МААМ-картинки

Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в прошлое дома»

Елена Щипакина
Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в прошлое дома»
▼ Скачать + Заказать документы

Путешествие в прошлое дома

Место проведения: МДОУ № 83 г. Оренбурга

Воспитатель: Щипакина Е. В.

Категория: 1 категория

Тема

образовательной "Путешествие в прошлое дома"

деятельности

Форма

проведения: Комплексная образовательная деятельность

Цель: Вызвать у детей интерес к жизни на Руси.

Задачи:

1. Образовательные:

Развитие речи : Совершенствовать умение связно отвечать на вопросы

Публикация «Занятие по познавательному развитию в старшей группе „Путешествие в прошлое дома“» размещена в разделах

воспитателя; употреблять в речи простые предложения; расширять словарный

запас детей. Упражнять детей в умении понимать смысл загадки и находить

отгадку; употреблять в разговорной речи народные пословицы;

Познание : Вызвать у детей интерес к жизни на Руси; к русской деревне, крестьянской избе; Дать представление об избе, обычаях и обрядах наших предков при строительстве и обустройстве дома, предметах русского быта;

2. Развивающие :

Развивать у детей любознательность, интерес к истории и культуре наших предков.

3. Воспитательные:

Формировать положительные взаимоотношения между детьми; совершенствовать навыки поведения в соответствии с правилами; воспитывать стремление вести себя

вежливо.

Методы и 1. Словесные: беседа; рассказ; чтение стихотворения; приё мы: загадывание народных загадок; рассказывание народных

пословиц.

2. Наглядные: показ картинок, макета избы.

3. Практические: украшение силуэтов бумажных изб

(аппликация).

4. Игровые: физ. минутка - игра-хоровод, сюрпризный

момент.

Активизация словаря: активизировать в речи детей слова: изба, ставни, конёк, наличники, резьба, предки, род, домовой.

План образовательной

деятельности:

1. Вводная часть

1.1. Загадка об избе.

1.2. Вопросы детям по теме.

1.3. Рассматривание картинок с изображением деревни, избы.

1.4. Рассказ воспитателя.

1.5. Чтение р. н. пословицы о доме.

1.6. Рассказывание детьми народных пословиц о доме.

2. Основная часть

2.1. Чтение стихотворения о доме Л. Я. Мея

2.2. Рассматривание макета русской избы.

2.3. Сюрпризный момент – появление игрушки-Домовёнка.

2.4. Русская народная подвижная игра "Домовой".

2.5. Рассказ Домовёнка об обычаях русского народа.

2.6. Вручение подарка для детей Домовёнком.

2.7. Украшение силуэтов изб из бумаги.

3. Заключительная часть

Подведение итога.

Подготовка к

образовательной деятельности: Чтение русских народных сказок, р. н. потешек, р. н. пословиц"; рассматривание иллюстраций, картинок; Знакомство с хороводной игрой; Беседа о народных традициях и обычаях; чтенине познавательнойлитературы об истории и культуре русского народа; Знакомство детей с народными загадками.

Материалы и оборудование: Картинки с изображением деревни, избы; макет избы из бумаги; силуэты изб из бумаги; клей, кисти, салфетки, украшения из бумаги (круги, ромбы, цветы разного цвета); игрушка Домовёнка, ширма, силуэт "птицы-счастья" из бумаги.

Ход образовательной деятельности: Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы детей) Сегодня мы с вами отправляемся путешествовать в прошлое. Отгадайте старинную русскую народную загадку:

Стоит копна, вся в дырках,

На копне гора, из горы дым идёт. (Изба)

(Рассматривание картинок и иллюстрации избы, деревни)

Мы сейчас отправляемся в гости в русскую деревню. Кто из вас был в деревне? (Ответы детей) Какие там дома? (Ответы детей) Издавна Русь называли деревянной, потому что дома строили из дерева, из брёвен. Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Да, люди жили среди полей, в окружении лесов. Лес давал человеку кров, кормил, обувал и одевал. Дерево на Руси - материал особый, люди рождались в рубленой бревенчатой избе, всю жизнь жили в ней. Крестьянский дом называли родным, родимым, как называли человека. Скажите, ребята, а кто такие предки? (Ответы детей) В глубокой древности наши предки жили небольшими поселениями, в каждом из которых обитал один большой род (родня) – семья, или несколько семей. Для защиты от врагов ставили частоколы, заборы. Поселения росли, стали появляться деревни. Посмотрите какие дома в деревне (картинка, чем они отличаются от современных домов? (Ответы детей) Как вы думаете, почему люди сложили такую пословицу:

"Дом построить – не шапку на голову надеть?"

(Дети объясняют)

А кто из вас знает пословицы или поговорки о доме? (Дети читают пословицы) :

"Домом жить – обо всём тужить"

"Домом жить – не развеся уши ходить"

"Дом вести – не лапти плести"

Воспитатель: "Мой дом – моя крепость" – так говорили наши предки о доме. Красивый, прочный дом построить трудно, строили не один день. Для того, чтобы дом не разрушился, стоял долго, радовал людей, наши предки соблюдали свои правила, обычаи, традиции. Как много нужно было знать, чтобы построить дом. А как вы думаете, что нужно знать, чтобы правильно построить его? (Ответы детей - надо было знать, где можно строить дом, а где нельзя, какое дерево можно брать для строительства, когда лучше его заготавливать, как обрабатывать, знать как сложить дом, чтобы не развалился, вырезать из дерева украшения, найти правильное место).

Действительно, наши предки умели место выбирать для строительства – чтобы вода рядом была, но чтобы не в низине, а то затонет. Долго присматривались, а то и "знака" ждали – то ли свет мигнёт, сквозь облака пробьется, то ли птица пролетит, да в заветном месте сядет, то ли зверь мимо идущий особо глянет – стало быть место доброе, богами отмеченное, можно селиться, можно избу ставить. Первое, что нужно было сделать – защитить место будущего дома, поэтому опахивали его кругом, чтобы отпугнуть всё недоброе. Позже вкапывали в центр будущего дома берёзку : береги Берегиня и вешали на берёзку икону, чтобы тоже берегла и охраняла. Для строительства дома наши предки звали свою родню и всех добрых людей на помощь, чтобы быстрее управиться, а потом тоже шли другим помогать. Так и жили – вместе, сообща. Дерево для дома выбирали, ведь у каждой породы своё назначение. Заготавливали его зимой, когда самый мороз, что тоже по своему объясняли: "Спит дерево, ему не больно". Люди оживляли свой дом. Та часть избы, которая выходила на улицу, была "лицом" избы. Поэтому дорогу, у которой стояли избы и стали называть улицей (т. е. находится у "лица" дома). Дом смотрел на мир окнами-глазами. Называли их ласково – оконца и украшали наличниками. Были у окошек и ставенки, ставни – их закрывали на ночь. Кто знает для чего? (Ответы детей) Их украшали разными узорами – оберегами. Обереги охраняли дом от врагов, плохих людей и несчастий. Дом украшали узорной резьбой. Человек свой дом берёг, поэтому украшение дома – не случайность, а желание защитить дом и его обитателей от всех напастей. В наше время сохранилась традиция украшать свой дом оберегами. (показ современных оберегов).

Ребята, а вы хотели бы жить в таком доме? Как вы думаете, какие люди строили такие красивые дома? (Ответы детей – добрые, любящие, работящие).

Давайте же посмотрим на дом, в котором наши предки жили (рассматривание макета из бумаги). Вот дом построен, представьте, что мы зашли внутрь дома. Что мы увидим в доме? (Дети подходят к макету и рассматривают его)

Воспитатель читает стихотворение Л. А. Мея:

В низенькой светёлке, со створчатым окном,

Светится лампадка и в сумраке ночном.

Новая светё лка чисто прибрана:

В темноте белеет занавесь окна,

Пол отструган гладко, ровен потолок,

Печка развальная встала в уголок.

По стенам – укладка с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашенные пяльцы со стулом раздвижным

И кровать резная с пологом цветным.

Ребята, а вы знаете, что наши предки считали, что в каждом доме живёт хозяин – "домовой", звали его дедушка, доможил, домоведушка и т. д. Что вы слышали о нём? (Ответы детей) Люди сочиняли о нё м поговорки: "Дом без хозяина – сирота, а хозяин без дома – тоже сирота". Считали его духом дома, прапредком. Виделся он людям небольшим старичком, который помогал людям по дому, защищал дом. Они обращались к нему, называя "дедушка – соседушка", "хозяин". При переезде в другой дом "домового" приглашали с собой. Его угощали молоком, кашей и ставили еду возле печки, тогда он был добр к хозяевам и помогал им. Наши предки считали, что "домовой" живёт за печкой.

(На ширме за печкой слышится шорох, кто-то чихает)

Ой, ребята, кто это там за печкой? Как вы думаете, кто там может быть? (Ответы детей).

(На ширме появляется кукла-домовой)

Ах, вот кто здесь! Здравствуй, дедушка – хозяин дома.

Домовой: Что это вы тут расшумелись? Я вот только после трудового дня спать лёг, а теперича ни за что не уснуть!

Воспитатель: Ты уж не сердись, дедушка, мы не хотели тебя разбудить. Дедушка – домовой, ты живёшь давно, расскажи-ка нам пожалуйста, как в старину наши предки дом обустраивали.

Домовой: Почему это я вам должен помогать? Вы, меня потревожили, не накормили, не напоили, да не развеселили!

Воспитатель: Дедушка-домовой, а мы с тобой поиграем в народную подвижную игру.

Народная подвижная игра "Домовой"

Дети: Дедушка Домовой

Мы хотим играть с тобой

Ты на месте повернись,

Вправо, влево наклонись.

Приседай и вставай,

Да и нам заданье дай.

Ты на печке не лежи,

Что нам делать покажи!

(дети выполняют движения в соответствии со стихотворением,

и повторяют новое за домовым)

Воспитатель: А вот тебе и угощение – молоко и каша (дает «домовому» тарелочку с кашей и чашку с молоком).

Домовой: Ну, спасибо, развеселили меня, да ещё и накормили и напоили. Расскажу я вам про давние времена. Но сначало загадаю народные старинные загадки.

1. Дарья да Марья друг на друга глядят, а не сойдутся. (Пол и потолок)

2. По сеням ходит, а в дом не заходит. (Дверь)

3. Хвост во дворе, нос в конуре, кто хвостом повернет, тот и в дом войдет. (Ключ)

4. Залезла Варвара выше амбара, не ест, не пьёт, всё на небо глядит. (Труба на крыше)

5. Мать толста, дочь красна, сын-сокол под небеса ушёл. (Печь и дым)

(Дети отгадывают загадки)

Домовой: Главное в доме считалась дверь –это граница, без неё дом не дом. Порог – священное место в доме. Через порог нельзя было прощаться, здороваться, ничего передавать через порог, на него нельзя вставать и садиться просто так. Самым главным предметом в доме была печь. (Показ картинок) Сохранилась народная поговорка: "Плясать от печки", то есть начинать с самого начала. Три поклона отвешивали входя в дом гости – хозяевам, образам (иконам) и печке. За что же удостоилась она такого внимания? (Ответы детей) Знаете ли вы, что в печи на только готовили еду, но и мылись, на ней спали, грелись, сушили вещи. Печь белили, а в некоторых местах расписывали цветными красками. С печкой нужно было обращаться осторожно, если вылетит из неё уголёк, быть пожару!

Есть в доме ещё одно важное место – красный угол. Знаете ли вы, что это такое?

(Ответы детей) Красный, обозначало красивый, самый нарядный уголок в доме. Это часть доме, где стоит стол и висят иконы, самое парадное, украшенное место в доме. Место в красном углу считалось самым почётным, на нем сидел хозяин дома или важный гость,.

Воспитатель: Спасибо тебе дедушка-домовой за рассказ.

Домовой: А я вам, за то что повеселили меня, да угостили, подарок приготовил – птицу-счастья, её вешали в домах, чтобы она приносила счастье. А мне пора отдыхать, до свидания ребята.

Воспитатель: Вот и пришло время нам возвращаться из прошлого в настоящее время. Сейчас мы с вами "построим" деревню из избушек. На столах у вас лежат готовые силуэты домов, нужно украсить их ставни разными узорами и поместить домики на общий лист, где у нас появится деревня.

(Дети украшают избушки и клеют их на общий лист, любуются своей

работой)

Итог образовательной

деятельности.

Публикации по теме:

Анализ работы методического обьединения 1. Руководитель ГМО- Тютина Е. В., воспитатель МДОУ «Йолдызкай» 2. Число членов ГМО На начало года-45 На конец года-45 3. Проблема, над.

Немного о себе!!! Резюме: Тимохина Ирина Александровна родилась 04 июня 1959 года. Стаж работы в должности воспитателя 28 лет ПР. №90-К от 21.02.1984 года;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в прошлое дома»
Опубликовано: 18 ноября 2014 в 18:20
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в прошлое дома»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Щипакина (УИ 263101) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД