Марина Черняк
Занятие по познавательному развитию для детей средней группы «Печка-матушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Музыкальное», «Физическое развитие».
ЦЕЛЬ: формировать первичные представления детей о русском быте.
Задачи:
Познавательные : знакомить детей с внутренним убранством русской избы, с предметами русского быта – русской печью.
Публикация «Занятие по познавательному развитию для детей средней группы „Печка-матушка“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская печь, печка
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2021
Развивающие : развитие любознательности в поиске решения проблемной ситуации.
Воспитательные: воспитывать уважение к истории русского народа и его традициям, любовь к своей Родине.
Словарная работа: русская печь, сундук, ухват, горшок, заслонка, горнило.
Оборудование: Предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, скатерть, деревянная посуда, сито, ухват, сундук, половики.
Предварительная работа: просмотр презентации «Русская изба»; рассматривание картинок с изображением русской народной одежды; заучивание песен и потешек, чтение русских народных сказок.
Ход НОД.
Вводная часть:
Звучит музыка «Выйду на улицу».
Хозяйка:
- Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю.
Дети кланяются, прижав руку к сердцу.
- Здравствуйте, гости дорогие!
Хозяйка.
Гость на порог — хозяину радость. Я ждала гостей дорогих и нарядилась - в сарафан свой облачилась. Хотите быть такими же нарядными? (ответы детей) Хорошо! А где мы можем взять вещи, ведь шкафов у меня нет! (предположения детей).
Прячет бабушка там вещи
Сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите
Этот шкаф зовут… (сундук.)
Правильно, ребятки, это сундук! А теперь давайте посмотрим, что в нем лежит ( хозяйка открывает сундук и достает: девочкам – платочки, сарафаны, мальчикам – картузы, косоворотки). Ну вот вы и принарядились! Сегодня я буду хозяюшкой этой избы, а вы девицами, да молодцами. Сядем рядком, да поговорим ладком.
Проходите, пожалуйста, присаживайтесь, в старину стульев не было - все сидели на лавках, которые делал хозяин избы.
II. Основная часть:
Хозяйка:
- Дети, как выдумаете, что же в русской избе было самым главным? (предположения детей)
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь)
Печь - это сердце дома. В старину говорили - «Печка – матушка», «Без печи дом сирота», а когда о человеке говорят, что он сирота? (когда он одинок, у него нет ни мамы, ни папы, ему трудно живется). Да, верно, вот и дом без печи сирота, потому что печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки, бабушки и дедушки, сушили одежду и даже мылись, и лечились. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Лютой зимой за окнами вьюга, мороз, а в доме тепло и уютно. Чем топили печь? (Дровами). Дрова отец семейства заготавливал в лесу – пилил, раскалывал на поленья и укладывал в поленницу. Давайте мы тоже за дровишками сходим!
Физминутка
За дровами мы идём (ходьба на месте)
И пилу с собой несём (трут ребром ладошки правой руки об ладошку левой)
Вместе пилим мы бревно, (имитация движения)
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова пролезли в печку,
Их разрубим на дощечки! (имитация движения, рубка дров)
Берите по одному полешку и подавайте мне, а я буду бросать дрова в печь (под русскую народную музыку дети собирают дрова).
Хозяйка: Ну что ж, печь мы растопили! В какой посуде готовили еду в печи? (предположения детей)
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (горшок)
Это горшок. Он незаменим был в хозяйстве. Делали его из глины, но иногда глиняные горшки бились, поэтому обращались с ним очень бережно. Что же можно было приготовить в горшке? (кашу, суп, мясо, картошку, согреть воду)
Хорошо, давайте приготовим кашу- крупа храниться в берестяном туесочке.
(засыпать крупу в горшок - поставить в печь (горнило, прикрыть заслонкой).
Ребята, а для чего нужна заслонка? (предположения детей) (чтобы угли случайно не упали на деревянный пол и не случился пожар) Правильно заслонка заслоняла (закрывала) горнило в целях пожарной безопасности.
Ребята, горшок в печи, на огне, нагревался, а как же хозяюшка доставала горячий чугунок из печи? (предположения детей). Здесь был нужен помощник.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Возле русской печи всегда стоял ухват, (ухват от слова хватать) которым хозяйка доставала горячие чугунки, горшки со щами и вкусной кашей.
(показать, как пользовались ухватом, достать горшок, поставить на стол)
Молодцы! Славно потрудились! Каша наша готова, а чем же мы будем ее есть?
Если я пуста бываю, про тебя я забываю,
но когда несу еду-мимо рта я не пройду.
Верно, это ложка! В старину отец сам вырезал ложку для своих детей, и ели только своей ложкой, ложки не мыли, а хорошо протирали. Как вы думаете почему? (ложка деревянная, ее нельзя мыть в горячей воде, у каждого своя в целях гигиены)
Ребята, но люди в старину не только трудились славно, но и веселились знатно – пели, плясали, играли на музыкальных инструментах. А мы с вами можем сейчас использовать какие – то предметы как музыкальные? (Правильно - ложки) Эти ложки расписные, красивые, берите в каждую руку по ложке.
Игра под музыку «Танец с ложками».)
Хозяйка:
МОЛОДЦЫ! Ну что ж, мои дорогие, сегодня мы с вами славно посидели рядком, и поговорили ладком, повеселились! А теперь можно поиграть в нашей избе, только помните, что с каждой вещью нужно очень бережно обращаться!
Итог:
А что вам понравилось? (опрос детей)
Как в старину называли печь? (матушкой, сердцем дома)
В чем готовили еду?
Вы ребятки, молодцы! Попрощаемся с гостями!
(Дети прикладывают руку к сердцу, кланяются)
До свиданья, гости дорогие!