Занятие по познавательно-экспериментальной деятельности совместно с родителями для детей старшего дошкольного возраста

Анастасия Васильевна Гребенюк
Занятие по познавательно-экспериментальной деятельности совместно с родителями для детей старшего дошкольного возраста

Цель:

Расширить представления детей о свойствах воды, воздуха, магнита и их взаимодействии через опытно-экспериментальную деятельность; вовлечь родителей воспитанников в педагогический процесс посредством проведения совместного занятия.

Задачи:

Обучающие:

закрепить знания детей о свойствах воды;

помочь понять, что воздух имеет вес и силу;

дать знания о том, что воздух легче и сильнее воды;

сформировать представления детей о свойствах магнита;

выявить, является ли вода барьером для работы магнита;

показать родителям, как находить ответы на вопросы детей о неживой природе посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Развивающие:

развивать у детей любознательность, познавательный интерес;

активизировать речь, мышление, память;

способствовать развитию умения формулировать гипотезу, находить способы ее проверки и делать выводы;

развивать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;

формировать устойчивый интерес к опытно-экспериментальной деятельность.

Воспитательные:

воспитывать желание соблюдать правила безопасного поведения в лаборатории;

стимулировать активность, умение работать в коллективе;

способствовать благоприятному укреплению детско-родительских взаимоотношений в процессе совместной деятельности.

Предварительная работа:

Беседы с детьми: «Что мы знаем о воде», «Круговорот воды в природе», «Водоемы: природные и искусственные», «Передвижение человека по воде», «Чем мы дышим?», «Этот удивительный магнит!», «Лаборатория: проведение экспериментов и правила поведения в ней»;

Рассматривание иллюстраций с обсуждением: водоемы, водный транспорт, подводная лодка, экологические проблемы: загрязнение воды, воздуха;

Ознакомление с картой, глобусом с целью выявления количества воды и занимаемой планету суши;

Чтение художественной литературы: экологическая сказка Н. Рыжовой «Жила-была вода», Н. Болтачева «Сказка о круговороте воды в природе», стихотворение Е. Стеквашов «Моряк», стихотворение А. Тараскин «Сколько знаю я дождей», С. Олегов «Баллада о воде», рассказ Ю. Ефремов «Воздух», стихотворение С. Маршак «Мыльные пузыри», сказка «Мечты одного магнита», рассказ М. Константиновский «Почему Земля магнит?»;

Опыты и эксперименты: «Вода – это жидкость», «Основные свойства воды (нет цвета, запаха, вкуса, не имеет формы)», «Мыльные пузыри», «Отражение в воде», «Лед - тоже вода», «Испарение воды», «Воздух можно поймать» «Как увидеть воздух?»;

Наблюдения: «Таяние снега», «Сосульки на крышах», «Весенний дождь», «Облака - белогривые лошадки», «Куда исчезли лужи?», «Воздух – невидимка»;

Игры:

- подвижные: «Водяной», «Ручеек», «Море волнуется…», «Плюсики и минусы»,

- дидактически: «Собери картинку», «Кто больше назовет?», «Найди отражение», «Доскажи словечко», «Так бывает, или нет?»

- сюжетно-ролевые: «Моряки», «Морское путешествие», «Семья» (сюжет – «На прогулке после дождя», «Водолазы», «Рыболовы»;

- игры с магнитным конструктором, азбукой, мозаикой.

Словарная работа:

Лаборатория, профессор, гипотеза, газированная вода, подводная лодка, аппарат, цистерны, балластные, сжатый воздух, металл, магнит, магнетизм, полюса – южный и северный.

Необходимые материалы:

костюм волшебника

волшебная палочка

халаты, фартуки, шапочки, латексные перчатки

карта-схема правил поведения в лаборатории

прозрачные глубокие емкости для воды – 2 шт.

пустые пластиковые бутылки с крышкой – 2 шт.

журнал для фиксирования экспериментов

газированная вода в бутылке – на каждого ребенка

прозрачные пластиковые стаканчики – на каждого ребенка

виноградинки – на каждого ребенка

тарелочки, салфетки – на каждого ребенка

варежка с магнитом внутри

картинки с изображением магнита

различные металлические предметы

предметы, сделанные не из металла (ткань, дерево, пластик, стекло и т. д.)

подносы – 2 шт.

магниты – 3 штуки

самодельная удочка с магнитом вместо крючка (2 штуки)

телефон

лавовая лампа

инструкция по изготовлению лавовой лампы в домашних условиях – для каждого родителя.

Ход занятия:

Воспитатель – профессор волшебной детской лаборатории.

Входят дети со своими родителями. Профессор:

- Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть в своей лаборатории. Я – профессор Почемучкин, волшебник в седьмом поколении. Творю и вытворяю, на вопросы отвечаю! Вижу ко мне пришли вы не одни. Кто пришел с вами, ребята? (родители) Так-так-так… Что же делать? (обращается к родителям) Лаборатория у меня детская, а Вы такие большие! Что, дети, будем делать с вашими родителями?

Предлагаю превратиться им в детей – задорных мальчишек и девчонок! Согласны? Но, для этого надо сказать волшебные слова:

В руки палочку возьму

Волшебство я призову,

Чудо в гости к нам придет,

В детства мир нас унесет.

Глазки крепко закрываем

Дружно все со мной считаем:

Раз, два, три, четыре

Взрослых в деток превратили.

Ну, вот, вы теперь все дети! Добро пожаловать в мир науки и открытий! Давайте наденем специальную одежду (надевают халаты/фартуки и шапочки). Проходите, присаживайтесь на стульчики. Вот Вы и готовы к нашим исследованиям. А с чего начнем, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

Правильно! Человек научился не только плавать сам, но и придумал много плавательных предметов. А вы плавать умеете? А что вам помогает не утонуть? (привести к ответу – круг) Почему он не тонет? (там воздух) Вы уверены? А как это можно доказать? (варианты детей).

Опыт №1

Выносятся три прозрачных глубоких емкости с водой. Приглашаются для проведения эксперимента три ребенка с родителями. На руки надевают латексные перчатки.

Профессор:

- Посмотрите, у меня есть пустые пластиковые бутылки (три, плотно закрытые крышкой). Давайте попробуем их утопить!

Дети и родители пробуют утопить их руками.

- Не получается? А что будет, если я наберу в бутылку воду? (утонет)

Проверяем гипотезу, т. е. ваше предположение.

Дети наполняют бутылки водой из емкости и отпускают. Бутылка быстро опускается на дно.

Делаем вывод: воздух легче воды, поэтому пустая бутылка плавала, а с водой опустилась на дно.

Профессор:

- Каждый опыт необходимо записывать. У меня для этого есть специальный журнал. Зафиксировали вывод.

Опыт №2

(пластиковые стаканчики, бутылка с газированной водой, виноградинка на каждую пару - ребенок и его родитель)

Профессор:

- Ребята, а как вы думаете, воздух и вода имеют силу? А что сильнее? (ответы детей) А чтобы узнать правильно вы предположили, или нет, предлагаю вам провести эксперимент. Для этого нам понадобится газированная вода (отметить, что газ – это составляющая воздуха) и виноград. Представим, что виноград - это подводная лодка. Наливаем в стакан газированную воду и опускаем туда виноградинку. Она тяжелая, поэтому сразу опустится на дно, так же, как подводная лодка. Ребята, что вы видите? (Ответы детей: пузырьки газа, т. е. воздуха «подхватывают» виноградинку и начинают поднимать наверх. Пузырьки воздуха на виноградинке столкнулись с поверхностью и «улетели». Наша подводная лодка снова опустилась на дно. И так она будет подниматься и опускаться, пока в воде не закончится газ – воздух)

Вывод: воздух имеет силу. Он сильнее воды и способен выталкивать предметы на поверхность. Зафиксировали результат в журнале.

Устали? Предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка:

Все ребята дружно встали (ходьба на месте)

И на месте зашагали

Раз, два, три, четыре - (руки на плечи, вращение руками

Будем всех сильнее в мире вперед и назад)

Будем в цирке выступать (руки скрещено перед собой

В волшебство все превращать сжимание и разжимание ладоней)

На носочках потянулись, (руки вверх, потягиваемся)

А теперь назад прогнулись (прогнулись назад)

Как пружинки мы присели (приседание)

И на место тихо сели.

Опыт №3

(варежка с магнитом внутри, металлические предметы, предметы, изготовленные из разного материала (бумага, ткань, дерево, пластик и т. д., которые не притягивает магнит)

Профессор:

-Чем же вас еще удивить? А хотите фокус покажу? Смотрите! На столе лежат металлические предметы. Попробую их поднять силой мысли (провожу ладонью на расстоянии, ничего не происходит). А теперь надену свою волшебную варежку и снова попробую (в варежке спрятан магнит, который притянет металл). Вы догадались, в чем секрет моего фокуса? (в магните). А что это такое? (ответы детей). Какие предметы притягивает магнит? (предположения детей). Дать нескольким детям возможность попробовать, что притягивает магнит, а что нет.

