Занятие по познавательному развитию в старшей группе по теме: «Это волшебница — вода»

Тамара Павловна Исаева
Занятие по познавательному развитию в старшей группе по теме: «Это волшебница — вода»

Программное содержание. Закрепить знания детей о различных состояниях воды в окружающей среде, показать значение воды для всего живого, привить навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности научить детей экономно использовать воду, плотно закрывать водопроводный кран, закреплять навыки работы с акварелью, умение рисовать концом кисти.

Методические приемы. Сюрпризный момент письмо, загадки, стихи, беседа, дидактическая игра, музыка.

Словарная работа: пресная, соленая, портрет, глобус, заползает ледником, растворяет, земном шаре.

Предварительная работа. Наблюдение за состоянием воды в разное время года (дождь, снег, иней, лед, сосульки, морозные узоры и т. д.); беседа «вода вокруг нас», рисование на тему: «Куда бежит река», иней, морозные узоры, сосульки. Чтение стихотворения «речка» Мошковская. Загадывание загадок о различных состояниях воды, проведение опытов «Какой бывает вода» - определили цвет, форму, запах, вкус, превращали в лед и, наоборот, в пар.

Проводили наблюдение в группе, на улице, в уголке природы, куда девается вода с мокрых варежек, из аквариума, с мокрого белья, вывешенного на балконе.

Беседы «Что растет в воде» и «Водные растения аквариума»; «Кто живет в реке»; Дидактические игры «Водные растения заблудились», «Помоги водным животным найти свой дом». Чтение экологических сказок «Жила-была речка», Маршак «Двенадцать месяцев», рассказов: «Как люди речку обидели».

Материал: Письмо Незнайки, Дидактическая игра «Помоги водным жителям», плакаты, лес, музыка.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, к нам пришло письмо (зачитывает адрес кому письмо).

А как вы думаете от кого оно?

Дети (от Незнайки)

Воспитатель. Правильно от Незнайки.

Давайте прочитаем, что он пишет (читает).

Дорогие ребята помогите мне, пожалуйста, я не знаю, как нарисовать «портрет» воды

(Незнайка)

Ребята поможем Незнайке?

Дети (поможем) (садитесь).

Давайте вспомним: «Что такое вода

Ответы детей (она течет, это жидкость ее можно наливать, переливать, выливать).

Воспитатель. А какой она формы?

Ответы (вода формы не имеет).

Воспитатель. Имеет ли вода цвет?

Дети (вода не имеет цвета, она бесцветная).

Воспитатель. А имеет ли она вкус?

Дети (вода без вкуса, она безвкусная).

Воспитатель. Имеет ли вода запах?

Дети (вода без запаха).

Воспитатель. Правильно вода – это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.

Воспитатель. Для чего нужна вода? Как она нам помогает?

Дети (вода нужна нам, чтобы пить, мыть посуду, стирать, чтобы поливать растения, вода нужна рыбкам и т. д.).

Воспитатель. Правильно, вода нужна не только человеку, но и рыбам, птицам, животным; вода нужна всему живому на земле. Без воды нет жизни.

Воспитатель. А где можно найти воду?

Дети (в луже, в море, в океане, в реке и т. д.).

Воспитатель. А где еще можно найти воду мы узнаем из стихотворения, которое прочтут дети.

1. Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране

2. Как сосулька замерзает

В лес туманом заползает

Ледником в горах зовется

Лентой серебристой вьется

3. На плите у вас кипит

Парой чайника шумит

Растворяет сахар в час

Мы ее не замечаем.

Воспитатель. Кто покажет на глобусе, где можно найти воду?

Ребенок (в океане, в море, в реке).

Воспитатель. Каким цветом на глобусе изображаются моря, реки?

Ребенок. Голубым.

Воспитатель. А что на земле больше воды или суши?

Ребенок. Воды на земле больше.

Воспитатель. Суша занимает только четвертую часть нашей планеты, а остальное вода. Чтобы вам было понятно, я покажу на примере яблока. Я возьму нож и сниму кожицу с яблока, где кожица там океаны и моря, где нет кожицы там суша.

(Опыт с яблоком)

Воспитатель. Нужно ли беречь, если ее так много на земле?

Дети. Да нужно.

Воспитатель. Почему нужно беречь воду?

Ребенок. Потому, что воды на земле много в океанах и морях. Она там соленая. А мы пьем пресную воду, ее на земле мало.

Воспитатель. Если представить, что вся вода планеты умещается в 3-х литровую банку, то пресная вода, т. е., которую можно употреблять в пищу, занимает всего полстакана.

(Опыт с банкой и стаканом)

Воспитатель. А как ты думаешь?

Нужно беречь воду?

Ребенок. Я думаю, что воду нужно беречь. Почему? Потому, что люди загрязняют реки, озера и чистой воды становится все меньше.

Воспитатель. А как ты считаешь. Почему нужно беречь воду?

Ребенок. Потому что люди иногда не закрывают плотно краны и воды в реках и озерах становится меньше.

Воспитатель. Чтобы вода в реках и озерах всегда оставалась чистой чего люди не должны делать?

Ребенок. Нельзя бросать бутылки, банки, палки, мыть машины около реки, потому что бензин попадает в реку, нельзя выбрасывать мусор, бумагу, коробки, пакеты, нельзя оставлять открытыми краны.

Воспитатель. Правильно. Нельзя оставлять открытыми краны, потому что из одного неплотно закрытого крана за день (сутки) вытекает 15 литров воды. А чтобы мы не забыли плотно закрывать кран, мы повесили в умывальной комнате знак, напоминающий о бережном отношении к воде.

Бережливым будь к воде

И как только воду взял,

Хорошенько кран закрой.

А сейчас я загадаю вам загадки, а вы должны не только отгадать их, но и сказать о воде или нет эта загадка.

1. Шумит он в поле и в саду… (дождь).

2. В огне не горит и в воде не тонет

(лед вода – в твердом состоянии).

3. Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные – вырезные,

А возьмешь – вода в руке

(Снежинка – это застывшие капельки воды).

4. Весной веселит

Летом холодит

Осенью питает

Зимой согревает (дерево).

(Это загадка не о воде).

5. Растет, она вниз головою,

Не летом растет, а зимою

Чуть солнце ее припечет

Заплачет она и умрет

(сосулька – замерзшая вода).

6. Какой мастер

На стекла нанес

И листья, и травы

И заросли роз? (Мороз).

(Но снежные узоры на окне вода).

Воспитатель. Молодцы ребята все загадки отгадали правильно. Вода превращается то в снежные узоры, то в сосульки, то в снежинки.

Давайте отправимся с вами в зимний лес, немного отдохнем.

Физминутка.

(Воспитатель, читает дети имитируют).

Мы пришли в зимний лес,

Сколько здесь вокруг чудес

Справа – березка в шубке стоит

Слева елочка на нас глядит

Снежинки в небе кружатся

На землю тихо ложатся

Вот и зайка проскакал

От лисы он убежал

Серый волк по лесу рыщет

Он себе добычу ищет

Все мы спрячемся сейчас

Не найдет тогда он нас

Лишь медведь в берлоге спит

Так всю зиму и проспит.

Пролетают снегири

Как прекрасны они!

В лесу тишина и покой

А нам пора домой.

(Дети садятся)

Воспитатель. Ребята. Незнайка попросил нас нарисовать «портрет» воды. А вода как волшебница умеет быть разной, превращаться, поэтому нарисовать ее портрет человеку очень сложно. А мы все вместе это сможем сделать. Пусть каждый подумает, что он представляет при слове вода, и что он будет рисовать.

Ответы детей (3 – 4)

Воспитатель. А теперь начинаем рисовать.

(звучит тихая музыка)

Воспитатель. (когда дети закончили рисовать) Когда работы подсохнут мы их запечатаем в конверт и отправим Незнайке. Пусть Незнайка увидит, какая вода волшебница, что она может быть и сосульками, и морозными узорами и дождем, и инеем и т. д.

Литература

1. Н. А. Рыжова «Волшебница вода».

2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».

3. Журнал «Дошкольное воспитание», №10/ 1989 г.

4. «В союзе с природой». М., 2001 г.

5. Л. И. Егоренков «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников». М. 2000 г.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Волшебница вода»Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Волшебница вода» Тема: «Волшебница вода». Образовательная область – познание. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Волшебница вода» Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни людей и растений; Познакомить с некоторыми свойствами воды: не имеет цвет, без запаха,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Волшебница Зима» - Дети, сегодня мне очень хочется поделиться с вами своими впечатлениями о воскресной прогулке. Выходной день я провела на природе, и с.

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Волшебница вода» «Волшебница вода» Цель: развивать у детей старшего дошкольного возраста способность к экспериментальной деятельности. Программные задачи:.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Волшебница вода» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Конспект НОД по познавательному развитию «Волшебница вода» (старшая группа) Форма проведения: экскурсия на выставку "Волшебница вода" Цель: закрепить знания детей о разных состояниях воды в природе /вода- это иней,.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Идёт волшебница Зима» Цель: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить.

Конспект занятия в младшей группе по познавательному развитию «Волшебница вода. Игры с водой» Цель: Развитие познавательной активности через детское экспериментирование Задачи: 1) способствовать накоплению у детей конкретных представлений.

Открытое занятие по экологии в старшей разновозрастной «Волшебница вода» Программное содержание:1. Познакомить детей со свойствами воды (жидкость,без запаха, без вкуса, без цвета). 2. Уточнить представление о.

Занятие по развитию представлений о мире и о себе «Волшебница вода» Программное содержание: Обучающие: Познакомить детей со свойствами воды (жидкая, прозрачная, не имеет вкуса и запаха, с ее состояниями.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Занятие по познавательному развитию в старшей группе по теме: «Это волшебница — вода»
Опубликовано: 18 февраля 2016 в 22:48
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 апреля. Всемирный день пингвинов

По необычной походке и своеобразному черно-белому оперению можно безошибочно узнать этих птиц. Они напоминают маленьких полноватых людей в смокингах, спешащих на обед. По одной из версий название...

25 апреля. День пасхальных яиц на МААМ

Сегодня – Чистый четверг – день, в который совершились Тайная вечеря Иисуса с Двенадцатью Апостолами и предательство Иуды. Православные христиане каждый год вспоминают об этих событиях и начинают...

Фотоотчет о проведении недели по ПДД в старшей группе
Отчет о проведении недели по ПДД в старшей группе. Обучение детей правилам безопасности дорожного движения, по-прежнему, остается одной из...
Проект «Мини-огород на участке» в старшей группе
Проект " Огород на участке" Тип проекта: 1. По методу – познавательно – исследовательский; 2. По содержанию – ребенок и природа; 3. По характеру контактов –...
Фотоотчет о посещении городского центра народного творчества в г. Белгороде
Добрый день, уважаемые коллеги! Наступила весна, погода радует нас своими теплыми деньками, и в эти дни мы решили отправится в путешествие по нашему родному...