Конспект занятия по внеурочной деятельности курса «Юным умникам и умницам» в 3 классе

Татьяна Трунькина
Конспект занятия по внеурочной деятельности курса «Юным умникам и умницам» в 3 классе

Технологическая карта внеурочного занятия

Тема: «В добрый путь!»

Курс: развитие познавательных способностей «Юным умникам и умницам»

Класс: 3

Направление внеурочной деятельности: интеллектуальное.

Форма работы: Индивидуально-групповая

Цель занятия: Совершенствование мыслительных операций (различные виды памяти и мышления, внимание, восприятие).

Личностные УУД:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве в парах и группе, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.

Рягулятивные:

- Умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока;

- Планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные УУД:

- Давать определение понятиям, структурировать знания: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в тетради.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ информации.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

Планируемые результаты:

• Предметные: добывать новые знания; находить необходимую информацию в тетради, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация, план); перерабатывать полученную информацию, осмысливать практическую значимость, полезность приобретае-мых знаний; наблюдать и делать самостоятельные выводы.

• Личностные: самооценка работы своей и работы группы.

Методы обучения: частично-поисковый, личностно- ориентированный, метод развивающего обучения.

Оборудование, материалы: компас, глобус, карта полушарий, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, песня «О путешествии», карточки с условными топографическими знаками, топографические тексты, разрезные карточки с пословицей, «Лесенка успеха», тетрадь №1 для учащихся 3 класса курса РПС «Юным умникам и умницам» автор О. А. Холодова.

Ход занятия:

Этап занятия

Время Содержание занятия Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя Деятельность

ученика

Орг. момент

Цель: Создание благоприятного климата в коллективе, среди сверстников и учителя, определенного положительного, эмоционального фона и развитие интереса к занятию. 1 Перед началом занятия в классе звучит веселая, бодрая песенка.

-Я очень рада видеть вас сегодня. Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку нашим гостям!

С таким замечательным настроением мы начинаем наше заня-тие! Я верю, что у вас всё сегодня получится. А наше занятие будет интересным! Начинаем! Прослушивает песенку «О путешествиях».

Приветствует учителя.

Настраивается к занятию. Регулятивные УУД

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально положитель-ный настрой на урок, созда-ние ситуации успеха, доверия.

Актуализация знаний.

Определение и осознание учащимися целей и задач урока

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности. 4 - Ребята, скажите, о чём эта песенка?

- Вы любите путешествовать? Кто из вас путешествовал? Куда и с кем вы путешествовали?

- Путешествовать можно в одиночку, как современный российский путешественник, священник Фёдор Филиппович Конюхов (мы о нём смотрели ролик на предыдущем занятии, а можно командой. Можно выбрать короткий маршрут, а можно отважиться на длительное кругосветное путешествие.

- Может ли человек сразу без подготовки отправиться в путь?

- Какими чертами характера должен обладать путешественник?

- Скоро лето. Ребята, хотели бы вы отправиться летом в новое путешествие? Я уверена, ваше желание исполнится, но для этого нужна подготовка.

- Предположите, какие важные предметы сопровождают любого путешественника? Я загадаю вам загадки, а вы их отгадайте. Посмотрим, ваши предположения окажутся верными или нет.

1. Мне везде найти дорогу

Помогает верный друг.

Точно он всегда покажет:

Это — север, это — юг.

2. Государства и моря —

Все на стенке у меня.

- Всё необходимое для путешествия у нас имеется.

- Как вы думаете, чем может помочь в подготовке к путешествию наше занятие «Юным умникам и умницам»?

- Раз мы сегодня начинаем подготовку к путешествию,

попробуйте сформулировать тему и цель занятия.

- Откройте тетради на странице 54.

- Рассмотрите задания сегодняшнего занятия 18.

- Какие задачи вы поставите себе на сегодняшнем уроке? Как спланируем работу на уроке? - О путешествиях

Ответы детей на вопросы учителя

- Нет, путешественник должен хорошо подготовиться.

-Он должен быть храбрым, умным, отважным, надёжным, рассудительным, наблюдательным…

-Он должен много знать, быть начитан-

ным, уметь многое делать из подручных предметов.

Ответы учеников.

- компас

- карта

- На занятиях мы развивает внимание, мышление, память…

Тема занятия: «В добрый путь!»

Цель: -совершенство-вание мыслительных операций.

- Развивать память, мы- шление, внимание,

умение решать логические и нестандартные задачи

Познавательные УУД. Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Регулятивные:

Постановка учащимися учебные цели и задачи урока;

планирование работы, прогнозирование.

Разминка «Мир живой природы», с. 54

Цель: включение детей в работу, подготовка их к активной учебно-познавательной деятельности на протяжении всего занятия; развитие сообразительности, быстроты реакции. 5 - С чего мы начинаем работать на каждом занятии?

- Во время разминки вы должны дать как можно быстрее правильные ответы на вопросы, которые рассчитаны на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти. Будьте внимательны, некоторые из них с подвохом!

- Если вы знаете ответ на вопрос, поставьте рядом «+»,

- затрудняетесь ответить – «?», думал иначе- «-».

- Читаем вопросы и отвечаем на них (с. 54).

1. Какая птица выводит птенцов в любые морозы? (Клёст)

2. У каких растений нет корней, стеблей, листьев, цветов? (Гриб)

3. Из ядовитых ягод какого лесного растения готовят лекарство, употребляемое при заболеваниях сердца? (Ландыш)

Подсказка:

Появились бубенчики —

Белые горошки.

Распустились колокольчики

На зелёной ножке.

4. Самая маленькая птичка в мире?

(Калибри, обитающая на Кубе. Её длина составляет 57 мм)

(Учитель показывает Кубу на глобусе.)

5. Что общего у всадника и петуха? (Шпоры)

6. Какое топливо добывают на болоте? (Торф)

7. Какое озеро самое глубокое в мире? (Байкал)

8. Какие вы знаете цветные моря? (Чёрное, Белое, Красное Жёлтое).

9. Во время дождя под каким кустом сидел заяц? (Под мокрым)

10. Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? (Грязный)

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

- Сейчас поделится интересной информацией Шалаева Маргарита.

- Ну как, у кого вопрос №7 оказался верным?

- У кого все ответы правильные? У кого правильных ответов гораздо больше, чем неправильных?

- С разминки

Отвечают на вопросы.

- Ландыш

Ученики показывают на карте известные моря, учитель помогает и корректирует.

мини- сообщение подготовленного ученика о Байкале

(приложение 1) Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Тренировка слуховой и зрительной памяти

Цель: Развитие слуховой и зрительной памяти, произвольного внимания,

развитие умений и навыков индивидуальной работы.

Коррегирующая гимнастика для глаз

Цель: - профилактика нарушений зрения, раз-витие двигательной активности ребенка. 8

2 - В очень давние времена путешественники не сбивались с курса. Почему? Что помогало им ориентироваться?

- Что такое компас?

- Какие правила надо соблюдать при работе с компасом?

- Сегодня все задания, которые мы будем выполнять, спрятаны в классе. Чтобы их выполнить, надо найти эти задания.

ЗАДАНИЕ №1 (находится в северной стороне горизонта)

- Путешественник должен научиться разгадывать и расшифро-вывать разные слова. Сейчас мы этим займёмся.

Рабочая тетрадь с. 54 «Зашифрованные имена»

- Внимательно прослушайте ряды слов. Запомните в порядке следования первые буквы каждого слова. Сложив их, вы получите имена девочек и мальчиков. Имена надо записать в тетрадь.

1). ВОЛГА, ОБЬ, ВЯЗЬМА, АЛАТЫРЬ (Вова)

- Как назвать одним словом эту группу слов? (Реки)

- Какая из этих рек протекает у нас в Мордовии?

(Река Алатырь протекает в Ичалковском и Ардатовском районе)

2). КОВЫЛКИНО, АСТРАХАНЬ, ТОЛЬЯТТИ, ЯРОСЛАВЛЬ (Катя)

- Как назвать одним словом эту группу слов? (Города)

-Какой город из Мордовии? (Ковылкино)

3). ОХОТСКОЕ, ЛАПТЕВЫХ, ЯПОНСКОЕ (Оля)

- Как назвать одним словом эту группу слов? (Моря)

ЗАДАНИЕ №2 (находится в западной стороне горизонта.)

Игра «Тренируем зрительную память».

У вас на столах лист с изображением 4-х рамочек. Положите лист перед собой.

- Сделайте предположение, какое будет задание?

В течение 5 секунд учитель показывает карточку с изображением предмета.

Установка: запомните как можно точнее увиденное изоб-ражение и зарисуйте в первой рамке.

Аналогично проводится работа с другими карточками.

Проверка: учитель еще раз демонстрирует карточки.

- Обобщите и назовите двумя словами то, что вы сейчас изображали в рамках.

- Зачем нужно знать их путешественнику?

1. Моргание (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.

2. Зажмурить сильно глаза - расслабить (3 раза)

3. Закроем веки, слегка помассируем их пальчиками.

4. «Письмо носом»

- Компас, звёзды, природные признаки.

- Прибор для опреде-ления сторон горизон-та.

1. Снять компас с предохранителя.

2. Установить компас на ровную поверхность и соотнести синюю стрелку с буквой «С» на циферблате. Это север.

Сзади будет юг, слева - запад, справа - восток.

3. После работы поставить компас на предохранитель.

Ученик с помощью компаса определяет северную сторону и находит спрятанное задание.

Тренируют слуховую память.

Ученик с помощью компаса определяет западную сторону и находит спрятанное задание.

Ученик на доске заполняет рамку.

- Условные обозначения

-Знание условных обозначений пригодят-ся, чтобы читать план местности и ориентироваться.

Познавательные:

составление, понимание и объяснение простейшего алгоритма при работе с конкретным заданием;

Коммуникативные: активное участие в обсуждениях, возникающих на уроке;

ясное формулирование ответов на вопросы других учеников и педагога;

Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом; участие в обсуждении и формулирова-нии алгоритма выполнения конкретного задания;

Личностные УУД:

толерантность к чужим ошибкам и другому мнению;

отсутствие боязни собствен-ных ошибок и понимание, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.

Регулятивные: действия под руководством учителя

Личностные: овладение приемами здоровьесбереже-ния

Логически- поисковые задания

Цель: Обучать детей умению наблюдать, сравнивать, обоб-щать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию; развивать речь. 15 ЗАДАНИЕ №3 (находится в южной стороне горизонта.)

- Это задание состоит из 2-х частей.

1. Собери пословицу. Работа в парах.

- Как вы её понимаете?

(Чем больше ручьёв сливаются в одну реку, тем она многовод-нее, глубже. Люди тоже объединяются, чтобы стать сильнее и крепче при решении любой проблемы или вопроса.)

2. Топографическая задача.

- Выполнять это задание будем, работая в группах. Вспомним правила работы в группе.

В группе должен быть ответственный

Работать должен каждый на общий результат

Один говорит, другие слушают

Не согласен- объясни почему

Своё несогласие высказывай вежливо

Говори только по делу

Сделал сам- помоги другому

- Прошу занять свои места.

- Умение пользоваться планом местности пригодится любому путешественнику или туристу. В плане много различных условных обозначений. Путешественник должен уметь читать тексты, используя условные обозначения.

- У каждой группы на столах есть текст и карточка- помощник с условными обозначениями. Вы должны прочитать предло-женный вам текст.

- Оцените работу в своей группе.

Ученик с помощью компаса определяет южную сторону и находит спрятанное задание.

-Ручьи сольются- реки,

Люди соединятся- сила.

«Ответственные» оценивают работу своей группы Коммуникативные:

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом; участие в обсуждении и формулирова-нии алгоритма выполнения конкретного задания;

оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотруд-ничестве в парах и группе, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.

Нестандартные задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Цель: Обучать детей умению наблюдать, обобщать, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию; развивать речь. 5 ЗАДАНИЕ №4 (находится в северо-восточной стороне горизонта).

1. Решение нестандартной задачи.

(Рабочая тетрадь с. 56, упражнение №9)

1). 12- 7 = 5 (л)- отлили всего молока в бидон и кувшин.

2). 7 – 4 = 3 (л)- входит в кувшин.

3). 5- 3 = 2 (л)- отлили молока в кувшин.

Ответ: 2 литра молока отлили в кувшин.

- Оцени свою работу. Ученик с помощью компаса определяет северо- восточную сторону и находит спрятанное задание.

Решает нестандартную задачу у доски.

Проверяет свой ответ.

Оценивает собствен-ную деятельность. Познавательные:

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя РТ, свой жизнен-ный опыт и информацию, полученную от учителя.

- построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

- Перерабатывать получен-ную информацию: делать вы-воды в результате совмест-ной работы всего класса.

Итог занятия. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 5 1. Вот и подошла к завершению наша подготовка к путешест-вию.

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Удалось ли решить поставленные задачи?

- Что на занятии у вас хорошо получилось?

- Над чем еще надо поработать?

2. Дополните фразы:

- Я узнал, что…

- В ходе работы научился…

- Активно работал в….…

- Мне было интересно…

- Мне было трудно ….

3. Оцените свою работу на занятии с помощью «Лесенки успеха»:

- Если вы справились с заданием, у вас всё получилось, то поместите человечка (себя) на ступеньку зеленого цвета.

- Если у вас возникли затруднения, вы выполнили только часть задания – поместите человечка (себя) на ступеньку желтого цвета.

- Если у вас получилось не так как хотелось – поместите человечка (себя) на ступеньку красного цвета.

- Вы сегодня молодцы! Справились со всеми заданиями, значит, к путешествию подготовились хорошо.

- Закончить наше занятие я хочу стихотворением:

Кто ничего не замечает

Тот ничего не изучает

Кто ничего не изучает

Тот вечно хнычет и скучает.

- Вы хныкали?

- Скучали?

- Значит…что-то изучали!

- Совершенствовать мыслительные опера-ции.

Дополняет фразы.

Дети оценивают свою работу на уроке

Познавательные:

- умение осознанно и произ-вольно строить речевое выс-казывание;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества со сверстниками,

- умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

- оценивание своей работы на занятии,

- сравнение полученных результатов с ожидаемыми.

Приложение 1

Байкал – одно из старинных озер в мире, которое возникло 20 миллионов лет назад. Это самое чистое озеро планеты Земля, поэтому воду из него можно пить без всякой опаски. Она насыщена кислородом, в ней практически отсутствуют микроорганизмы.

Байкал- самый большой водоем в мире с пресной водой, что равняется пятой части запасов питьевой воды в мире. Местные жители используют воду, как источник питья, для приготовления пищи. Питание Байкала водой обеспечивается реками, количество которых составляет 300. Их воды превращают озеро в самое глубокое озеро на Земле (1642 м). Озеро продолжает расти, что связано с движением плит, землетрясениями.

Приложение 2

Видеосюжет о Ф. Конюхове (на предыдущем занятии)

https://www.1tv.ru/n/358381

Публикации по теме:

Конспект занятия по внеурочной деятельности в форме игры-викторины «В гостях у сказки» Игра-викторина «В гостях у сказки» Цели: организовать досуг детей, способствовать укреплению детского коллектива. Задачи: - закрепить.

Конспект занятия по внеурочной деятельности в 4 классе. Мастерская речевого творчества «Давайте жить по совести»Конспект занятия по внеурочной деятельности в 4 классе. Мастерская речевого творчества «Давайте жить по совести» Конспект занятия по внеурочной деятельности «Мастерская речевого творчества» Тема: «Давайте жить по совести» Дети рассажены в две группы.

Конспект родительского собрания «Диалог» на основе надпредметного курса «Мир деятельности» в 3 классе Тема: Родительское собрание на тему «Диалог» на основе надпредметного курса «Мир деятельности». Основные цели: познакомить.

Конспект занятия внеурочной деятельности «Полезные и вредные привычки» во 2 классе Занятие внеурочной деятельности во 2 классе по программе «Уроки здоровья» на тему: «Полезные и вредные привычки» Цель: Продолжить формирование.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Конспект занятия по внеурочной деятельности курса «Юным умникам и умницам» в 3 классе
Опубликовано: 18 октября 2019 в 00:37
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Моя Лента на МAAM. Добавляйте авторов!
На МААМ добавлена Лента Пользователя, показывающая только публикации авторов, добавленных пользователем.
23 ноября. День рождения Николая Носова

Лёгкий, непринуждённый слог, тонкий юмор и гениальная смысловая нагрузка – всеми этими качествами отличается любое произведение Николая Носова. 23 ноября исполняется 111 лет со дня рождения одного из...

23 ноября. Международный день акварели

Появлению такого праздника в календаре мы обязаны мексиканскому ходожнику Альфредо Гуати. Будучи превосходным акварелистом он стремился возродить интерес к этой технике. Гаути основал Общество...

Познавательный проект «Пусть дети не знают войны…»
Автор проекта: Татаринова Любовь Анатольевна. Вид проекта: познавательный. Продолжительность проекта: краткосрочный. Сроки реализации проекта: 26 апреля –...
Папка-передвижка «Зима» для первой младшей группы
Белым снегом все покрыло: И деревья и дома. Свищет ветер легкокрылый: «Здравствуй, зимушка-зима! » Г. Ладонщиков Сейчас становится...
Мастер-класс к Дню матери в средней группе «Гиацинт»
Взаимодействие с семьёй- важная сторона деятельности дошкольного учреждения. Она направлена на установление единства в воспитании детей, изучение и...