Приложение МААМ

Занятие по познавательному развитию для детей средней группы «Печка-матушка»

Марина Черняк
Занятие по познавательному развитию для детей средней группы «Печка-матушка»
▼ Скачать + Заказать документы

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Музыкальное», «Физическое развитие».

ЦЕЛЬ: формировать первичные представления детей о русском быте.

Задачи:

Познавательные : знакомить детей с внутренним убранством русской избы, с предметами русского быта – русской печью.

Публикация «Занятие по познавательному развитию для детей средней группы „Печка-матушка“» размещена в разделах

Развивающие : развитие любознательности в поиске решения проблемной ситуации.

Воспитательные: воспитывать уважение к истории русского народа и его традициям, любовь к своей Родине.

Словарная работа: русская печь, сундук, ухват, горшок, заслонка, горнило.

Оборудование: Предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, скатерть, деревянная посуда, сито, ухват, сундук, половики.

Предварительная работа: просмотр презентации «Русская изба»; рассматривание картинок с изображением русской народной одежды; заучивание песен и потешек, чтение русских народных сказок.

Ход НОД.

Вводная часть:

Звучит музыка «Выйду на улицу».

Хозяйка:

- Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю.

Дети кланяются, прижав руку к сердцу.

- Здравствуйте, гости дорогие!

Хозяйка.

Гость на порог — хозяину радость. Я ждала гостей дорогих и нарядилась - в сарафан свой облачилась. Хотите быть такими же нарядными? (ответы детей) Хорошо! А где мы можем взять вещи, ведь шкафов у меня нет! (предположения детей).

Прячет бабушка там вещи

Сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите

Этот шкаф зовут… (сундук.)

Правильно, ребятки, это сундук! А теперь давайте посмотрим, что в нем лежит ( хозяйка открывает сундук и достает: девочкам – платочки, сарафаны, мальчикам – картузы, косоворотки). Ну вот вы и принарядились! Сегодня я буду хозяюшкой этой избы, а вы девицами, да молодцами. Сядем рядком, да поговорим ладком.

Проходите, пожалуйста, присаживайтесь, в старину стульев не было - все сидели на лавках, которые делал хозяин избы.

II. Основная часть:

Хозяйка:

- Дети, как выдумаете, что же в русской избе было самым главным? (предположения детей)

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Печь - это сердце дома. В старину говорили - «Печка – матушка», «Без печи дом сирота», а когда о человеке говорят, что он сирота? (когда он одинок, у него нет ни мамы, ни папы, ему трудно живется). Да, верно, вот и дом без печи сирота, потому что печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки, бабушки и дедушки, сушили одежду и даже мылись, и лечились. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Лютой зимой за окнами вьюга, мороз, а в доме тепло и уютно. Чем топили печь? (Дровами). Дрова отец семейства заготавливал в лесу – пилил, раскалывал на поленья и укладывал в поленницу. Давайте мы тоже за дровишками сходим!

Физминутка

За дровами мы идём (ходьба на месте)

И пилу с собой несём (трут ребром ладошки правой руки об ладошку левой)

Вместе пилим мы бревно, (имитация движения)

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить!

Чтоб дрова пролезли в печку,

Их разрубим на дощечки! (имитация движения, рубка дров)

Берите по одному полешку и подавайте мне, а я буду бросать дрова в печь (под русскую народную музыку дети собирают дрова).

Хозяйка: Ну что ж, печь мы растопили! В какой посуде готовили еду в печи? (предположения детей)

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (горшок)

Это горшок. Он незаменим был в хозяйстве. Делали его из глины, но иногда глиняные горшки бились, поэтому обращались с ним очень бережно. Что же можно было приготовить в горшке? (кашу, суп, мясо, картошку, согреть воду)

Хорошо, давайте приготовим кашу- крупа храниться в берестяном туесочке.

(засыпать крупу в горшок - поставить в печь (горнило, прикрыть заслонкой).

Ребята, а для чего нужна заслонка? (предположения детей) (чтобы угли случайно не упали на деревянный пол и не случился пожар) Правильно заслонка заслоняла (закрывала) горнило в целях пожарной безопасности.

Ребята, горшок в печи, на огне, нагревался, а как же хозяюшка доставала горячий чугунок из печи? (предположения детей). Здесь был нужен помощник.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, (ухват от слова хватать) которым хозяйка доставала горячие чугунки, горшки со щами и вкусной кашей.

(показать, как пользовались ухватом, достать горшок, поставить на стол)

Молодцы! Славно потрудились! Каша наша готова, а чем же мы будем ее есть?

Если я пуста бываю, про тебя я забываю,

но когда несу еду-мимо рта я не пройду.

Верно, это ложка! В старину отец сам вырезал ложку для своих детей, и ели только своей ложкой, ложки не мыли, а хорошо протирали. Как вы думаете почему? (ложка деревянная, ее нельзя мыть в горячей воде, у каждого своя в целях гигиены)

Ребята, но люди в старину не только трудились славно, но и веселились знатно – пели, плясали, играли на музыкальных инструментах. А мы с вами можем сейчас использовать какие – то предметы как музыкальные? (Правильно - ложки) Эти ложки расписные, красивые, берите в каждую руку по ложке.

Игра под музыку «Танец с ложками».)

Хозяйка:

МОЛОДЦЫ! Ну что ж, мои дорогие, сегодня мы с вами славно посидели рядком, и поговорили ладком, повеселились! А теперь можно поиграть в нашей избе, только помните, что с каждой вещью нужно очень бережно обращаться!

Итог:

А что вам понравилось? (опрос детей)

Как в старину называли печь? (матушкой, сердцем дома)

В чем готовили еду?

Вы ребятки, молодцы! Попрощаемся с гостями!

(Дети прикладывают руку к сердцу, кланяются)

До свиданья, гости дорогие!

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «В гостях у Марьи Искусницы» для детей средней группыКонспект НОД по познавательному развитию «В гостях у Марьи Искусницы» для детей средней группы «В гостях у Марьи Искусницы» (конспект НОД по познавательному развитию в средней группе) Программное содержание: Формирование у детей интереса.

Фотоотчет о воспитательном событии по познавательному развитию «Печка-матушка»Фотоотчет о воспитательном событии по познавательному развитию «Печка-матушка» Ох, сколько приятной мороки и суеты принесла подготовка интерьера группы для создания этого интересного события. Несколько больших коробок.

Фотоотчет об экскурсии в библиотеку «Печка кормит, печка греет, печка — мать родная»Фотоотчет об экскурсии в библиотеку «Печка кормит, печка греет, печка — мать родная» Уважаемые коллеги! Уже несколько постов я посвятила Дню русской печи. Оказывается, развлечение "В гостях у Алёнушки" не стало заключительным.

Итоговое занятие в средней группе по познавательному развитию «Путешествие с Красной Шапочкой» Итоговое занятие в средней группе по познавательному развитию: «Путешествие с Красной Шапочкой»Программные задачи: 1. Обобщить полученные.

Итоговое занятие по познавательному развитию и аппликации из геометрических фигур для 2-й младшей группы «Весенний луг»Итоговое занятие по познавательному развитию и аппликации из геометрических фигур для 2-й младшей группы «Весенний луг» Конспект комплексного итогового занятия по познавательному развитию и аппликации из геометрических фигур для второй младшей группы на тему:.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Конспект открытой ООД по познавательному развитию для детей средней группы «Волшебница вода»Конспект открытой ООД по познавательному развитию для детей средней группы «Волшебница вода» Образовательная область – «Познавательное развитие «Ознакомление с окружающим миром». Цель: Расширение представлений о воде, её свойствах.

Конспект открытой ОД с использованием ИКТ технологии по познавательному развитию для детей средней группы «В мире стекла» Конспект открытой образовательной деятельности с использованием ИКТ технологии по познавательному развитию для детей средней группы Тема:.

Занятие по познавательному развитию «Кто такие насекомые» с детьми старшей группыЗанятие по познавательному развитию «Кто такие насекомые» с детьми старшей группы Программные задачи: - научить детей распознавать насекомых по отличительным признакам; - обогащать словарный запас детей новыми словами,.

Занятие по развитию речи «Маленькие волшебники» для детей средней группыЗанятие по развитию речи «Маленькие волшебники» для детей средней группы Конспект занятия в средней группе с применение технологии ТРИЗ Тема: «Маленькие волшебники» Білім беру саласы: Образовательная область:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по познавательному развитию для детей средней группы «Печка-матушка»
Опубликовано: 22 августа 2021 в 13:39
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по познавательному развитию для детей средней группы «Печка-матушка»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Черняк (УИ 1814183) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД