Конспект занятия по развитию речи «Заучивание стихотворения И. Сурикова «Вот моя деревня»

Жана Ким
Конспект занятия по развитию речи «Заучивание стихотворения И. Сурикова «Вот моя деревня»

Конспект занятия по развитию речи «Заучивание стихотворения И. Сурикова «Вот моя деревня»

Программное содержание:

Познакомить детей с новым стихотворением И. З. Сурикова «Вот моя деревня…». Помочь детям запомнить стихотворение. Закрепить знания детей о деревне, зиме, зимних явлениях.

Задачи НОД:

Образовательные:

1. Учить выразительно читать стихотворение наизусть посредством метода наглядного моделирования с помощью жестов;

2. Понимать и воспроизводить образный язык, формировать навыки выразительного чтения.

3. Расширять словарный запас по теме «Зима, зимние забавы», продолжать учить отвечать на вопросы.

Развивающие.

1. Активизировать речевую и познавательную деятельность детей.

2. Развивать память, внимание, умение слушать друг друга, коммуникативные навыки.

3. Развивать умение выполнять различные игровые задания.

4. Развитие интонационной и мимической выразительности, общей моторики.

Воспитательные.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на картины зимней природы и взаимоотношения детей, воспитывать любовь к поэзии, к родной природе.

Интеграция образовательных областей:

• речевое развитие;

• социально коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• художественно эстетическое развитие;

• физическое развитие.

Виды детской деятельности:

Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная, конструирование.

Формы организации: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Методы и приемы:

• словесный (загадывание загадки, поощрения, беседа – диалог, использование художественного слова, вопросы, объяснения)

• наглядный (рассматривание картинок-презентация с иллюстрациями к стихотворению)

• игровой (сюрпризный момент, игры «Снежинка», «Добавь слово, где прячется слово «снег», игровые ситуации)

• практический (показ, рассматривание, выполнение)

Технологии: игровая технология, здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, динамическая пауза, ИКТ, развивающая технология.

Материал и оборудование: деревянный домик, презентация с иллюстрациями к стихотворению, музыкальное сопровождение для игр «катание на санках», проектор для мультимедиа, ноутбук, мягкие модули.

Предварительная работа: наблюдения за явлениями природы зимой (метель, снег, снегопад, иней на деревьях, беседы с детьми о зиме, рассматривание иллюстраций «Зимние забавы», зимние пейзажи известных художников, чтение рассказа Н. Носова «На горке», стихотворения о зиме, беседы о деревне, о профессии почтальона. Развивающие игры: «Что бывает зимой?», «Назови другим словом», упражнения на развитие речи: «Четвертый лишний», «Слова-родственники». Речевая гимнастика.

Словарная работа: деревня, крутая, кубарем, сугроб.

Литература. В. В. Гербова. приобщение детей к художественной литературе.

Л. М. Бородич. Методика развития речи детей.

В. В. Гербова, Н. П. Ильчук. Книга для чтения в детском саду и дома.

О. И. Крупенчук. Стихи для развития речи.

Е. В. Драгачёва, Н. Г. Колесникова. Стихи для детского сада.

Серия наглядно-дидактических пособий «Рассказы по картинкам», «Зима», «В деревне». Мозаика-Синтез, 2015г.

Вводная часть:

Дети сидят.Входит почтальон Печкин:

– Доброе утро, ребята! Куда это я попал? А вы меня не узнали? Я же почтальон Печкин из деревни Простоквашино.

- Ой, у вас гости! Здравствуйте гости!

-А я вот, адрес дома ищу, по которому нужно книгу доставить, а найти не могу. Ехал, ехал и до вас доехал. Отгадайте, на чём я приехал?Послушайте загадку:

Все лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры — помчались с горы. (Санки)

-Правда, я их потерял, когда с горки спускался. Искал, искал, так и не нашёл. Если их занесет снегом, я их не совсем найду. На чем же я буду почту развозить без санок, зимой ведь на велосипеде не проедешь. Может вы поможете их найти? Тогда быстрее пойдемте в мою деревню, поищем вместе, вставайте за мной в круг. Я знаю одно волшебное заклинание, которое быстро перенесет нас в деревню.

Друг за другом мы пойдем,

И в деревню мы попадем.

Глаза закрой и покружись,

В моей деревне окажись.

2. Основная часть. Дети садятся. Демонстрация слайда «Деревня» и домика.

— Вот моя деревня, вот мой дом родной! Как хорошо в деревне! Воздух свежий, потому что лес рядом и машин почти нет! А вам нравится отдыхать в деревне? Кто из вас ездит с родителями в деревню к бабушкам, дедушкам?

_ Ребята, вот я живу в деревне, а вы где живете? А чем отличается город от деревни? (В городе дома в основном многоэтажные, а в деревне одно-двухэтажные, а в домах печки топят).

-В городе взрослые ходят на работу на заводы, банки, офисы, т. е. работают в зданиях. А в деревне, вы знаете, где люди работают? (на фермах-выращивают домашних животных. в поле выращивают зерно, овощи и фрукты. А где лучше жить-в деревне или в городе? А лучше, когда домик в деревне и квартира в городе!

- Какое чудесное время года- зима! У нас в деревне столько снега выпало! Кот Матроскин и Шарик до сих пор двор от снега чистят.

-А вы любите зиму? А что вы любите делать зимой, когда снега много?

(играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, лыжах и коньках).

— Значит, вы играть любите? Давайте поиграем в игру, которая называется «Где прячется слово «снег». Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово «снег».

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (снег) С неба все скользят пушинки - серебристые. (снежинки) На деревья, на лужок тихо падает. (снежок) Вот веселье для ребят - все сильнее. (снегопад) Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (снежки) Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик) Рядом снежная фигурка — это девочка. (Снегурка) На снегу-то, посмотри, с красной грудкой. (снегири).

- Какие вы слова добавляли? На какое слово они похожи? (ответы детей). Все эти слова-родственники слову «Снег». Молодцы!

- Так пить хочется! А снег можно в рот брать? Почему?

-Кажется, снег начинается. Ловите снежинки!

Дети встают и ловят снежинки. Дыхательная гимнастика.

-Ой, смотрите, маленькие снежинки упали к вам на ладошки, сдуйте их пока они не растаяли. Только дышать на морозе нужно правильно-через нос. Если дышать ртом, можно горло простудить.

- Сделайте глубокий вдох через нос и долгий выдох через рот.

- Все подули? Вот наши маленькие снежинки и улетели с ладоней.

Словесная игра со словом «снежинка».

-Скажите им вслед — весело «снежинка» (воспитатель даёт образец произношения, произносят хором). А теперь — грустно, молодцы. И удивленно, (произносят по очереди). Снежинки улетели далеко и не слышат нас, произнесите громко «Снежинка» (произносят). А маленькие снежинки ответили нам шёпотом: «Снежинки, снежинки, снежинки» (дети тихо произносят).

-Я что-то заигрался с вами, а мне ещё надо книгу доставить. Где же этот дом, куда надо книгу доставить? (показывает книгу). Ой, какое красивое стихотворение здесь написано! Написал его И. З. Суриков. О, так это же мой любимый поэт. Он был поэт-самоучка, т. е. сам научился писать стихи, написал много стихов о деревне, т. к. сам он родился и вырос в деревне. Сейчас я вам прочту его.

Демонстрация портрета автора.

-А вы садитесь удобнее и слушайте внимательно. (Хвалю детей за правильную осанку). Называется стихотворение «Вот моя деревня…», написал его И. З. Суриков.

Демонстрация слайдов с иллюстрациями к стихотворению. Чтение стихотворения. Беседа с детьми о стихотворении. Проводится работа над непонятными детям словами и выражениями.

- Вам понравилось стихотворение?

- Какими словами начинается стихотворение? О чём это стихотворение?

- А как вы думаете, почему мальчик упал с горки? Какая была горка? Что значит «крутая»?

-Куда упал мальчик? Что такое сугроб? Из чего он бывает? Ребята, а вы падали когда-нибудь в сугроб? Вам было больно или весело?

-Как покатился мальчик под гору в сугроб? («кубарем качуся под гору, в сугроб»).

-Что значит кубарем? А как по- другому можно сказать слово «кубарем»? (кувырком, вверх-тормашками)

-Кто весело хохочет над его бедой? Что залепил снег мальчику?

-Какими словами заканчивается стихотворение? (Мне в сугробе горе, а ребятам смех)

-Ребята, скажите, а можно ли смеяться над чужой бедой? Когда другому человеку плохо?

-Что надо делать, если человеку плохо или больно? (Пожалеть, помочь)

-Вы бы как поступили на месте друзей мальчика?

-Мне очень хочется, чтобы вы его выучили и рассказали дома - мамам, бабушкам.

Давайте вместе попробуем прочитать стихотворение с помощью жестов, постарайтесь его запомнить. С какой интонацией лучше рассказывать это стихотворение?

Вы должны читать также выразительно, как и я. Давайте встанем и расскажем вместе стихотворение.

Повторное чтение стихотворения с установкой на запоминание, помогаем друг другу выразительными движениями. Дети стоят.

- Давайте посмотрим, как весело дети играют в деревне и санки поищем.

Динамическая пауза.

-А теперь устроим соревнование. Кто лучше расскажет-мальчики или девочки? А я вам буду помогать.

Мальчики садятся, а девочки стоят, рассказывают. Затем, наоборот.

Индивидуальная работа по прочтенному стихотворению. Ответы 3 человек.

-Кто хочет рассказать стихотворение, так же красиво, выразительно? Не стесняйтесь, я вам помогу. Кто лучше всех прочитает стих, того я прокачу на своих саночках, когда найдём их. Молодцы! Как же вы порадовали меня, ребята, стих выучили! Как хорошо прочитали! Всех покатаю. Ребята, давайте поищем мои санки ещё раз.

-Ой, мои санки, сломанные лежат! Вы сможете их собрать опять?

Дети собирают из модулей сани в центре зала.

Спасибо, ребята, за помощь! Вставайте в круг, беритесь по двое за руки, а я пока спрячу санки. Поедем в ваш детский сад на саночках? Поехали!

Катание детей по кругу на санках под музыку.

3.Итог:

-Садитесь, дети. Вот мы и в детском саду оказались.

-Мне было очень интересно с вами! Понравилось, как вы отгадывали загадки. Как вы отвечали на вопросы, играли в игру «Снежинка» и как вы читали стихотворение. Молодцы, детишки!

-А что вам больше всего понравилось? Где мы побывали? Вспомните, как называется стихотворение, которое мы с вами учили? Вам понравилось стихотворение? Кто его написал? Про кого это стихотворение? Расскажете его дома?

-А за то, что вы санки мои нашли и собрали их, я вам подарю по почтовой открытке, которую вы сами раскрасите и отправите по почте своим бабушкам и дедушкам на Новый год!

-До свидания, ребята! Мне пора возвращаться. Приезжайте в деревню почаще!

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». ДУ «Когда это бывает» Лохманова Алеся Арослановна Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна».Дидактическое.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Вот моя деревня, вот мой дом родной»Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Вот моя деревня, вот мой дом родной» Цель: расширение представлений детей об окружающем мире (знание своей деревни, улицы, дома, где живешь, своих соседей, друзей) Задачи:.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект занятия по развитию речи. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» в старшей группеКонспект занятия по развитию речи. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» в старшей группе Цель: Учить детей видеть, чувствовать и понимать красоту осенней природы. Задачи: Образовательные: Закреплять представления детей о характерных.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Заучивание стихотворения И. Сурикова «Вот моя деревня»
Опубликовано: 18 февраля 2020 в 15:40
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Всемирный день детской книги

Детская литература существует относительно недавно, по сравнению с литературой «взрослой». У её истоков стоял человек, день рождения которого приходится на второе апреля. Это знаменитый писатель-сказочник...

2 апреля. День закладки на МААМ

Вместе с книголюбами Международный день детской книги отмечают и ляссефилисты — коллекционеры книжных закладок. Ведь недаром закладку называют спутницей книги — она не может жить сама по себе, ее...

Фотоотчет «Пасхальная открытка для родителей»
Вот такую открытку я и мои воспитанники сделали для родителей, чтобы поздравить их с весенним праздником "Пасхи". Так как одним из главных элементов...
Консультация для родителей «Волшебный мир фокусов» в подготовительной к школе группе
Фокусы – интересное занятие, в которое можно вовлечь и детей, и взрослых. И их интерес состоит в том, что магия фокуса способна разбудить сонных,...
Изготовление кормушек для птиц из подручного материала
1 апреля мы отмечаем День птиц. Наши меньшие братья зимовали рядом с нами. Нелегко им приходится затяжной и холодной зимой на Крайнем Севере. Долго ещё ждать...