Папки-передвижки

Занятие по познанию предметного и социального мира в подготовительной к школе группе «Прошлое жилища»

Кристина Нагорнова
Занятие по познанию предметного и социального мира в подготовительной к школе группе «Прошлое жилища»

занятие по познанию предметного и социального мира в подготовительной к школе группе

Тема: «Прошлое жилища»

Программное содержание:

-формирование основ уважительного отношения к культурным ценностям,

-обобщать первоначальное представления о жилище русского человека, его разновидности и устройстве,

-воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа,

Публикация «Занятие по познанию предметного и социального мира в подготовительной к школе группе „Прошлое жилища“» размещена в разделах

-формировать навыки практического применения информации в игровой и конструктивной деятельности,

-формировать навыки поведения, адекватного знаниям о культурных ценностях.

Цель: углубить знания детей об истории жилища; учить понимать, что человек постоянно стремиться улучшить свое жилище.

Словарная работа: «рубить избу», «кранный угол», «ухват».

Методика проведения:

I. Организационный момент.

1. Воспитатель загадывает детям загадку:

• Стоит в поле теремок, теремок

Он не низок, не высок, не высок

Кто в тереме живет? (ответы детей)

• А сейчас вспомните сказки, где рассказывается, в каких домах жили их герои?

(Теремок, рукавичка, три медведя и т. д.)

• Вот видите, ребята, каждому нужен дом.

У лисы в лесу глухом

Есть нора - надежный дом

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу

Из ветвей, корней, коры-

Дома делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу,

Есть у каждого свой дом

Всем тепло, уютно в нем!

2. Дидактическая игра «Найди домик»

(на доске изображены животные по одной стороне и их дома на другой)

Цель: необходимо провести ниточку от «животного» до его дома.

Например : Медведь – берлога

Белка – дупло

Муравей – муравейник

Лиса – норма и т. д.

Живым существам без жилища – беда.

Но людям без дома – совсем никуда!

II. Основная часть.

3. Воспитатель: Давайте поговорим, как появились дома. В те далекие времена, когда человек еще не научился строить жилье, он волей – неволей стал искать, где бы ему спрятаться. Искал, искал и нашел. Это была пещера (показ иллюстрации). Заглянув в пещеру человек, понял, что это очень хорошее место. Потому что там можно было укрыться от дождя, от непогоды, от хищных диких зверей. Он принес туда веток, сухой травы и соорудил постель.

-Когда древний человек научился разводить огонь, то устроил в пещере очаг (показ иллюстрации). Очаг обогревал жилище и на огне можно было приготовить пищу.

-Но не в любой местности были пещеры, а жить где то надо. Люди, которые кочевали с места на место, сооружали шалаши (показ иллюстрации).

-Из чего строили шалаши?

Дети: Из веток.

Воспитатель: Для постройки шалаша брали стволы молодых деревьев, располагали их конусом и накрывали ветками. Так пещера и шалаши стали для далекого нашего предка его первым домом.

Как вы думаете удобно было жить в шалаше?

Да, неудобно и тесно. Летом жарко, зимой холодно, ураган и ветер может сдуть.

Как выдумаете после пещер и шалашей где стали жить люди? Люди построили дома и стали жить в деревянных домах (показ иллюстрации).

-Шли годы, люди научились строить избы из бревен и стали там жить. Давайте рассмотрим деревянный дом – избу (показ иллюстрации).

4. А вот и наша изба. А строили ее так:

на Руси было правило: шел хозяин к соседу:

- «Приходите, говорил, люди добрые ко мне помогите мне избу построить».

- «Непременно придем» - говорили соседи

Шел хозяин к другому соседу и тот ему тоже не отказывал в помощи. Наутро, много мужиков собирались, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили такие избы из деревянных бревен.

«Рубить избу» - означает строить, а строили ее топорами.

На Руси такие мастера были, что могли построить избу без единого гвоздя, так бревна подтёсывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.

• Посмотрите на деревянный дом.

• Что там есть? (окна, двери)

• В деревянном доме можно печку топить, в нем тепло и уютно, хорошо дымиться. Дождь не попадает в дом, ветром не сдует.

Физминутка "У оленя дом большой".

У Оленя дом большой (Руки над головой изображают крышу дома) .

А у зайки маленький. (Руки изображают крышу, но опущены вниз к полу).

Олень сидит, в окошко глядит. (Правым кулаком подпереть щеку; левая рука поддерживает правую) .

Зайка по полю бежит (Бег на месте) .

В дверь к нему стучит. (Топать ногами, руки на поясе) .

«Тук-тук, дверь открой, (Имитация стука в дверь поочередно правой и левой рукой) .

Там в лесу охотник злой!»(Руки на поясе, поочередно поворачиваться вправо и влево, одновременно поворачивая голову назад. Осматриваться) .

«Зайка, зайка, забегай! Лапку мне скорей давай».(Зазывные движения рукой. Протянуть руку с открытой ладонью)

5. Воспитатель: В избе всегда считали святыми три места:

Красный угол (показ иллюстрации) – в красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол самое почетное место в доме. Человек пришедший в избу мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «Красный» означает – красивый, хороший, светлый. Его убирали вышитыми полотенцами.

Печь (показ иллюстрации). Без печи изба не изба. Печь была неотъемлемой частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. На печке можно было спать или лежать греться. Место где люди спали на печи называлось полати. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а ещё в ней пекли хлеб и готовили пищу. Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супами или кашей вытащить из печи. А эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать.

• Дети, а кто знает пословицы о хлебе?

Был бы хлеб, а каша будет….

Без соли, без хлеба – половина обеда

Хлеб - батюшка, вода – матушка

Покуда есть хлеб да вода – все не беда.

Плох обед, коли хлеба нет

Сытый думает о деле, а голодный о хлебе

• Стол (показ иллюстрации). Это «Божья ладонь» - говорили крестьяне. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом.

-Итак в деревянном доме можно и печку топить, сделать окно и трубу. В нем тепло и уютно, хорошо дышится. Дождь не попадает в дом и ветром его не сдует.

-А вот подумайте, если деревянный дом так удобен, то почему люди придумали вот такие большие многоэтажные дома? (показ иллюстрации). (В многоэтажном доме можно расселить много людей, в них созданы все условия и удобства для жизни людей).

6. Чтение стихотворения:

Хочу рассказать я о доме своем

Где с папой и мамой мы вместе живем

В селе или в городе – это не важно

Дом может быть красивым и многоэтажным

Из дерев, камня, бетонный, кирпичный,

Поверьте что в нем мне живется отлично!

Тепло и уютно в жилище моем

Нет места родней, чем любимый мой дом!

Воспитатель:Как называется профессия людей, которые строят дом? Дети:.Строители.

Воспитатель:Наши дети много мечтают

И кем угодно себя представляют

Я предлагаю вам помечтать

И в строителей сейчас поиграть.

-Давайте представим, что мы строители и построим дом, в котором вы живете.

7. Рисование дома (звучит песня в исполнении Л. Сенчиной «Русская изба»).

III. Заключительная часть.

8. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, о чем мы говорили на сегодняшнем занятии?

-Какие выполняли задания?

-Что нового узнали на занятии?

-Понравилось вам занятие?

Публикации по теме:

Игра — путь к познанию мира Доминникова Татьяна Викторовна Воспитатель МБДОУ «Детский сад»Березка» с. Урожайное» г. Симферополь ИГРА — ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА Дошкольное.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию мира в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию мира в старшей группе «Зимующие птицы» в соответствии с ФГОС. Подготовила.

Консультация для родителей «Познание предметного мира» ПОЗНАНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА На этапе раннего детства важную роль в развитии ребенка играет интерес к окружающему миру. Особое внимание к познанию.

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Детское экспериментирование — путь к познанию мира» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 "Аленушка" р. п. Кузоватово КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ.

Конспект НОД по аппликации «Плетем лапти» в подготовительной к школе группе к тематической неделе «Путешествие в прошлое» Непосредственная образовательная деятельность Аппликация Подготовительная группа Тематическая неделя «Путешествие в прошлое»"Плетем лапти"Задачи:.

Открытый урок по познанию мира «Символы Казахстана» Сквозная тема: Традиции и фольклор Школа: Люблинская средняя школа Дата: «2» марта 2018г. ФИО учителя: Шлома И. Н. Класс: 1 класс. Количество.

Проект «Детское экспериментирование — путь к познанию мира» в младшей группеПроект «Детское экспериментирование — путь к познанию мира» в младшей группе План по реализации познавательно – исследовательского проекта «Детское экспериментирование - путь к познанию мира» Младшая группа Подготовила:.

Проект в подготовительной группе «Детское экспериментирование — путь к познанию мира» [«Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира" «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам» Ральф У. Эмерсон.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое Павловска» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22Пушкинского района Санкт-Петербурга Конспект непрерывной.

Занятие по познанию окружающего мира «Скоро в школу» СКОРО В ШКОЛУ Как помочь ребенку познавать окружающий мир? Дошкольников окружает огромный мир предметов-вещей и явлений, с которыми они.

Автор публикации:
Занятие по познанию предметного и социального мира в подготовительной к школе группе «Прошлое жилища»
Опубликовано: 14 апреля 2018 в 19:49
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД