Папки-передвижки

Занятие по риторике для детей старшей группы. Тема: «Ты-слушатель»

Наталья Сапожникова
Занятие по риторике для детей старшей группы. Тема: «Ты-слушатель»

Открытое занятие по риторике

Тема : «Ты- слушатель»

Цели:

- учить детей быть внимательными слушателями (объяснять детям, что общаясь, мы не только говорим, но и слушаем; слушать – значит принимать активное участие в диалоге и стараться понять все то, что нам говорят);

- способствовать расширению словарного запаса, развитию внимания, памяти, мышления, тонкой моторики рук;

- содействовать воспитанию внимательных вежливых слушателей, прививать интерес к чтению художественной литературы;

Публикация «Занятие по риторике для детей старшей группы, Тема: „Ты-слушатель“» размещена в разделах

Оборудование: магнитная доска, пособие по риторике для дошкольников 5-6 лет «Ты - словечко, я – словечко» (З. И. Курцева, ребус, кукла Буратино, книга «Золотой ключик, или приключения Буратино», ключик, музыкальная запись для физ. минутки, рисунок поговорки.

Ход занятия

Начинаем наше занятие с речевой разминки :

1. Речевая разминка.

Дикционные упражнения. Чистоговорка № 1

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было все понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Чистоговорка № 2. Разучим новую чистоговорку:

Ши – ши - ши!

Ты напрасно не спеши!

Ри – ри –ри!

Лучше четко говори.

-Ребята, кто из вас запомнил и может повторить чистоговорку? А теперь произнесем ее все вместе.

- Ребята, что нужно для того, чтобы запомнить и повторить эту чистоговорку? (нужно быть внимательным и внимательно слушать.)

2. Узнаем новое.

- Ребята, давайте с вами разберемся и выясним значение таких слов: слышать и слушать.

Слышать – это только воспринимать какие-то звуки.

- Что мы можем слышать?

- А что значит внимательно слушать?

Это не только слышать, но и понимать смысл того, что мы слышим. Стараться понять все, что нам говорят.

- Ребята, если я говорю, то вы что делаете? (слушаете).

Значит вы – слушатели.

- А когда вы говорите, то вы - кто? (говорящие).

Значит каждый из нас может быть как говорящим, так и слушателем.

Для того чтобы быть умным и много знать, нужно быть внимательным слушателем

а) Работа по тетради.

- Открываем свои рабочие тетради на с. 46

Занятие называется «Ты – слушатель» (читает ребенок)

Сегодня мы будем говорить о том, каким должен быть слушатель.

- Ребята, посмотрите на рисунок. В какое время суток наш корабль с Риториком пристал к берегу? Как вы догадались? (Корабль пристал к берегу глубокой ночью, и поэтому остров, на котором мы оказались, стал еще загадочнее и таинственнее.)

Капитан сошел на берег и о чем-то предупреждает нас.

- Как вы думаете, о чем он нас может предупреждать? (Вероятно, он говорит о том, что на незнакомом острове нужно быть очень внимательным; можно потеряться, если не запомнишь или не поймешь, как нужно передвигаться по острову.)

- Ребята, посмотрите на тех, кто стоит на палубе. Все ли внимательно слушают капитана? Как вы это определили? (Нет, не все внимательно слушают капитана. Два пассажира стоят спиной к капитану и не видят, куда он указывает.)

- Ребята, вежливо ли стоять спиной к тому, кто обращается к вам с речью?

-А можно ли перебивать говорящего человека?

-Если вас спрашивают, то нужно стараться поддержать разговор.

- Ребята, посмотрите на тех пассажиров, которые смотрят на капитана. Сравните их позы.

- Как вы думаете, кто слушает с большим вниманием, большей заинтересованностью? (Слушают те, кто немного наклонен вперед, сосредоточенны, ловят каждое слово)

б) Разгадывание ребуса.

- Ребята, чтобы узнать, что у капитана в руке за спиной, мы должны разгадать ребус.

- Как кричит ворона? (Кар) Записываем на доске: «кар».

- Что за предмет изображен рядом с вороной? (Танк). Какие и сколько букв мы должны убрать из этого слова? (Две последние). Что осталось? (Та). Соединим два слога. Что получилось? (кар-та).

- Что же у капитана за спиной? (Карта). Для чего нам понадобится карта? (Карта нам поможет найти дорогу в Подгорное царство. С картой мы не заблудимся).

в) Разгадывание поговорки.

- Ребята, посмотрите, луч прожектора на корабле освещает скалу, на которой изображен рисунок. (изображение на доску) Что нарисовано? Это зашифрованная поговорка-предупреждение. О чем же она нас предупреждает? Попробуем разгадать. ( Поговорка звучит так: в одно ухо влетело, в другое – вылетело).

- О ком так говорят: в одно ухо влетело, в другое – вылетело? (Так говорят о том, кто невнимательно слушает, он ничего не запоминает.)

- Ребята, с вами случается такое? Как вы думаете, кому из пассажиров эта поговорка пригодилась бы?

г) Физкультминутка.

- Сейчас, ребята, мы проверим, какие вы слушатели.

Есть забавная игра.

Слушать нужно детвора!

Буду цифры называть-

Вам команды выполнять.

Можешь двигаться, как хочешь,

Но услышав цифру «три»-

На минутку ты замри.

Если слышишь ты «четыре»,

Ноги ставить нужно шире.

Как скажу я цифру «пять»,

Нужно двигаться опять.

Назову я цифру «шесть»-

Всем на место быстро сесть. (5, 3, 5, 4, 5, 3, 4, 6)

д) Работа по тетради.

-Ребята, отгадайте загадку:

У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?. (Буратино)

-Да вот и он дружочек. Здравствуй, Буратино.

- Ребята, из какой сказки к нам пришел Буратино? (Из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино»)

-Ребята, сейчас вы будете работать в парах :

-Рассмотрите рисунки в тетради на с. 47. На каком из них Буратино слушает внимательно, а на каком - нет? Как вы это определили? (На первом рисунке Буратино невнимательный слушатель. Папа Карло его только что вырезал из полена. И маленькому деревянному человечку все интересно. Ему совсем не хочется слушать поучения папы Карло. Буратино отвернулся, он смотрит куда-то в сторону, что-то привлекло его внимание. На втором рисунке Буратино очень внимательный. Он смотрит на черепаху Тортилу и слушает внимательно, потому что ему очень важно знать, что делать с волшебным золотым ключиком)

Хотите узнать, что говорит черепаха Тортила Буратино?

- «Безмозглый, доверчивый дурачок с коротенькими мыслями, - сказала Тортила, - не горюй, что лиса и кот украли у тебя золотые монеты. Я даю тебе этот ключик. Его обронил на дно пруда человек с бородой такой длины, что он ее засовывал в карман, чтобы она не мешала ему ходить. Ах, как он просил, чтобы я отыскала на дне этот ключик.

Но я не помогла ему, я тогда была очень сердита на людей за мою бабушку и моего дедушку, из которых наделали черепаховых гребенок. Бородатый человек много рассказывал про этот ключик, но я все забыла. Помню только, что нужно отворить им какую-то дверь и это принесет счастье».

- Вот этот ключик у нашего Буратино в руке.

- Ребята, так для чего Буратино нужен был золотой ключик? (открыть дверь в новую жизнь, где царит счастье, добро и крепкая дружба). Все, кто хочет узнать больше подробностей о приключениях Буратино и его друзей, читайте вот эту книгу, которую написал Алексей Николаевич Толстой.

е) Дыхательная гимнастика ( Давайте сделаем приятное нашему гостю и назовем его имя: Бу-ра-ти-но)

3. Итог.

Давайте с вами подведем итог всему сказанному, и скажем, как должен вести себя внимательный слушатель? (Слушать внимательно собеседника и стараться понять все то, что тот говорит, смотреть на него, не отворачиваться, чтобы не пропустить важной информации. Некрасиво перебивать говорящего, а если вас спрашивают, то принимать участие в разговоре).

- А теперь вы можете раскрасить тот рисунок, где Буратино - внимательный слушатель.

И в завершении нашего занятия послушайте стихотворение, постарайтесь запомнить и повторить, какие овощи хозяйка принесла с базара:

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу. Ох!

(Ю. Тувим)

Публикации по теме:

Проект в старшей группе «Расширение и развитие словарного запаса детей дошкольного возраста» Работа с родителями: Консультация «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста». Работа в группе. Знакомство детей с новыми дидактическими.

Программа дополнительного образования детей по дошкольной риторике общения «Ты — словечко, я — словечко…» Программа дополнительного образования детей по дошкольной риторике общения на тему: «Ты – словечко, я – словечко.» Пояснительная запискак.

Автор публикации:
Занятие по риторике для детей старшей группы. Тема: «Ты-слушатель»
Опубликовано: 2 апреля 2015 в 11:46
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД