Ольга Бойко
Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с НЗР по теме «Звук М и буква М. «Маленький Мук»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с НЗР по теме «Звук М и буква М. «Маленький Мук»
Цели:
Образовательные:
- Познакомить со звуком М и буквой М;
-Учить характеризовать звук М по акустическим и артикуляционным признакам;
- Учить определять место звуков М в начале, середине и конце слов;
Публикация «Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с НЗР по теме „Звук М и буква М, „Маленький Мук“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
- закреплять умение отвечать на вопросы и составлять предложение из трех слов, составлять графическую схему;
- Продолжать учить производить звуко - слоговой анализ слов;
- Учить согласовывать местоимения «мой», «моя», «мои» с существительными;
- Коррекционно – развивающие:
- Развивать фонематические процессы;
- Учить детей удерживать в памяти и воспроизводить слоговой ряд из 3 элементов;
- Развивать интонационную выразительность;
- Автоматизировать звук М в слогах, словах и предложениях;
- Продолжать работу по развитию артикуляционного праксиса, общей моторики и преодолению двигательной неловкости;
- Развивать зрительное восприятие;
Воспитательные:
- Поддерживать интерес к познанию новых звуков, букв;
- Воспитывать в детях чувства сопереживания, взаимовыручки;
Оборудование:
1. Картинка с изображением чалмы, трости, туфель, халата.
2. Изображение Маленького Мука и Мудреца в синем халате.
3. Буква М, дворец согласных звуков, схема для характеристики звука.
4. Зеркала.
5. Карандаши.
6. Металлофон.
7. Изображение комнаты, к ней картинки (Мыло, Маска, Мочалка, Мак и с др. звуками).
8. Картонные портфели и картинки (матрешка, шлем, молоток, замок).
9. Коробочки со снежинками.
10. Диск с записью песни «Я Маленький Мук».
11. Мозаичное изображение буквы М, детали мозаики.
12. Палочки.
13. Волшебный фонарь - лазер.
14. Раздаточный материал: квадратики, для обозначения звуков, полоски для слов, листы бумаги с точками с левой стороны.
Предворительная работа.
1. Чтение сказки «Маленький Мук» и просмотр мультфильма.
2. Формирование понятия «согласный звук».
3. Упражнение в определении количества слогов в слове различными способами.
4. Разучивание логоритмических движений.
Ход занятия
1. Оргмомент
Ребята, к нам на занятие пришли гости. Можно встречать гостей с плохим настроением (изобразить). Нет! А какое у вас настроение? (изобразить) Молодцы, я рада, что у всех хорошее, весёлое настроение. Вот с таким настроением мы и будем заниматься.
Ребята, посмотрите на эти предметы, назовите их. (Это чалма, трость, туфли, халат). Как вы думаете, кто мог потерять эти вещи. Правильно их потерял Маленький Мук. Кто такой Маленький Мук? (маленький мальчик из сказки, которую мы с вами недавно читали) Давайте отправимся в гости к Маленькому Муку и вернем его вещи. Кто же нам поможет? Посмотрите по сторонам. Кого вы увидели? (Мудреца). В сказке он были злым, жадным и завистливым, но он осознал свои ошибки и хочет исправиться. Каким он должен стать? (добрым, ласковым). Мудрец поможет нам найти Маленького Мука. А еще нам не обойтись без волшебства, поэтому наденем туфли и возьмем с собой волшебные тросточки – карандаши.
2. Сообщение темы занятия. Артикуляционная зарядка.
Какой первый звук мы слышим в слове Мудрец (звук М). Кто назовет тему нашего занятия (сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком М).
Сделаем зарядку для язычка
• Упр. «Улыбочка – дудочка»
• Упр. «Часики»
• Упр. «Качели»
3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
Расскажем Мудрецу о его первом звуке. Произнесите его. Что делают ваши губы? (сжимаются) Посмотрите на мои губы они чуть-чуть сердятся, когда произносят звук М. Где же тогда проходит воздушная струя? (Через нос. Прикройте нос рукой и попробуйте произнести звук М.) Звук М петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Как узнать звук звонкий или глухой? (Положить ладошку на горло и произнести звук М) Голосок спит или работает? (работает.) Вы догадались, какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий.) В каком замке он будет жить? (В замке Согласных звуков.) Каким цветом мы будем обозначать звук М? (Синим цветом)
4. Произношение звуков М в слогах.
У Мудреца твердый характер и он любил напевать такую песенку: «Ма – мо – му - мы» споем вместе с ним, весело, грустно, сердито, ласково. Почувствуйте, как смыкаются губы при произнесении звука М.
5. Развитие фонематического восприятия. Деление слов на слоги.
