Наталья Федотова
«Социокультурные истоки». Занятие в подготовительной группе «Вербное воскресенье»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по «Социокультурным истокам»
Программное содержание:
1. Дать представление детям о православном празднике Вербное воскресение. Познакомить с традициями и обрядами, происходящими на Вербное воскресенье. Закрепить знания детей о быте русского народа.
Публикация «„Социокультурные истоки“, Занятие в подготовительной группе „Вербное воскресенье“» размещена в разделах
- Вербное воскресенье
- Вербное восресенье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
2. Воспитывать и развивать в детях чувство патриотизма и уважения к своей родине.
3. Прививать интерес к духовному наследию земли русской.
Ход занятия:
(беседа с детьми, сидящими в ресурсном круге)
Звучит русская народная мелодия выходит Варвара
Варвара: Здравствуйте, гости дорогие! Как живёте- поживаете? Всё ли у вас ладненько и складненько?
Ребята, посмотрите в окошко. Как ярко светит солнышко, согревая нас своими лучиками. Скажите, пожалуйста, для какого времени года характерно такое солнышко?
Д. : Для весны.
В. : Молодцы! Детки, а какие весенние праздники вы знаете?
Д. : 8 марта, день смеха, день космонавтики, день победы, пасха.
В. : Как много праздников, вы вспомнили! А как вы отмечаете праздники дома?
Д. :(ответы детей).
(Рассматривание картинки «Семейный праздник»)
В. : Давайте, рассмотрим с вами на иллюстрацию. Что на ней изображено?
Д. : Семейный праздник.
В. : Да, на картинке изображен семейный праздник. Как вы догадались, что это праздник?
Д. :(отвечают).
В. : Правильно, так как на картинке мы видим гостей в нарядных одеждах, красивый стол с угощениями и цветами, то можно смело утверждать, что это – праздник и собралась вся семья.
(Беседа с детьми)
В. : По старинным русским традициям, на праздники было принято одевать самые лучшие и желательно новые одежды. Считалось, что если праздник будешь встречать в обновке, значит, и последующий год будет складываться благополучно для всей семьи. Изготовляли одежды мастерицы- рукодельницы.
Просмотр презентации «Мастерицы-рукодельницы»
Вот и мы, не будем отходить от традиций и сегодня с вами вместе изготовим красивую рубаху.
Вот посмотрите какая рубаха у меня есть. А чего не хватает на этой рубахе (Узоров)
Давайте вместе с вами сами придумаем узоры. (Работа с набором «Дары Фрёбеля».)
Рассматривание полученных узоров.
В. : Ребятки, посмотрите на веточку, которую я держу в руках. Скажите, пожалуйста, эта веточка какого дерева?
Д. : Верба.
В. : Правильно, это веточка вербы. А вы знаете, что весной отмечают праздник, посвященный вербе, который называется Вербное воскресение. Ребята, а слышали ли вы о таком празднике?
Д. : (ответы).
(Рассказ воспитателя об истории праздника)
В. : К сожалению, сейчас не во всех семьях празднуют этот праздник, хотя он возник много лет назад. Вербное воскресение обычно справляют в последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день церковь отмечает большой христианский праздник – Вход Господень в Иерусалим. Иерусалим - это название город. Когда – то, в давние времена, при въезде в город народ приветствовал Иисуса Христа пальмовыми ветвями. В память об этом христианские храмы в этот день принято было украшать ветвями деревьев. На Руси место пальмовой ветви заняла верба, которая и дала название народному празднику.
(Беседа с детьми)
В. : А как вы думаете, почему люди выбрали вербу, в качестве символа праздника?
Д. : (дети высказывают свои предположения).
В. : С давних времен существует поверье, что когда верба расцветает, то передает здоровье, силу, красоту всем тем, кто ее коснется. Особенной силой обладают сережки.
В. : Детки, а вы хотели бы узнать, как Вербное воскресение справляли в давние времена?
Д. : (ответы детей).
К вербному воскресению мы готовимся задолго, всю неделю с порядок в избе наводили. В день праздника все шли в церковь, на праздничную службу. И приносили из церкви освящённые веточки вербы.
В этот праздник веточками вербы, принесенными из церкви, шутливо били друг друга, а в первую очередь детей, для того, чтобы они были здоровенькими, при этом приговаривая:
Верба, верба, верба хлест,
Верба хлест – бьет до слез,
Верба синя бьет насильно,
Верба красна бьет напрасно,
Верба бела бьет за дело,
Верба хлест – бьет до слез!
Не я бью - верба бьет! Верба хлест – бьет до слез! (во время проговаривания слов, слегка похлестывает каждого ребенка.).Этот обычай был не только у русских. Но и у чуваш. и у мордвы. а ещё этими веточками выгоняли и скотину со двора, считалось. Что вся хворь из скотины уходит.
В. : Да, что ж я вас все байками кормлю? Сейчас я вас чайком угощу.
Детки, посмотрите, какая красивая скатерть. Ею накрывали праздничный стол.
Вот и скатерть на столе. Ой, детушки – ребятушки, а сейчас я вам загадаю загадку, кто ее правильно отгадает, тот узнает, что я поставлю на стол.
(Отгадывание загадок)
Слушайте внимательно первая загадка: «У носатого у Фоки постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит и, как зеркало, блестит». (Самовар)
(Хозяйка ставит на стол самовар).
В. : Ай, да молодцы, я – то думала, что не угадаете. Ребятки, скажите, пожалуйста, для чего он нужен?
Д. : Чай пить
В. : Любим мы чаек пить с бараночками, с вареньицем да с сахаром. (Ставит на стол угощение.) Ребятки, а вы с чем любите чаек попить?
Д. : (Рассуждают).
В. : Итак, загадка вторая: «Всех кормлю с охотою, а сама безротая». Что это?
Д. : Ложка.
Х. : Правильно, это ложка. (Показывает.) Просто загляденье! А вам нравится?
Д. : Да.
Х: Ребята, а кто из вас знает, из чего раньше делали такие красивые ложки?
Д. : Из дерева.
В. : Как можно про них сказать, какие они?
Д. : Деревянные.
В: Эти ложки выдалбливали из дерева (показ баклуши
В. : Ребята, давайте, с вами сравним ложки современные и старинные. Чем они отличаются?
Д. : Ответы детей.
В. : Правильно, старинные ложки, в отличие от современных были деревянные с красивыми узорами, кроме, того ложками этими не только ели, но на них еще и играли. Ребятки, а чем они похожи?
Д. : Формой.
В. : Ребятушки, как много вы, знаете о ложках, о самоваре. Откуда вы все это знаете?
Вы сказали, что эти красивые расписные ложки могут быть музыкальными инструментами. Музыкантов, которые на них называют ложкарями. Хотите попробовать поиграть на ложках.
Д. : Ответы детей.
Игра «Музыканты - ложкари».
(Дети встают парами лицом друг к другу, ноги ставят на ширину плеч, руки согнуты в локтях.)
-Ладушки, ладушки, где были? (дети прямонаправленными движениями ударяют по ложкам друг друга.)
- У бабушки.
- Что ели? (ударяют по ложкам друг друга перекрестно, то левой, то правой рукой.)
-Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
- Ладушки, ладушки, (поворачиваются лицом к детям и ударяют ложки друг о друга.)
Испекли оладушки,
На окно поставили,
Остывать оставили. (Делают поклон) На Вербное воскресенье устраивались вербные базары или ярмарки. На ярмарке можно было купить разные игрушки и сладости, свистульки, книги. Там ещё и играли. Ну – ка, ребятки вставайте и место в круге занимайте!
(Русская народная игра «Займи место»)
Одной из самых любимых игр, была игра под названием «Займи место», в которую мы с вами поиграем. Нам для этой игры нужен водящий, с веточкой вербы в руке. Остальные образуют круг. Водящий ходит за кругом и говорит:
С вербой, с вербой
Иду за тобой.
Коснусь вербой,
Беги за мной. Хоп!
Сказав “хоп”, водящий ударяет веточкой по спине одного из игроков. Тот, кого ударили, устремляется по кругу навстречу водящему. Кто раньше обежит круг, занимает свободное место, а оставшийся становится водящим.
В. : Вы, ребята, молодцы! Повеселились от души, да как у вас все складно получается! Вот и стол накрыт, осталось только «барашки» на стол поставить.
А что такое «барашки»?
Это такие хлебцы, в которые запекают вербные шишечки, у кого окажется такая шишечка, тот будет счастливым. Такие «барашки» на Руси пекут только бабушки и раздают их деткам. Ешьте, угощайтесь – силы, здоровья набирайтесь. Да помните, что это необычное угощение, а с подарочком внутри.
(Хозяюшка угощает детей)
Д. : Мы касались веточки вербы.
В. : Тогда давайте попробуем. (Касаются вербы и проходят за свои столы, садятся). Ребятки, а что вы чувствуете, когда касаетесь вербочки?
Д. : (рассуждают).
В. : Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие?
Д. : Ответы детей.
В. : Теперь – то мы с вами знаем, как отмечали Вербное воскресение на Руси. Я приготовила вам подарочки. Это вербные веточки, приносящие удачу, здоровье и счастье. (Раздает веточки каждому ребенку).
В Вербный день, ходила я,
Веточки дарила,
Чтоб земля была тепла,
Чтоб жито уродило.
Я веточки ребятам дам:
Пускай несут по всем углам.
И сразу станут все добрей,
И сразу станет веселей!
Хоровод.