Лучший педагог года

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Ищем следы осени»

Любовь Гармонова
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Ищем следы осени»

ЗАНЯТИЕ

по развитию речи в подготовительной группе

«Ищем следы осени»

Программное обеспечение: учить детей составлению описательного рассказа о времени года с помощью мнемотаблиц; закрепить знания детей об осени, о ее приметах; продолжать учить детей подбирать слова-определения к существительным, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, учить правильно строить предложения, давать распространенные ответы на поставленные вопросы; использовать пальчиковую гимнастику для закрепления названия пальцев руки; использование приемов ТРИЗ для развития творческого воображения детей; воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей, взаимопомощь во время выполнения заданий воспитателя.

Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе „Ищем следы осени“» размещена в разделах

Развивающая среда : мнемотаблицы в виде цветка-семицветика; картинки с изображением птиц, индикаторы цветов; разрезные картинки с изображением различных овощей.

Ход занятия:

-1-

На доске цветок из семи разноцветных лепестков в середине на кружке написано - ОСЕНЬ.

Дети входят в группу, здороваются с гостями, воспитатель обращается к детям с вопросом:

- Какое время года за окном? (Спрашивает несколько детей. А ты как думаешь? А ты как считаешь? Как тебе кажется)

- За окном осень. ( Ответы: Я думаю, что за окном осень. Я считаю, что за окном осень. Мне кажется, что за окном осень.)

- Почему за окном осень? А может быть зима или лето?

-Чтобы доказать, что за окном осень, нам нужно отыскать ее следы.

Посмотрите-ка на цветок, который расцвел у нас на доске. Этот цветок не простой, а волшебный, он поможет нам в наших поисках.

-2-

Срывает оранжевый лепесток, на обратной его стороне изображена мнемотаблица, гнущееся под ветром дерево и листок. Переворачивают лепесток обратной стороной и прикрепляют к доске мнемотаблицей вверх.

- Посмотрите, что нам хочет рассказать эта табличка? Она расскажет нам о деревьях. Что происходит с деревьями осенью?

- На них желтеют и опадают листья.

- Как называется это явление природы? Это явление называется ЛИСТОПАД.

- Какого цвета листья бывают осенью? Осенью листья бывают золотые, багряные, пурпурные, изумрудные, желтые, коричневые, рубиновые, оранжевые.

Воспитатель предлагает дидактическую игру "С чьей ветки детки"

Клен - кленовый, береза - березовый, рябина - рябиновый, дуб - дубовый, тополь - тополиный, лип - липовый, каштан - каштановый, осина - осиновый, ольха - ольховый.

-3-

Снова подходят к цветку, срывают синий лепесток - с обратной стороны табличка с изображением тучки и идущего дождя. Прикрепляют табличку мнемотаблицей вверх.

- Что нам хочет рассказать этот лепесток?

- Этот лепесток нам рассказывает о дождях, о том, что осенью часто идут дождя.

- Какие дожди бывают осенью?

- Осенью дожди холодные, моросящие, грибные, мелкие, затяжные, ильные, проливные. (Спрашивает нескольких детей). Давайте-ка с вами изобразим дождик, превратимся в дождик:

Пальчиковая гимнастика:

Капля - раз, капля - два,

Капля медленно сперва.

Кап-кап-кап-кап.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять.

Кап-кап-кап. (хлопки)

Зонтик поскорей открой,

От дождя себя укрой!

Дети раскрывают руки над головой, имитируя зонтик.

- При помощи чего мы с вами сделали дождик?

- При помощи пальцев рук.

- А какой пальчик мы использовали: как он называется и почему?

- Мы использовали указательный палец. Он так называется потому, что на все указывает и все показывает.

-4-

Снова подходят к цветку, срывают фиолетовый лепесток, смотрят на обратную сторону - на мнемотаблице силуэт птицы. Прикрепляют мнемотаблицу вверх. О чем хочет рассказать нам этот лепесток?

- О птицах.

- Что происходит с птицами осенью?

- Они улетают в теплые края.

- Почему это происходит?

- Потому, что им холодно и голодно.

- Нам жалко с ними расставаться. Давайте мы с вами назовем их ласково, чтобы им не было холодно и голодно.

Воспитатель раздает детям по картинке с изображением птицы.

Дети по очереди называют каждый свою птицу и дают ей ласковое название:

Скворец - скворушка, сова - совушка, воробей - воробышек, ворона - воронушка, снегирь - снегирик, кукушка - кукушечка, журавль - журавушка, грач - грачушка, голубь - голубочек (голубушка, синица - синичка, сорока - сорокушка, утка - уточка, лебедь - лебедушка, дятел - дятлушка).

-5-

Снова подходят к цветку, срывают зеленый лепесток, на обратной стороне лепестка символическое изображение огорода.

- Что хочет рассказать нам этот лепесток?

- Он нам рассказывает, что осенью мы собираем урожай овощей и фруктов.

- Где растут овощи?

- Овощи растут на огороде.

- Где растут фрукты?

- Фрукты растут в саду.

Воспитатель подводит детей к столу, на котором разложены разрезанные картинки с изображением овощей и фруктов.

- На огороде и в саду росли овощи и фрукты, но прилетел злой волшебник, все перемешал, разрушил. Давайте наведем порядок, чтобы овощи росли на огороде, а фрукты в саду. (Дети из разрезанных пазлов собирают картинки с изображением овощей и фруктов и располагают их соответственно возле картин с изображением огорода или сада.)

-6-

Срываем коричневый лепесток, на обратной стороне - на мнемотаблице силуэт животного.

- Что хочет рассказать нам этот лепесток?

- О животных. О том, что они осенью тоже готовятся к зиме.

- Как готовятся к зиме звери? (Звери строят норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышнее и цвет подходит к зимней природе. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Медведь и еж зимой спят. Крот и мыши запасаются колосками. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочки делают запасы в дуплах. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище.)

А давайте ребята поиграем в игру.

Подвижная игра "Я Мороз - красный нос".

- Я Мороз - красный нос

Бородою зарос,

Я ищу в лесу зверей,

Выходите поскорей

Выходите. (название любого животного)

(Дети имитируют движения названного животного)

- Заморожу, заморожу. (Убегают на свои места.)

В том случае, если воспитатель назовет еж или медведь, дети не выходят (ежи и медведи зимой спят).

-7-

Снова подходят к цветку, срывают желтый лепесток, на обратной стороне изображено солнышко.

-Что хочет рассказать нам этот лепесток?

- Что осенью солнце светит мало, тускло. Дни становятся короче, а ночи длиннее.

-8-

Срывает последний лепесток - красный. Он пустой, на обратной стороне нет мнемотаблицы.

- А, ребята, я догадалась! Этот лепесток хочет, чтобы мы с вами обобщили все наши знания об осени.

- Какие осенние месяцы вы знаете?

- Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель предлагает детям по цепочке рассказать, что они запомнили о приметах осени :

- Осенью желтеют и опадают листья. Листопад.

- Осенью часто идут дожди. Какие.

- Птицы улетают в теплые края потому, что им холодно и голодно.

- Дни становятся короче, а ночи длиннее.

- Собирают урожай овощей и фруктов.

- Животные готовятся к зиме.

Дети по цепочке рассказывают об осени.

- Молодцы, ребята! Теперь мы с вами точно знаем, что сейчас какое время года?

- ОСЕНЬ!

Публикации по теме:

НОД по развитию речи в средней группе «Дары осени» НОД по развитию речи в средней группе. Автор: Сташ Бэла Хасановна. МБДОУ №21 Программное содержание: Образовательные: Добиться уточнения.

Игровое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие со Смешариками» Программное содержание: Закреплять умения и знания, полученные в течение года: деление слов на слоги, подбор слов на заданный звук, умение.

Интегрированное занятие по развитию речи и сенсорике для детей младшего возраста «Мы ищем солнышко»Интегрированное занятие по развитию речи и сенсорике для детей младшего возраста «Мы ищем солнышко» «Мы ищем солнышко» (интегрированное занятие по развитию речи и сенсорике для детей младшего возраста) Разработала: Орищенко Ирина Анатольевна.

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе. Цель: Закрепление знаний о звуках, слогах, словах, предложениях, совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок. Задачи:.

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе Ребята встают полукругом. Воспитатель – в центре с небольшим мячиком в руках. Сегодняшнее своё утро мы начинаем как обычно – вспоминаем.

Открытое занятие по развитию речи во второй младшей группе «Ищем лесных зверей» с использованием ИКТ Цель:обобщить знания детей по теме «Весна» на основе дидактических речевых игр. Задачи: образовательные: расширение лексического запаса.

Тема: «Следы на снегу» Занятие по художественно эстетическому развитию с элементами исследовательской деятельности Актуальность: данную разработку можно использовать для детей разновозрастной группы, или для проведения развлечения в музыкальном зале на.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Грустная история найдёныша» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Воспитатель 1 категории: Красильникова Т. А. Тема: «Грустная история найдёныша».

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Сказка «Лиса и козёл» Занятие по развитию речи в подготовительной группе Сказка «Лиса и козёл» Цель: - Знакомство со сказкой «Лиса и козел»; - Формировать интерес.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Поговорим о профессиях» Цель: закреплять и систематизировать знания детей о профессиях. Задачи: Образовательная: • Актуализировать словарь по теме «Профессии»;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Ищем следы осени»
Опубликовано: 4 июля 2016 в 18:43
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД