Любовь Михайловна Балабанова
Занятие по теме «Плетение поясов — шнуров.»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ :
ПЛЕТЕНИЕ ПОЯСОВ-ШНУРОВ
Подготовила и провела
руководитель кружка «Самоделкин»
Балабанова Л. М.
МДОУ ДСКВ №12 «Непоседы»
город Талдом Московской области
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ :
Познакомить детей с новым видом рукоделия плетением поясов – шнуров.
ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ :
1. Сформировать знания о поясе, выявить значение пояса в русском народном костюме.
2. Воспитывать интерес к народному творчеству.
Публикация «Занятие по теме „Плетение поясов — шнуров,“» размещена в разделах
3. Воспитывать терпение и аккуратность.
4. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. ВВЕДЕНИЕ.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ:
1. Шерстяные нити различной окраски, шнуры.
2. Ножницы.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
Фотографии плетёных поясов.
На протяжении веков большую часть населения России составляли крестьяне, которые сохранили именно национальную культуру, поэтому и русский народный костюм дошёл до нашего времени как костюм в первую очередь крестьянский, хотя было время, когда в нём ходили и купцы, и бояре, и другие сословия. Народный костюм создавался с учётом того, что он не должен сковывать движений человека. Он защищал в жару и холод, был удобен при любых погодных условиях. Верхнюю одежду не застёгивали на пуговицы, а подпоясывали кушаком. Это делалось специально, чтобы любой член семьи мог её надеть. Широкий запах одежды служил карманом. Полы женской одежды шились такой ширины, чтобы в них можно было завернуть ребёнка.
В старину на Руси ценились домовитые и умелые женщины. Основная роль женщины состояла в том, чтобы накормить свою семью и одеть её. «Непряхи и неткахи», то есть не умелые невесты, не пользовались спросом у славянских мужчин.
Хозяйка должна была умело вести свой дом. Особенно был трудоёмкий процесс по изготовлению одежды для всей семьи. Всё лето семья добывала волокно (выращивали лён, ухаживали за овцами и козами). Осенью с первым снегом женщины начинали обрабатывать волокно: мяли, чесали, трепали, а после начинали прясть с помощью прялки и веретена. В течение всей зимы ткали ткань на станке. А к весне отбеливали и красили ткани. Начинались оттепели – опять забота, начиналась пора шить обновы для всей семьи. Конечно, одна хозяйка со всем этим объёмом работ не справилась бы, в семье трудились и стар, и мал, а особенными помощницами были дочери. С пяти лет девочка выполняла посильные работы, связанные с изготовлением одежды, а к 15 годам должна была иметь сундук с приданым и навыки по ведению хозяйства.
Одежда была многослойная и красочная у славян. Важную роль в комплекте одежды играл пояс. Его носили мужчины и женщины. Земледельцы мужчины и женщины носили тканые пояса со знаками плодородия, которые должны были придать силы в работе, здоровье, магическую силу роста урожаю. Воины носили кожаные пояса, украшены они были металлическими накладками – оберегами, Металл и кожа, считалось, придавали воину неуязвимость от врага и силу против зла потустороннего мира.
Пояс давался ребёнку на Руси в момент рождения. Пояс носили поверх одежды для бытовой цели – подвязывали одежду, мелкие предметы (гребень, нож, кошелёк, подвески – талисманы) –всё крепилось к поясу за неимением карманов. Известны разные пояса : вязаные, плетёные и тканые, украшенные на концах кистями, бахромой, лентами и бисером.
В старину пояс можно было изготовить из ниток разными способами:
1. Простым плетением на пальцах.
2. Тканьё на дощечках.
3. Тканьё на берде.
Ребята! Сегодня на занятии я познакомлю вас с плетением круглого шнура на основе четырёх нитей.
Мы будем плести пояс для куклы, которая одета в народный костюм.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
ПЛЕТЕНИЕ 2-х ЦВЕТНОГО ПОЯСА-ШНУРА ИЗ 4-х НИТЕЙ.
Берём 2 нити светлого цвета и 2 нити тёмного цвета длиной по 1 метру.
Складываем нити вместе и завязываем узел.
Смотрите внимательно, как я буду переплетать ниточки.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Ножки - топ, топ, топ. Топаем ногами.
Ручки - хлоп, хлоп, хлоп. Хлопаем руками.
Зайка – прыг, прыг, прыг. Изображаем прыгающего зайца.
Ёжик – шмыг, шмыг, шмыг. Потираем нос.
Ручки – выше, выше, выше. Поднимаем руки вверх и тянемся.
Ротик – тише, тише, тише. Приставляем указательный палец ко рту и говорим шёпотом.
Мимо мышка пробежала - Садимся на корточки,
Никого не увидала. Закрываем лицо руками.
А теперь попробуйте сами. Я вам подготовила по 4 нити:
по 2 нити двух цветов.
В ходе выполнения задания воспитатель контролирует процесс, помогает детям.
Вот и закончилось наше занятие.
Посмотрите, какие красивые пояса у нас получились – яркие, красочные, разноцветные! Наша кукла будет очень рада.