Мудрец предлагает заглянуть в домик к старухе, может быть там мы найдем Маленького Мука. Путь нам укажет волшебный фонарь. (дети следят глазами за огоньком)
Посмотрите здесь как всегда беспорядок, все веши разбросаны на полу. Давайте поможем старухе и разложим все вещи на полочки. Мудрец предлагает разложить те предметы, в названии которых есть звук М, а остальные уберем в чулан. (дети по одному выходят к доске, и раскладывают картинки: Мыло, Маска, Мак, Мочалка)
Теперь в комнате порядок, но Мука нигде не видно. Поищем его глазками, посмотрите влево – вправо, вверх – вниз. (дети выполняют движение глазами)
Ребята, Мудрец хочет узнать название какой картинки самое длинное, а какое самое короткое. Что нам для этого нужно сделать? (поделить слова на слоги) Выполнить это задание помогут волшебные тросточки – карандаши. Я буду называть картинку, а вы нарисуете столько полосочек сколько слогов в этом слове. (дети выполняют задание)
6. Гимнастика для глаз.
Мы с картинками играли. (Сидя, потереть ладонями лицо)
Ох, глаза наши устали, (Слегка прикрыть глаза веками)
Надо глазкам отдых дать,
Будем быстро мы моргать. (Быстро моргать)
А теперь глаза закроем, (Выполнять упражнения в соответствии с указанием)
Широко опять откроем.
Раз, два, три, четыре, пять
Не устанем закрывать.
И ладошками глаза
Мы закроем не спеша,
Посидим в темноте.
Краска чёрная везде.
7. Определение позиции звука.
Мудрец предлагает поискать Маленького Мука в лесу. Мы помним, что на ногах у нас волшебные туфли, они мигом нас туда доставят.
Ты три раза повернись и в лесу очутись. (звук металлофона)
Встаньте возле пенечков.
Наш Мудрец так торопился к нам на занятие, что не заметил, как растерял все свои картинки по дороге. Недавно в лесу был снегопад, и картинки оказались под снегом. Угадайте, какие картинки находятся под снежинками. (Обращать внимание, чтобы ребята не надували щеки). Послушайте задание:
Назовите картинки, определите место звука М в слове, разложите картинки по портфелям в соответствии со схемами. (звук М в начале, середине и в конце слова: матрешка, шлем, молоток, замок)
8. Звуковой анализ слова.
Ребята, помните, в сказке Король наказал Мука и посадил в высокую башню. Он до сих пор там сидит. Чтобы его освободить выложим схему его имени.
Анализ слова МУК
Мук – это слово, один слог – мук, 3 звука :
М – согласный, твердый, звонкий
У – гласный
К – согласный, твердый, глухой
9. Физминутка. Выставляется изображение Маленького Мука
Вот мы и встретились с Маленьким Муком. Поздоровайтесь с ним. И Мук с вами здоровается. (Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Мудрец! Как я рад вас видеть! Как хорошо, что мы встретились с вами) Он предлагает нам отдохнуть и потанцевать.
Дети встают из-за парт делают 2 раза вдох – выдох и под музыку из мультфильма «Мук – скороход» «Я маленький Мук» выходят на ковер и выполняют танцевальные движения.
10. Согласование местоимений мой, моя, мои с существительными.
Мук обрадовался, что нашлись его вещи и говорит: «Это моя халат». Правильно он сказал? Давайте его научим, нужно говорить так: «Это мой халат. Это моя чалма. Это мои туфли. Это моя трость».
11. Составление и словесный анализ предложения.
Мук очень любознательный мальчик и любит задавать вопросы. Ответьте, пожалуйста, полным предложением. Что закрывают замком? (замком закрывают двери). Кому нужен шлем? (Шлем нужен мотоциклисту). Кто играет матрешкой? (Матрешкой играют дети). Чем забивают гвозди? (Гвозди забивают молотком).
Выложим схему этого предложения. Что нам для этого понадобится? (Полоски). Повторите еще раз это предложение.
Сколько слов в предложении? (три)
Закройте ладошкой слово ГВОЗДИ, слово ЗАБИВАЮТ, слово МОЛОТКОМ.
Почему первой положили полосочку с выступом? (это начало предложения)
Что поставим в конце предложения? Точку. Почему? (это конец предложения)
12. Ознакомление с буквой. Развитие зрительного восприятия.
Маленький Мук хочет познакомить вас со своей любимой буквой. Выставляется буква М. Сколько элементов в букве М? (четыре) В какой дворец поселим букву М? (Во дворец Согласных)
Выложите букву М на столе, возьмите столько палочек, сколько элементов в этой букве. На что похожа буква М?
Взялись за руки друзья,
И сказали: «Ты да я – это мы!»
А меж тем
Получилась буква М.
А. Шибаев
Пока Маленький Мук нас ждал, он собирал картинку из мозаики и не успел закончить. Посмотрите, что это вам напоминает? Что не успел выложить Маленький Мук? (Букву М). У него еще много деталей осталось, давайте ему поможем. (Дети выкладывают мозаичное изображение буквы М.) Посмотрите, как красиво получилось.
Пришло время прощаться с Маленьким Муком и Мудрецом. Снимайте волшебные туфли и садитесь за парты.
13. Итог занятия. Рефлексия.
Наше занятие заканчивается. Понравилось ли оно вам? Какой новый звук мы выучили? (звук М). В какой дворец поселили букву М? (Во дворец согласных). Расскажите Маленькому Муку какие игры вам больше всего понравились? А теперь давайте попрощаемся с гостями и скажем всем: “До свидания! До новых встреч!”