Папки-передвижки

Занятие по познавательному развитию для детей средней группы «Печка-матушка»

Марина Черняк
Занятие по познавательному развитию для детей средней группы «Печка-матушка»

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Музыкальное», «Физическое развитие».

ЦЕЛЬ: формировать первичные представления детей о русском быте.

Задачи:

Познавательные : знакомить детей с внутренним убранством русской избы, с предметами русского быта – русской печью.

Публикация «Занятие по познавательному развитию для детей средней группы „Печка-матушка“» размещена в разделах

Развивающие : развитие любознательности в поиске решения проблемной ситуации.

Воспитательные: воспитывать уважение к истории русского народа и его традициям, любовь к своей Родине.

Словарная работа: русская печь, сундук, ухват, горшок, заслонка, горнило.

Оборудование: Предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, скатерть, деревянная посуда, сито, ухват, сундук, половики.

Предварительная работа: просмотр презентации «Русская изба»; рассматривание картинок с изображением русской народной одежды; заучивание песен и потешек, чтение русских народных сказок.

Ход НОД.

Вводная часть:

Звучит музыка «Выйду на улицу».

Хозяйка:

- Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю.

Дети кланяются, прижав руку к сердцу.

- Здравствуйте, гости дорогие!

Хозяйка.

Гость на порог — хозяину радость. Я ждала гостей дорогих и нарядилась - в сарафан свой облачилась. Хотите быть такими же нарядными? (ответы детей) Хорошо! А где мы можем взять вещи, ведь шкафов у меня нет! (предположения детей).

Прячет бабушка там вещи

Сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите

Этот шкаф зовут… (сундук.)

Правильно, ребятки, это сундук! А теперь давайте посмотрим, что в нем лежит ( хозяйка открывает сундук и достает: девочкам – платочки, сарафаны, мальчикам – картузы, косоворотки). Ну вот вы и принарядились! Сегодня я буду хозяюшкой этой избы, а вы девицами, да молодцами. Сядем рядком, да поговорим ладком.

Проходите, пожалуйста, присаживайтесь, в старину стульев не было - все сидели на лавках, которые делал хозяин избы.

II. Основная часть:

Хозяйка:

- Дети, как выдумаете, что же в русской избе было самым главным? (предположения детей)

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Печь - это сердце дома. В старину говорили - «Печка – матушка», «Без печи дом сирота», а когда о человеке говорят, что он сирота? (когда он одинок, у него нет ни мамы, ни папы, ему трудно живется). Да, верно, вот и дом без печи сирота, потому что печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки, бабушки и дедушки, сушили одежду и даже мылись, и лечились. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Лютой зимой за окнами вьюга, мороз, а в доме тепло и уютно. Чем топили печь? (Дровами). Дрова отец семейства заготавливал в лесу – пилил, раскалывал на поленья и укладывал в поленницу. Давайте мы тоже за дровишками сходим!

Физминутка

За дровами мы идём (ходьба на месте)

И пилу с собой несём (трут ребром ладошки правой руки об ладошку левой)

Вместе пилим мы бревно, (имитация движения)

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить!

Чтоб дрова пролезли в печку,

Их разрубим на дощечки! (имитация движения, рубка дров)

Берите по одному полешку и подавайте мне, а я буду бросать дрова в печь (под русскую народную музыку дети собирают дрова).

Хозяйка: Ну что ж, печь мы растопили! В какой посуде готовили еду в печи? (предположения детей)

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (горшок)

Это горшок. Он незаменим был в хозяйстве. Делали его из глины, но иногда глиняные горшки бились, поэтому обращались с ним очень бережно. Что же можно было приготовить в горшке? (кашу, суп, мясо, картошку, согреть воду)

Хорошо, давайте приготовим кашу- крупа храниться в берестяном туесочке.

(засыпать крупу в горшок - поставить в печь (горнило, прикрыть заслонкой).

Ребята, а для чего нужна заслонка? (предположения детей) (чтобы угли случайно не упали на деревянный пол и не случился пожар) Правильно заслонка заслоняла (закрывала) горнило в целях пожарной безопасности.

Ребята, горшок в печи, на огне, нагревался, а как же хозяюшка доставала горячий чугунок из печи? (предположения детей). Здесь был нужен помощник.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, (ухват от слова хватать) которым хозяйка доставала горячие чугунки, горшки со щами и вкусной кашей.

(показать, как пользовались ухватом, достать горшок, поставить на стол)

Молодцы! Славно потрудились! Каша наша готова, а чем же мы будем ее есть?

Если я пуста бываю, про тебя я забываю,

но когда несу еду-мимо рта я не пройду.

Верно, это ложка! В старину отец сам вырезал ложку для своих детей, и ели только своей ложкой, ложки не мыли, а хорошо протирали. Как вы думаете почему? (ложка деревянная, ее нельзя мыть в горячей воде, у каждого своя в целях гигиены)

Ребята, но люди в старину не только трудились славно, но и веселились знатно – пели, плясали, играли на музыкальных инструментах. А мы с вами можем сейчас использовать какие – то предметы как музыкальные? (Правильно - ложки) Эти ложки расписные, красивые, берите в каждую руку по ложке.

Игра под музыку «Танец с ложками».)

Хозяйка:

МОЛОДЦЫ! Ну что ж, мои дорогие, сегодня мы с вами славно посидели рядком, и поговорили ладком, повеселились! А теперь можно поиграть в нашей избе, только помните, что с каждой вещью нужно очень бережно обращаться!

Итог:

А что вам понравилось? (опрос детей)

Как в старину называли печь? (матушкой, сердцем дома)

В чем готовили еду?

Вы ребятки, молодцы! Попрощаемся с гостями!

(Дети прикладывают руку к сердцу, кланяются)

До свиданья, гости дорогие!

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «В гостях у Марьи Искусницы» для детей средней группыКонспект НОД по познавательному развитию «В гостях у Марьи Искусницы» для детей средней группы «В гостях у Марьи Искусницы» (конспект НОД по познавательному развитию в средней группе) Программное содержание: Формирование у детей интереса.

Фотоотчет о воспитательном событии по познавательному развитию «Печка-матушка»Фотоотчет о воспитательном событии по познавательному развитию «Печка-матушка» Ох, сколько приятной мороки и суеты принесла подготовка интерьера группы для создания этого интересного события. Несколько больших коробок.

Фотоотчет об экскурсии в библиотеку «Печка кормит, печка греет, печка — мать родная»Фотоотчет об экскурсии в библиотеку «Печка кормит, печка греет, печка — мать родная» Уважаемые коллеги! Уже несколько постов я посвятила Дню русской печи. Оказывается, развлечение "В гостях у Алёнушки" не стало заключительным.

Итоговое занятие в средней группе по познавательному развитию «Путешествие с Красной Шапочкой» Итоговое занятие в средней группе по познавательному развитию: «Путешествие с Красной Шапочкой»Программные задачи: 1. Обобщить полученные.

Итоговое занятие по познавательному развитию и аппликации из геометрических фигур для 2-й младшей группы «Весенний луг»Итоговое занятие по познавательному развитию и аппликации из геометрических фигур для 2-й младшей группы «Весенний луг» Конспект комплексного итогового занятия по познавательному развитию и аппликации из геометрических фигур для второй младшей группы на тему:.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Конспект открытой ООД по познавательному развитию для детей средней группы «Волшебница вода»Конспект открытой ООД по познавательному развитию для детей средней группы «Волшебница вода» Образовательная область – «Познавательное развитие «Ознакомление с окружающим миром». Цель: Расширение представлений о воде, её свойствах.

Конспект открытой ОД с использованием ИКТ технологии по познавательному развитию для детей средней группы «В мире стекла» Конспект открытой образовательной деятельности с использованием ИКТ технологии по познавательному развитию для детей средней группы Тема:.

Занятие по познавательному развитию «Кто такие насекомые» с детьми старшей группыЗанятие по познавательному развитию «Кто такие насекомые» с детьми старшей группы Программные задачи: - научить детей распознавать насекомых по отличительным признакам; - обогащать словарный запас детей новыми словами,.

Занятие по развитию речи «Маленькие волшебники» для детей средней группыЗанятие по развитию речи «Маленькие волшебники» для детей средней группы Конспект занятия в средней группе с применение технологии ТРИЗ Тема: «Маленькие волшебники» Білім беру саласы: Образовательная область:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по познавательному развитию для детей средней группы «Печка-матушка»
Опубликовано: 22 августа 2021 в 13:39
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД