Елена Горбенко
Занятие по социально — коммуникативному развитию в старшей группе «Путешествие капельки».
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность по социально – коммуникативному развитию в старшей группе.
Автор: Горбенко Елена Викторовна, воспитатель МКДОУ «ЦРР Д/С №5 «ДЕЛЬФИН».
Тема занятия : Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)
Пояснительная записка. В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла.
Публикация «Занятие по социально — коммуникативному развитию в старшей группе „Путешествие капельки“,» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция: социально-коммуникативное развитие; художественно – эстетическое развитие
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Форма - проведения: занятие - путешествие.
Возраст детей: старшая группа (5-6 лет).
Цели и задачи:
1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);
2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;
3. Прививать бережное отношение к воде;
4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.
Обогащение словаря: путешествие, спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода.
Материал: персонаж «Капитошка», капли воды (большие и маленькие, три ёмкости для опыта, воронка, плакат с изображением факторов, подтверждающих необходимость воды на Земле; готовые шаблоны для аквариума, шаблоны рыбок
Предварительная работа: заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за цветами (полив); совместное изготовление коллажа «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»
Ход занятия
1. Организационный момент
- Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте вспомним наш девиз: «С голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки». (дети проговаривают с воспитателем). Хороший день тоже начинается с улыбки, улыбнитесь друг другу. Отгадайте загадки, которые я вам сейчас загадаю и скажите о чем мы будем сегодня говорить?
1) Бежит, бежит, не выбежит
Течет, течет, не вытечет (вода)
2) Чтобы лился дождик с неба
Чтоб росли колосья хлеба
Чтобы плыли корабли
Чтоб варились кисели
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без (воды) (дети дают ответы)
Правильно ребята, это вода. Вода играет важную роль в жизни человека, без еды человек сможет прожить 3-4 недели, а без воды всего 3-4 дня. Нашу землю называют «Голубой планетой» (показ глобуса, потому что на ней очень много воды: морей, океанов, озер, рек, а суша занимает всего 1/6 часть (показ схемы соотношения частей, показ картинок по теме с видами моря, пруда, реки).
Давайте назовем свойства воды (на столике приготовить сосуд с водой, лед, снег, термос с горячей водой. Показать и назвать с помощью детей состояния воды.
Вода какая (чистая, прозрачная, без вкуса и запаха).
2. Игровая ситуация
- Ребята, кто-то стучит, наверное кто-то пришел к нам в гости! Кто же это?
Это капелька, которую зовут Капитошка.
Капитошка: Здравствуйте, ребята, я Капитошка, пришла к вам в гости. Я услышал, что вы отгадываете загадки о воде, хочу послушать, что же еще интересного вы знаете о моих сестричках-капельках.
- Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.
3. Путешествие-поиск капелек по группе
(Дети идут по группе делают остановки)
1. В уголке природы: возле растений.
- Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку)
2. Около раковины (мойки) : помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку)
3. В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую капельку)
4. У стола, на котором стоит графин с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку)
5. В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают большую капельку)
- Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в групповой комнате, чтобы Капитошка знала сколько их.
(Все вместе пересчитывают капельки)
- Вот Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. Давайте покажем и расскажем где еще встречается вода и как она необходима (работа и рассказ по плакату «Где и кому нужна вода?») Вот видишь, Капитошка, как много дети знают о твоих сестричках. А сейчас давайте поиграем.
4. Физкультминутка. Игра «Тучки по небу ходили».
Тучки по небу ходили (дети ходят по кругу, в центре стоит тучка)
Красно солнышко ловили
А мы солнышко догоним (притопывают)
А мы солнышко поймаем.
Солнышко спрятали (дети садятся на корточки)
А сами заплакали
Кап-кап-кап (стучат пальчиками по полу)
Разбежались капельки, капельки-дождинки (дети разбежались по ковру)
По дорожкам бегают, по крышам, по травинкам,
А сейчас раз-два-три, тучку свою найди (дети быстро делают круг возле тучки).
5. Экспериментальная деятельность «Как воду сделать чистой»
-Капитошка, что это за пятно у тебя на платье, в чем ты испачкалась?
Капитошка: Я испачкалась, когда проплывала по речке мимо завода, наверное вода там очень грязная.
- Ребята, надо помочь Капитошке и очистить ее. Проходите на свои места.
(на столах стоят емкости с водой чистой и грязной, пустая емкость и фильтр: воронка из картона с ватой; провести сравнение чистой воды с грязной на прозрачность, цвет, запах. После фильтрации провести сравнение грязной воды и очищенной, показать что стало с бумагой, она стала грязной, показ картинок очистных сооружений, рассказ о их функционировании).
6. Физкультминутка.
«Рыбки весело плескались
В теплой, солнечной воде.
То сожмутся, разожмутся
То зароются в песке!» (движения выполняются соответственно тексту под музыкальное сопровождение).
7. Совместная деятельность
- Ребята, какую воду вы хотели бы выпить, почему нужно пить чистую воду? Вода из реки течет по большим трубам, проходит специальную очистку через специальные фильтры и попадает к нам в детский сад и в наши дома. Для того, чтобы мы могли пить и умываться чистой водой, ее нужно беречь - не тратить ее зря. Нужно всегда хорошо закрывать кран (демонстрация плаката по сбережению воды).
- Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки? В чистой.
- Ребята у меня есть маленький аквариум с чистой водой и вот такая красивая река. Давайте поселим в них рыбок, только вам нужно быть очень внимательными и правильно определить, где речные рыбы, а где аквариумные. (дети работают под музыку).Ребята, вы большие молодцы. Все правильно сделали и очень хорошо сегодня занимались.
8. Итог.
- Ребята, давайте ещё раз скажем Капитошке, где же у нас живут сестрички-капельки.
- Для чего нам нужна вода?
- Как нужно беречь воду?
- Я знаю, что некоторые ребята выучили стихотворения для нашей сегодняшней встречи. И сейчас они расскажут их нам и Капитошке.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.
Без неё нам не умыться,
Не покушать, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Вы её в пруду найдёте
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница - вода!
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
Капитошка: спасибо вам, ребята, за то что вы так хорошо знаете моих сестричек- капелек. Не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.
- Спасибо тебе Капитошка, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу на занятии. На память Капитошка вам дарит снежинки, потому что сейчас зима и капельки воды превращаются в снежинки, а мы ими украсим нашу группу. (под песенку «Улыбка»).
Итог: дошкольники стали осознанно, внимательнее и наблюдательнее относиться к природному богатству - воде, что отражается в их рисунках и рассказах. Считаю, что в процессе решения задач образовательной деятельности я смогла воспитать способность любить, ценить и рационально использовать природное богатство.
Используемая литература:
1. Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ» Издательство «Учитель» стр. 199
2. Денисенкова Н. «Ваш ребёнок познаёт мир» - №2, 2000 г.
3. Николаева С. «Формирование начал экологической культуры младшего дошкольного возраста» Дошкольное воспитание №8, 1999 г.