сообщество, но для этого нам надо подойти к карте Хабаровского края (дети с педагогом подходят к карте).
1. Работа с картой (см. рис. 1) :
Рис. 1. Карта Хабаровского края.
Педагог: - Ребята, как вы думаете, что за голубые змейки изображены на карте?
- Правильно, это изображение рек. На территории нашего края протекает более 120 тысяч больших и малых рек. А как называется самая большая река в Хабаровском крае?
- Правильно, это река Амур. Кто сможет, прочитайте сами названия рек и найдите Амур на карте (дети рассматривают карту и находят на ней реку Амур).
Педагог: Амур – одна из красивейших рек Хабаровского края и России в целом. Широкой лентой голубой наш край Амур пересекает… И у реки есть красивое голубое ожерелье, а из чего – попробуйте отгадать мою загадку.
2. Загадка детям:
- Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёное.
Глядят в него голубые рябинки, цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки, свои перед ним поправляя причёски.
И месяц, и звёзды – всё в нём отражается, а как это зеркало называется?
(ответы детей) Педагог: - Правильно, ребята. Это озеро.
3. Вопросы к детям:
- Ребята, а какие озёра нашего края вы знаете? А вы там бывали или просто слышали названия этих озёр? Ребята, в нашем крае более 55 тысяч озёр! Самые крупные из них – Амут, Хака, Болонь, Кизи, Чля, Удыль, Кеда, Орель, Чукчагирское, Эворон, Хумми, Хрустальное и другие озёра. Из них у реки Амур получается красивое голубое ожерелье и одной из его жемчужин является озеро Мылки, которое располагается возле нашего города.
- Ребята! А кому из вас нравится озеро Мылки? А кто из вас бывал с родителями на нём? А кто из вас знает, почему озеро так называется? А может кто-нибудь знает, что обозначает его название? А кто знает, чем интересен природный мир данного озера? А хотите узнать?
Тогда проходите к столу, где вы увидите, как образовалось озеро Мылки и узнаете, почему так называется.
II. Основная часть занятия :
1. Опыт с блюдцем – макетом озера :
Педагог: - Ребята! Озеро – это природный водоём, когда впадину на суше заполняет вода. Посмотрите, вот перед вами блюдце. Оно имеет углубление и в нём удерживается вода (педагог наливает воду в блюдце). Вот так и озеро образуется в углублении земной поверхности и постепенно заполняется водой.
Озёра бывают мелкие, имеющие небольшую глубину, и глубокие. Вот перед вами две ёмкости (педагог ставит ёмкости на стол перед детьми) – блюдце будет у нас мелкое озеро и банка с водой – глубокое (см. рис. 2). Давайте в каждый из них нальём воды и вынесем на балкон, а затем посмотрим, что в них с водой происходит (дети с педагогом наливают воду в ёмкости, выносят на балкон и возвращаются к столу).
Рис. 2. Сосуды разной глубины с водой.
2. Работа с макетами реки Амур и озера Мылки :
- Ребята! Из пластилина я вам вылепила русло реки Амур, которая протекает возле нашего города. Река у нас большая, полноводная и русло у неё широкое. Видите? (педагог показывает на макете русло реки). Вода в Амуре течёт быстро, поднимает со дна и переносит большое количество песка и глины, поэтому в реке она мутная (педагог демонстрирует детям стакан, наполненный водой с большим количеством песка)
- А возле неё в земной поверхности образовалось углубление и оно постепенно заполнилось водой. Это и небольшое озеро Мылки. С Амуром озеро соединено узкой протокой (показывает русло протоки, по которой в него из реки протекает вода. А в озере вода не течёт, этим озеро отличается от реки. Поэтому песок постепенно оседает на дне озера и вода здесь становится слабомутная (педагог демонстрирует детям второй стакан, наполненный водой с небольшим количеством песка). Постепенно оседающий на дно озера песок всё дальше отделяет его от реки Амур.
3. Работа с фотографией озера и картами :
- Ребята! Посмотрите на фотографию! (педагог закрепляет фотографию озера на мольберте)
- Вот так выглядит наше озеро Мылки с высоты птичьего полёта. А вот это Мылкинская протока, благодаря которой река Амур соединяется с озером и заполняет его водой! (см. рис. 3)
Рис. 3. Озеро Мылки и Мылкинская протока.
- А теперь вновь посмотрите на карту Хабаровского края! (дети подходят к карте Хабаровского края) Сможете найти на ней озеро Мылки? (дети пытаются найти озеро на карте, но не находят).
- Видите, найти озеро Мылки на карте Хабаровского края невозможно, поскольку озеро небольшое по размеру, а территория нашего края достаточно большая, поэтому на карте Хабаровского края его часто не изображают. А если мы возьмём часть карты Хабаровского края и увеличим её, то возле названия нашего города вы всегда сможете найти озеро Мылки. Посмотрите, вот наш город и озеро Мылки! (см. рис. 4)
Рис. 4. Часть карты Хабаровского края с названием
города Комсомольска-на-Амуре и изображением озера Мылки.
4. Рассказ педагога:
- Главное богатство озера Мылки – это пресная слабомутная вода, так необходимая человеку для жизни. Поэтому возле озера раньше жили коренные жители – гольды, которые и дали ему название. По одной из версий учёных название «Мылки» переводится на русский язык, как «одичавшая собака», потому что озеро из-за отложений песка с каждым годом всё больше отдаляется от реки Амур. Видите, озеро по форме действительно напоминает убегающую собаку (педагог обводит указкой форму озера на фотографии).
- А по другой версии учёных название «Мылки» переводится как «место для соревнования на лодках». Ребята, как вы думаете, почему? (ответы детей)
- Правильно, гольды передвигались по озеру на лодках и соревновались между собой в своём умении. Вот такая история названия у нашего озера. И при этом, ребята, название «Мылки» в Хабаровском крае не единственное: недалеко от посёлка Лидога протекают две речки – Большая Мылки и Малая Мылки.
Педагог: - Ребята, а давайте с вами совершим к озеру виртуальную экскурсию! Присаживайтесь на стульчики и посмотрим, какое красивое озеро Мылки в разное время года!
5. Демонстрация слайдов с изображением озера :
- Ребята, полюбуйтесь красотой нашего озера Мылки! (педагог с помощью проектора демонстрирует детям слайды с изображением водного ландшафта озера). Показ слайдов сопровождается его комментариями:
- Озеро очень живописно, богато рыбой и служит пристанищем для многих видов водоплавающих птиц. Прибрежная территория является популярной зоной отдыха и спортивных развлечений жителей нашего города. Богатая водная фауна и красота озера привлекает любителей рыбалки и художников со всего Дальнего Востока!
6. Рассказ педагога об озере, как природном сообществе:
- Ребята! Озеро, как лес и луг, также является природным сообществом. А что мы называем природным сообществом, кто помнит? (ответы детей) Правильно, природное сообщество – это единство живой и неживой природы, которое тоже складывается и на нашем озере.
- На озере Мылки самый большой видовой состав обитающих в воде и по его берегам растений. Посмотрите, какие растения можно встретить на его дне и около берега! (педагог демонстрирует слайд (см. рис. 5) и называет детям растения, обитающие в озере или по его берегам).
Рис. 5. Слайд с изображением растений, обитающих в воде и по берегам озера Мылки.
Педагог: - Ребята! Видовое разнообразие растений озера обуславливает и большое количество насекомых, рыб и земноводных, обитающих в нём. Посмотрите, кого здесь можно встретить! (педагог демонстрирует слайд (см. рис. 6) и называет детям обитателей озера)
Рис. 6. Слайд с изображением обитателей озера Мылки.
- Ребята! В озере нерестятся большое количество рыб. Сможете сами назвать рыб, обитающих в озере? Тогда посмотрите, кого вы там можете встретить! (педагог демонстрирует детям слайды (см. рис. 7, 8) и вместе с детьми называет рыб).
Рис. 7. Слайд с изображением рыб, нерестящихся в озере Мылки.
Рис. 8. Слайд с изображением рыб, обитающих в озере Мылки.
7. Рассказ педагога о цепи питания:
Педагог: - Ребята! Помните, мы с вами говорили, что всем живым организмам, чтобы жить, надо чем-то питаться. Посмотрите на слайд! (см. рис. 9) Вот так и в озере, есть свои цепочки питания:
дафнии и другие мелкие рачки питаются бактериями и одноклеточными водорослями;
улитки (катушки и прудовики) питаются растениями, ещё растения едят рыбы, например, толстолобик;
улиток есть трудно: их защищает раковина, но хищные черви и пиявки с ними справляются;
мальков рыб едят хищные рыбы, например, щука.
Рис. 9. Слайд с изображением цепи питания в озере.
8. Работа с карточками в командах:
Педагог: - Я предлагаю вам сейчас помочь двум рыбкам «окуню» и «щуке» составить для них цепочку питания. Поможете им? Но для этого вам необходимо разделиться на две команды: кто будет помогать «окуню» и кто «щуке» (дети делятся по выбору на две команды).
Педагог: - Каждой команде необходимо правильно составить цепь питания для своей рыбы, поставив нужные карточки на свои места. Одна команда помогает окуню, вторая – щуке. Если вы поставите в цепочке карточки неправильно, то рыбы останутся голодные! Поэтому работайте внимательно! Приступайте! (дети в команде составляют цепи питания).
А теперь давайте проверим, что у вас получилось! Сравните свой вариант с правильной версией! (дети сравнивают своей вариант с образцом (см. рис. 10) и при необходимости исправляют ошибки).
Рис. 10. Слайд с изображением цепи питания окуня и щуки.
9. Опыт с водой в разных сосудах:
- Ребята! А как вы думаете, как рыба в озере зимует? Не знаете? Тогда давайте достанем с балкона и рассмотрим, что стало с водой в блюдце и банке с водой (педагог достаёт сосуды с водой с балкона и ставит их на стол).
- Посмотрите, на морозе одинаковое время были два сосуда с водой – блюдце и высокая банка (см. рис. 6). И что произошло в них с водой? Что вы видите? ( ответы детей: на морозе вода в них замёрзла)
- Скажите, а вся вода в них превратилась в лёд? (ответы детей)
- А в каком сосуде вода полностью замёрзла? (дети отмечают, что в блюдце).
- Видите, в блюдце вода быстро промёрзла до самого донышка и вся превратилась в лёд. Когда на улице понижается температура воздуха и становится холодно, то вот так же быстро и практически полностью замерзает вода в таком неглубоком водоёме, как наше озеро Мылки.
- Ребята, как вы думаете, а что делать населяющим их мелким рачкам, лягушкам и рыбам? (ответы детей)
- Конечно, ребята. С замерзанием воды в озере вся жизнь в нё м замирает: мелкие рачки и лягушки, зарывшись в ил, впадают в спячку, а рыба уходит к самому донышку или уплывает по Амурской протоке в реку.
- А в большой банке вода тоже промёрзла до конца? (ответы детей)
- Видите, в банке вода промёрзла только сверху. Вот точно также вода замерзает и на реке Амур, потому что река – это глубокий водоём и у неё промерзает только верхний слой. А под ним жизнь не прекращается даже зимой! Посмотрите! (педагог закрепляет на мольберте иллюстрацию). Подо льдом в реке тихо плавают и дремлют рыбы, а лягушки и раки тихо спят (см. рис. 11). Вот так они приспособились к условиям нашей зимы!
Рис. 11. Зимой на реке.
10. Вопросы к детям:
- Ребята! А как вы думаете, а могут наши жители прожить без озера? Почему? А кто думает иначе?
- А в чём польза озера Мылки для жителей нашего города? (при затруднении детей педагог выставляет картинку (см. рис. 12) на мольберт)
Рис. 12. Картинка с изображением способов применения воды.
- А жители нашего города озеру – враги или друзья? Почему?
- А вы озеру – враги или друзья? Почему вы так считаете? А есть ещё мнения?
- А как вы считаете, что может погубить озеро?
- А что будет, если озеро исчезнет?
- А если оно станет грязным?
- А чем вы можете помочь озеру? (анализ ответов детей)
- А как вы можете беречь и сохранять его уникальную природу?
- Ребята! А вы любите играть? А знаете, что с льдинками озера можно поиграть? У нас в группе есть Нетающие льдинки озера Айс. Давайте подойдём к столам, возьмём льдинки, и каждый выложит из них то изображение, какое захочет. А мы посмотрим, у кого получится самое необычное изображение!
11. Конструирование детьми рельефных изображений:
Дети самостоятельно выкладывают по замыслу разные изображения из пластинок игры В. В. Воскобовича «Прозрачный квадрат», при затруднении они пользуются образцами изображений. Воспитатель оказывает при необходимости индивидуальную помощь детям в выборе узора и реализации замысла.
- Ребята, у всех из льдинок получились узоры? Посмотрите друг у друга, полюбуйтесь, какие у вас замечательные силуэты получились! (дети рассматривают силуэты на столах).
III. Рефлексия:
Воспитатель: - Ребята, мы сегодня с вами многое узнали об уникальном озере Мылки, которое находится на территории нашего города.
- А что было для вас сегодня самым интересным? (ответы детей)
- А что бы вам ещё хотелось узнать о нашем озере? (ответы детей)
- А что вы расскажете сегодня дома своим родителям о зиме?
- А вы согласны, что озеро Мылки - жемчужина Амура?
- А вы будете вместе с родителями заботиться о нём? (ответы детей)
IV. Заключительная часть занятия :
Воспитатель благодарит детей за активную работу, отмечает участие каждого ребёнка и говорит, что занятие окончено.
В результате данного занятия детей старшего дошкольного возраста познакомятся с озером как природным сообществом, узнают о приспособлении рыб и земноводных к среде обитания в озере в зимний период года. Они научатся работать с макетом русла реки и смогут самостоятельно объяснить, как сформировалось озеро в пойме реки Амур, узнают о топонимике названия Мылки. При проведении опыта с водой в сосудах разной глубины у детей будет формироваться наблюдательность, произвольное внимание, оперативная память и самостоятельность суждения, а демонстрация слайдов с уникальным водным ландшафтом и проблемные вопросы педагога, подводящие к необходимости беречь природу, будут способствовать воспитанию у детей желание сохранять уникальную красоту озера Мылки.
Список использованной литературы:
1. Белоглазов, А. Н. Топонимика Хабаровского края / А. Н. Белоглазов // Режим доступа: https://www.kmslife.ru/events /detail.php?ID=2917
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! – СПб. : ООО «Издательство Детство-Пресс», 2017 (Библиотека программы «Детство»).
3. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «Издательство Детство-Пресс», 2014. – 528 с.
4. Мельников А. В. Словарь топонимов Амурской области / А. В. Мельников и др. – Благовещенск: АмурКНИИ, ГГП «Амургеология», 1998. – 128 с.
5. Паневина Г. Н., Махинов А. Н. Мой край: учебное пособие/ Под общ. ред. А. Н. Махинова. – Хабаровск, Изд. Дом «Частная коллекция», 2000.
6. Сутурин Е. В. Топонимический словарь Амурской области / Е. В. Сутурин и др. – Благовещенск, 2000. – 126 с.
7. Тарасов, О. В. Топонимика Дальнего Востока. Культурологический анализ/ О. В. Тарасов. – Хабаровск, 2002. – 54 с.
8. https://3forum.org.ua/viewtopic.php?id=1314