Вывод: магнит притягивает только металлические предметы. Зафиксировали в журнале.

Опыт №4

(две емкости с водой, на дне которых металлические предметы, удочки с магнитом на конце)

- А как вы думаете, работает ли магнит в воде? (предположения). Давайте проверим! Объявляю сезон волшебной рыбалки открытой!

Выносятся емкости с водой, на дно кладутся металлические предметы – рыбки, подгруппе детей и родителям раздаются «удочки», где вместо крючка – магнит. Магнит притягивает предметы со дна.

Вывод: магнит притягивает металлические предметы через воду. Зафиксировали результат.

У профессора звонит телефон. Он отвечает на звонок и объявляет детям, что ему срочно надо идти на научную конференцию. Прощается, вспоминает, что нужно родителей-детей снова превратить во взрослых. Спрашивает желание детей. Произносят волшебные слова:

В руки палочку возьму

Волшебство я призову.

Глазки крепко закрываем

Дружно все со мной считаем:

Раз, два, три, четыре, пять

Взрослыми желаем стать.

- Ну, вот и хорошо. Ой, я чуть не забыл свое научное открытие.

Достает лавовую лампу, сделанную заранее. Дети интересуются, что это такое.

Профессор: Это лавовая лампа. Вы тоже такую лампу хотите сделать? Тогда, думаю, что родители многому у нас уже научились и смогут сделать с вами ее дома. В помощь я каждому дам инструкцию. А потом вы снова ко мне придете, и я расскажу секреты работы с этой лампой. Это будет нашей новой опытно-экспериментальной работой. Договорились?

Раздает листочки с инструкцией, прощается и уходит.

Дети и родители возвращаются в группу

Список используемой литературы:

«Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. 2010 г.

«Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 2010 г.

«Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Мартынова Е. А., И. М. Сучкова. 2011 г.

«365 научных экспериментов». 2010 г.

интернет ресурсы:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/01/24/master-klass-dlya-pedagogov-po-eksperimentirovaniyu

http://buratino30.umi.ru/metodicheskaya_kopilka/fizminutki/

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). Дошкольники по своей природе пытливые исследователи.

Картотека познавательно–исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Картотека познавательно–исследовательской деятельности детей для старшего возраста. «Летающие семена» Цель: познакомить детей с ролью.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Вода и почва» .

Конспект математического досуга для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями Цель: 1. Способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, внимания у детей; 2. Поддерживать интерес и желание.

Консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов.

Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Волшебная соль» совместно с родителямиМастер-класс по экспериментальной деятельности «Волшебная соль» совместно с родителями Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Волшебная соль» совместно с родителями Цель: привлечь родителей к совместной с детьми деятельности.

Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» Тема: «Вода» Возрастная группа» старшая Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально –.

Сценарный план квеста по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Сценарный план познавательно-исследовательской деятельности в интеграции с другими для детей старшего дошкольного возраста Участники: взрослый.

Сценарий спортивного праздника, посвященного 23 февраля, для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК, ПОСВЯЩЕННЫЙ 23 ФЕВРАЛЯ, ДЛЯ СТАРШЕЙ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ, СОВМЕСТНЫЙ С РОДИТЕЛЯМИ. Цель: формирование и расширение.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Опыты с бумагой»Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Опыты с бумагой» Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего до­школьного возраста на тему «Опыты с бумагой» Воспитатель:.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Занятие по познавательно-экспериментальной деятельности совместно с родителями для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 мая 2018 в 17:56
+78Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 34.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября День рождения первого в истории Музея игрушек

17 октября 1918 года в Москве был основан первый в истории государственный Музей игрушки. Своему появлению он обязан не столько государству, сколько одному-единственному человеку: художнику, искусствоведу...

17 октября. Выставка чайных домиков на МААМ

Чай появился в русской кухне относительно недавно, но быстро завоевал популярность и стал любимым напитком. В России он не только обязательный элемент повседневного и праздничного застолья, но и отдельная...

Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно — гигиенических навыков...
Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно – гигиенических навыков детьми трёх – четырех лет». В 3 года дети многое умеют делать сами....
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию — конструированию из...
Цель: учить детей приемам изготовления ёжика путем конструирования из бумажных конусов. Задачи: Образовательные: закрепить, уточнять и...
Мастер-класс изготовление игрушки  «Внучек» в технике оригами
Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию изготовление игрушки- «Внучек» в технике оригами, для театрализованной деятельности в ДОО. Для работы нам...