Занятие по развитию речи детей 5–6 лет «Кладоискатели»

Татьяна Чечёнкова
Занятие по развитию речи детей 5–6 лет «Кладоискатели»

Структурное подразделение детский сад «Колокольчик» государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза И. М. Пенькова

с. Марьевка муниципального района Пестравский Самарской области.

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи

с детьми 5-6 лет на тему:

«Кладоискатели»

Выполнила:

Чечёнкова Татьяна Александровна

воспитатель

СП д/с «Колокольчик»

ГБОУ СОШ с. Марьевка

с. Марьевка 2018 г.

Цель: развитие речи дошкольников.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Образовательные:

- упражнять в умении образовывать однокоренные слова;

помогать правильно строить предложения;

закрепить и расширить словарь детей по теме «Зима»;

учить подбирать противоположные по смыслу слова;

упражнять в выделении первого звука в слове;

закрепить умение находить обобщающее слово для группы слов;

упражнять в умении подбирать рифму к слову.

Развивающие:

развивать речь, внимание, воображение;

развивать ассоциативное мышление;

развивать фонематический слух.

Воспитательные:

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание говорить красиво, правильно;

формировать навыки сотрудничества, умение договариваться, самостоятельность;

создать атмосферу психологического комфорта, вызвать у детей чувство радости и мотивировать их на успешную деятельность.

Оборудование: семь макетов ключей, восемь заданий, карта, где обозначен клад, изображение жирафа и гепарда, сундучок со сладостями.

Ход:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окно и скажите мне, пожалуйста, какое время года у нас сейчас?

Дети: зима!

Воспитатель: правильно, а как вы догадались, что на улице зима?

Дети: лежит снег, мороз, река покрылась льдом.

Воспитатель: молодцы! Ребята, а вы соскучились по лету?

Дети: Да!

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться туда, где у нас очень очень жарко, где это ребята?

Дети: на юг, в пустыню.

Воспитатель: правильно, ребята, мы отправимся с вами в пустыню, но не просто так, а искать клад. (показывает карту сокровищ)

У меня есть карта, а что на карте изображают и для чего она нужна?

Дети: где спрятан клад, показана дорога, как добраться до места где спрятан клад.

Воспитатель: А в пустыню можно добраться пешком?

Дети: нет, это очень далеко.

Воспитатель: Хорошо, тогда на чём мы отправимся?

Дети: на поезде, на самолёте, на корабле.

Воспитатель: хорошо, ребята, давайте сначала поедем на поезде, но, чтобы нам не мешала погода, давайте поприветствуем её и настроимся с вами на долгое путешествие.

Проводится физминутка (дети встают в круг с воспитателем и повторяют за ним)

Здравствуй, солнце золотое! (дети изображают руками круг)

Здравствуй, небо голубое! (поднять руки вверх и плавно подвигать)

Здравствуй, лёгкий ветерок! (вытянуть ладошки вперёд и подуть на них)

Здравствуй, милый мой дружок! (приветствуют друг друга за руку)

А теперь мы все взбодрились (прыжки на двух ногах)

В край далёкий мы пустились.

Ребята, чтобы нам клад найти, мы должны собрать семь ключей, но для этого мы должны выполнить семь заданий, а иначе клад нам не достанется.

А теперь давайте построимся поездом, встанем по два человека и возьмёмся за руки. Все готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда даём первый гудок и поехали! (имитируют поездку на поезде)

Первая остановка называется «Доскажи словечко»

Цель: учить детей подбирать однокоренные слова.

Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети должны добавить слова, связанные со словом «снег»

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (снег).

С неба всё скользят пушинки-

Серебристые. (снежинки).

Вот веселье для ребят-

Всё сильнее. (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился. (снеговик).

Рядом снежная фигурка

Это девочка. (снегурка).

Словно в сказке, как во сне,

Падает на землю (снег).

- Ребята, какие слова вы подобрали? На какое слова они все похожи?

(снимают ключик, прикреплённый на стене). Едем дальше и следующая остановка: «Найди противоположное слово».

Цель: учить детей подбирать противоположные по смыслу слова.

Ход игры: педагог задаёт предложение, а дети предлагают противоположное по смыслу слово.

Если в Антарктиде холодно, то в пустыне. (тепло, жарко)

Если река узкая, то море. (широкое)

Если жираф высокий, то зебра. (низкая)

Если гепард быстрый, то черепаха (медленная)

Если днём светло, то ночью (темно)

Если нож не острый, то он какой? (тупой)

Если рюкзак не лёгкий, то он. (тяжёлый).

Молодцы, ребята, справились и со вторым заданием (второй ключик забираем). Едем дальше. Третья остановка «Закончи предложение».

Цель: научить ребёнка правильно строить предложение.

Ход игры: воспитатель зачитывает начало предложения, а дети продолжают.

Мама положила хлеб. куда? (в хлебницу)

Брат насыпал сахар в. (сахарницу)

Бабушка сделала вкусный салат и сложила его в. (в салатницу)

Папа принёс конфеты и положил их в. (в конфетницу)

Марина не пошла в садик, потому что. (заболела)

Мы включили обогреватель, потому что. (стало прохладно)

Я не хочу спать, потому что. (ещё рано)

Мы поедем завтра в лес, если будет. (хорошая погода)

Мама пошла на рынок, чтобы купить. (продукты).

Молодцы, рбята, и вот мы заработали наш третий ключик. (забирает ключик).

Ребята, а не устали ли вы сидеть в поезде? Давайте немного полетаем на самолётах. (проводится физминутка «Самолёты»)

Времени остаётся мало, и мы должны успеть собрать все ключики, занимайте скорее свои места в поезде.

Четвёртая остановка «Отгадай загадки».

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове, развивать мыслительные операции.

Материал: загадки.

Сидит дед, во сто шуб одет

Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук, зв. л)

У кого глаза на рогах,

А дом на спине? (Улитка, зв. у)

Сам алый, сахарный,

Кафтан зелёный бархатный. (Арбуз, зв. а)

Зимой- белый

Летом — серый. (Заяц, зв. з)

Маленький шарик

Под лавкой шарит. (Мышь, зв. м).

Хорошо, ребята, сколько теперь у нас с вами ключей?

Дети: четыре.

Воспитатель: Сколько нам ещё ключей осталось заработать?

Дети: три.

Воспитатель: тогда мы едем дальше и приближаемся к пятой остановке «Физминутка Радуга-дуга»

Здравствуй, радуга- дуга, (дети выполняют поклон)

Разноцветный мостик! (рисуют в воздухе дугу, разводят руки в стороны)

Здравствуй, радуга-дуга (выполняют поклон)

Принимай нас в гости (идут по кругу, взявшись за руки)

Мы по радуге бегом (бегут по кругу друг за другом)

Пробежимся босиком (высоко поднимая колени)

Через радугу- дугу (прыгают на месте)

Перепрыгнем на бегу (прыгают друг за другом по кругу)

И опять бегом, бегом (бегут друг за другом по кругу).

Пробежимся босиком (бегут по кругу)

Ребята, у нас с вами теперь пять ключей. Давайте поторопимся. Ведь скоро мы найдём клад. Итак остановка номер шесть «Назови одним словом».

Цель: закрепить умение находить обобщающее слово.

Ход игры: воспитатель называет несколько слов, а дети называют их одним словом.

персик, слива, яблоко (фрукты)

огурец, морковь, лук (овощи)

стол, стул, шкаф (мебель)

тарелка, чашка, кастрюля (посуда)

стрекоза, пчела, бабочка (насекомые)

платье, юбка, жилетка (одежда)

сапоги, валенки, кеды (обувь)

Сорока, воробей, ворона (птицы)

Кошка, коза, собака (домашние животные)

Москва, Самара, Чапаевск (города)

квас, лимонад, кока-кола (напитки)

автобус, троллейбус, машина (транспорт)

снег, дождь, град (осадки)

Молодцы, и с этим заданием вы тоже справились. Мы подъехали к последней остановке «Угадай животное»

Цель: развивать речь детей, уметь правильно выстраивать предложения.

Ход игры: разделить детей на две группы, путём рассчитания на первый и второй. Каждой группе дать изображение животного или двух. Каждая группа должна по очереди описать животного, не называя его, а другая должны угадать.

Материал: изображение жирафа, изображение гепарда. (Надо назвать вид животного, где обитает, чем питается, окрас, описать внешний вид)

Молодцы, ребята, все задания мы разгадали, собрали все семь ключей и теперь мы находимся рядом с назначенным пунктом, где спрятан клад. Я опишу вам место, а вы найдёте (это находится слева у стены, на жёлтом, и сверху лежат журналы.) (Дети находят коробку и несут воспитателю) На коробке задание «Придумай рифму».

Цель: упражнять детей в умении подбирать рифму к слову.

Ход игры: воспитатель называет слово, а дети подбирают рифму.

белка (стрелка, сопелка)

синичка (сестричка, косичка)

точка (дочка, кочка)

почка (дочка)

шишка (пышка)

подушка (кормушка, катушка)

Ребята, вы сегодня большие умнички! Давайте вместе с вами откроем коробочку (открывает коробку и угощает всех конфетами).

Вам понравилось наше путешествие сегодня? А что вам больше запомнилось? Занятие окончено.

Публикации по теме:

Игры по развитию речи для детей 3–4 лет Что за предмет? Цель: учить называть предмет и его описывать. Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его.

Итоговое занятие по развитию речи для детей 3–4 лет «В гости к курочке»Итоговое занятие по развитию речи для детей 3–4 лет «В гости к курочке» Доминирующая образовательная область Речевое развитие Вид деятельности детей Игровая, коммуникативная, речевая, познавательная, продуктивная.

Комплексное занятие по развитию речи для детей с 1 года 6 месяцев до 2 лет Комплексное занятие по развитию речи для детей с 1 года 6 месяцев до 2 лет выполнила учитель-дефектолог Журавлева Татьяна Леонидовна.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обитатели водоемов
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Занятие по развитию речи детей 5–6 лет «Кладоискатели»
Опубликовано: 17 октября 2018 в 20:25
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Поделка «Кубанские подсолнухи»
Для оформления кубанского уголка нам потребовались дополнительные декорации. А какие декорации могут быть исконно кубанскими? Конечно же это наши русские...
Фотоотчет «Радуемся первому снежку»
Широка и велика наша страна, у кого-то золотая осень за окном, а у нас сегодня выпал первый снег! Первый снег как обычно, из года в год выпадает поздней...
Фотоотчет о проведении развлечения «Мы веселые матрешки»
Статья - отчет о проведении развлечения «Мы веселые матрешки». Русская матрёшка, Как ты хороша! Яркая одежда На тебе всегда. Сарафаны расписные Выдумал...
Мероприятие «Радуга-дуга», посвященное Дню рождения детского писателя и поэта С. Я....
Цель данного мероприятия:обобщить знания детей о писателе С. Я. Маршаке, его произведениях, развивать умение отгадывать загадки, развивать...
Групповой творческий проект «Ракушка-путешественница»
днажды Алеся принесла в группу ракушку которую они с мамой нашли на берегу моря. Сначала мы вспомнили, что мы знаем о ракушках. Оказалось не так уж много....