Ольга Подъяблонская
Занятие по речевому развитию в старшей группе «Дикие животные наших лесов»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по речевому развитию в старшей группе
Занятие проведено с детьми 5-6 лет. Присутствовало 10 человек. Дети активны и общительны.
Тема занятия «Дикие животные наших лесов».
Публикация «Занятие по речевому развитию в старшей группе „Дикие животные наших лесов“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Занятие интегрированное. Конспект составлен самостоятельно. Разрабатывая данный конспект занятия, я, прежде всего, учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей старшей группы. Оно сочетает в себе образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель моего занятия : формировать умение грамматически правильного употребления предлогов, расширять словарный запас у дошкольников и знание о диких животных наших лесов, активизировать умственные способности детей, логическое мышление.
задачи:
10. Расширять и активизировать словарный запас детей
11. Закреплять в речи названия диких животных наших лесов, и их детёнышей, частей тела, жилищ.
12. Закреплять умение правильно употреблять предлоги “в”, “с”, “у”, “от” при составлении предложений.
13. Развивать мышление на материале описательных загадок.
14. Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
15. Развивать зрительное и слуховое восприятие тактильных ощущений.
16. Закрепление умения и составлять рассказ по опорным картинкам.
17. Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук,
18. Создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности детей.
В занятие была внесена игровая мотивация: почтальон Печкин принес детям письмо от Шарика и Матроскина с просьбой помочь отгадать загадки.
Занятие строила как увлекательную проблемно-игровую деятельность.
Такая деятельность создала положительный эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.
В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование. На протяжении всего занятия дети были активны. Все этапы занятия были взаимосвязаны и подчинены заданной теме и целям занятия. Смена различных видов деятельности позволила детям быть активными и не утомиться. Дети быстро и с удовольствием переключались с дидактических и словесных игр на игру с геометрическими фигурами, где с интересом собирали из них образ разных животных.
Для более удачного проведения занятия были использованы различные материалы: мультимедийный проектор (экран, наглядные пособия (слайды, картинки животных, дидактический раздаточный материал.
На всех этапах занятия активизировалась речевая, познавательная, двигательная деятельность детей.
На занятии использовались следующие методы:
1. Словесные:
При создании игровой мотивации,
Решение проблемных ситуаций,
Проведение словесных и дидактических игр,
При проведении пальчиковой гимнастики.
2. Наглядные:
Слайды, картинки животных и их детенышей, картинки жилья животных, к игре «Чей хвост? Чьи уши?»
3. Практические методы:
Выполнение заданий с геометрическими фигурами, когда составляли животных, находили детенышей своим мамам, жилище животных, а так же хвосты и уши. Физкультминутка.
4. Метод контроля и стимулирования в виде одобрения и похвалы.
В каждом моменте занятия я старалась активизировать самостоятельность детей и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован в виде игровой проблемной ситуации «Помоги детенышам найти маму», так, чтобы в ходе него проверить качество усвоенного материала. Затруднения были в умении составлять небольшой рассказ по опорным картинкам. Добивалась четкого произношения слов, правильного употребления предлогов при составлении предложений. Но, несмотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.
Интеграция областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Цель: формировать умение грамматически правильного употребления предлогов, расширять словарный запас у дошкольников и знание о диких животных наших лесов, активизировать умственные способности детей, логическое мышление.
Задачи:
1. Расширять и активизировать словарный запас детей
2. Закреплять в речи названия диких животных наших лесов, и их детёнышей, частей тела, жилищ.
3. Закреплять умение правильно употреблять предлоги “в”, “с”, “у”, “от” при составлении предложений.
4. Развивать мышление на материале описательных загадок.
5. Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
6. Развивать зрительное и слуховое восприятие тактильных ощущений.
7. Закрепление умения и составлять рассказ по опорным картинкам.
8. Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук,
9. Создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности детей.
Ожидаемый результат: увидеть конечный результат в закреплении предлогов, доставить детям положительные эмоции через загадки, и тактильные ощущения. Расширение словаря и знание диких животных наших лесов.
Используемые современные технологии:
- информационно-коммуникативные,
- здоровьесберегающие,
- игровые.
Оборудование:
- мультимедийный проектор (экран,
- магнитная доска,
- конверт с письмом,
- загадки о диких животных,
- картинки с изображением хвостом и ушей диких животных,
- комплект геометрических фигур для создания образа диких животных,
- предметные картинки с изображением диких животных и из детенышей;
- дидактические игры: “Чей хвост, чья голова”, «Кто, где живет», «Угадай и повтори», «Что не так», «Помоги детенышам найти маму».
Предварительная работа: проведение пальчиковых гимнастик, отгадывание и придумывание загадок. Знакомство с дикими животными, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, чрез дидактические и подвижные игры, имитации движений животных.
Ход занятия
Раздаётся стук в дверь. Появляется почтальон Печкин с письмом.
Печкин. Здравствуйте ребята, я почтальон Печкин, принёс Вам письмо от Матроскина и Шарика.
Восп. Спасибо тебе, Печкин!
Печкин. Но мне еще много писем надо разнести, так что я пойду, до свидания ребята. (Почтальон Печкин уходит).
Восп. Как вы думаете, что Шарик и Матроскин написали нам? Воспитатель достает из конверта письмо и читает: “Здравствуйте дорогие ребята. Мы обращаемся к вам с огромной просьбой, помогите нам, пожалуйста, отгадать загадки. Надеемся на вашу сообразительность. Матроскин и Шарик”.
Восп. Ну что ребята поможем нашим друзьям?
Дети. Да.
Отгадывание загадок.
Воспитатель читает загадки.
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверёк такой?
Острозубый, тёмноглазый,
По деревьям любит лазить. (Белка)
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса)
Хозяин лесной, просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
Комочек пуха, длинное ухо,
прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
Кто зимой холодной в лесу ходит злой, голодный? (Волк)
Сердитый недотрога, живёт в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёжик)
Восп. Молодцы ребята. Правильно все отгадали. А как вы думаете, про каких животных мы с вами отгадывали загадки? Правильно про диких. А почему они так называются? Конечно, потому что они живут в лесу и у каждого из них есть свой дом, как и у людей. Давайте сейчас поиграем.
Воспитатель предлагает игру “Кто, где живёт”. На столах у детей предметные картинки. На доске висят картины с изображением жилищ животных.
Восп. Вы сейчас посмотрите внимательно, на ваши картинки и, пожалуйста, распределите животных по их домам. (Дети выполняют задание). А почему вы поселили медведя в это дом? Как он называется? (Берлога). Значит, где живёт медведь? (В берлоге)
Где живёт волк? (В логове)
Где живёт белка? (В дупле.)
Где живут ёж, лиса? (В норах.)
Где живёт заяц? (Под кустом.)
Отвечая на вопрос, ребёнок должен взять картинку с изображением животного и поместить её на изображение жилища, в котором оно живёт. Педагог хвалит детей за правильные ответы.
Восп. Отлично вы и с этим заданием справились. Но я вам хочу предложить поиграть еще в одну игру, называется она “Чей хвост, чья голова?”.
(При подаче картинок детям педагог “нечаянно их рассыпает”). Ой! Ребята! Что же мне делать. Помогите мне, пожалуйста, их собрать. (Картинки с изображением хвостов и ушей животных)
Чей хвост у тебя? (Лисий хвост, беличий хвост, волчий хвост.)
Чьё это ухо? (Медвежье ухо, заячье ухо.)
Дети прикрепляют хвосты и головы по назначению, объясняя, почему, они так сделали.
Восп. Вы устали? Давайте немного отдохнем. Игра “Теремок” (встали в круг).
(Физминутка с элементами пальчиковой гимнастики).
Выполняют движения под стихи, которые читает воспитатель.
Дети открывают теремок: разводят руки в стороны.
Восп. Стоит в поле теремок, теремок,
Поднимают руки над головой.
Он не низок не высок.
Приседают и поднимаются на носочки.
На двери висит замок.
Пальцы рук складывают в замок.
Кто его открыть бы смог?
Делают движения вперёд – назад сложенными в замок пальцами рук.
Слева – зайка, справа – мишка –
Поворачивают голову.
Отодвиньте-ка задвижку!
Пробуют потянуть замок в стороны.
Слева – ёжик, справа – волк –
Делают повороты головой.
Нажимайте на замок!
Сжимают, разжимают запястья.
Зайка, мишка, ёжик, волк открывают теремок.
Разводят руки в стороны.
Восп. Мы с вами отдохнули, но есть еще задание, а называется оно “Угадай и повтори” (дети садятся на стульчики).
Злой, голодный, серый. (волк) (повтори)
Трусливый, длинноухий, шустрый. (заяц)
Хитрая, рыжая, быстрая. (лиса)
Большой, бурый, неуклюжий. (медведь)
Колючий, пугливый, маленький … (еж)
Восп. Молодцы вы справились и с этим заданием. Но у меня для вас есть еще одно задание, оно называется “Что не так?”. Найдите ошибку, скажите правильно.
У волка – лисята. Они живут в логове.
У медведя – зайчата. Они живут в берлоге.
У лисы – медвежата. Они живут в норе.
У ежа – бельчата. Они живут в норке.
У зайца –ежата. Они живут под кустом.
У белки – волчата. Они живут в дупле.
( Дети исправляют и говорят правильно: - У волка – волчата, они живут в логове; и т. д.)
Восп. Молодцы.
Составление предложений с предлогом “у” : дидактическая игра “Помоги детёнышам найти свою маму”. Дети должны запомнить названия животных и их детёнышей.
Восп. А сейчас я хочу с вами немного поиграть, слушайте внимательно. Животные со своими детёнышами гуляли на лужайке, малыши заигрались и потерялись. Помогите детёнышам найти своих мам и назовите их! (На карточках изображение животных и их детенышей. Нужно собрать их вместе, детенышей со своими мамами) (дети стоят друг напротив друга в 2х шеренгах).
Лисёнок (лисята) – у лисицы;
Зайчонок (зайчата) – у зайчих;
Бельчонок (бельчата) – у белки;
Ежонок (ежата) – у ежихи;
Волчонок (волчата) – у волчицы;
Медвежонок (медвежата) – у медведицы.
Молодцы, помогли детёнышам найти своих мам!
Восп. А давайте скажем вместе (каждая отдельная «семья»).
Восп. Ну, вот ребята, мы с вами и не заметили, как побывали в лесу и познакомились с их обитателями, лесными жителями, дикими животными и их детенышами.