Елена Цветкова
Занятие по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: На основе знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к хлебу и труду людей его выращивающих, а также процесс изготовления хлеба. Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе.
Задачи:
1. Дать представление о том, что, хлеб – основной продукт питания человека.
2. Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину, разъяснить что хлеб – это итог большой работы многих людей
Публикация «Занятие по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
3. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
4. Учить детей сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщение.
5. Развивать сенсорные и вкусовые качества.
6. Обогощять словарный запас, развивать связную речь.
Материа лы:
1. Картинки по тебе: «Хлеб».
2. Хлеб и хлебобулочные изделия.
3. Мельница.
4. Колосья.
5. Мяч.
Предварительная работая: Отгадывание загадок о хлебе; заучивание стихов и песен о хлебе; объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе; чтение рассказов «Хлеб» М. Глинской, «Лисичкин хлеб» М. Пришвин; сказок «Колобок», «Колосок», «Мужик и медведь»; рассматривание иллюстраций о хлебе.
Ход:
1. Вос-ль: Ребята, я сегодня приглашаю вас совершить экскурсию в музей-хлеба. Его экспонаты помогут вам вспомнить об этом продукте питания. Хлеб всегда на Руси пользовался почётом и уважением. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходиться ни один завтрак, ни один обед, и даже праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до старости. Трудно себе представить нашу жизнь без хлеба, без блинов, вкусных булочек, пирожков, тортом, сушек, сухариков. Хлеб ежедневно присутствует на нашем столе. Хлеб – основной продукт питания человека. Он очень полезен для здоровья, так как богат всевозможными витаминами. А сейчас отгадайте загадку:
«Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый
Он и черный он и белый.
А бывает подгорелый
Без него плохой обед
Вкусней его на свете нет» (хлеб)
Вос-ль: Вы правильно отгадали загадку. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? (мягкий, пышный, душистый, черный, белый, подгорелый)
2. Вос-ль: В нашем музее живет пшеничное зернышко, послушайте его, оно вам сейчас расскажет о себе:
- Я –зернышко пшеничное
Из колоска, созревшего
На землю упаду, весною прорасту
Пусть дождик поливает
Пусть солнце согревает
Росточками зелеными я к небу потянусь,
И в поле золотистом
Вос-ль: Что же вы ребята узнали из этого стихотворения?
Дети: О зернышке, о колоске, о дождике, о солнышке ит. д
3. Вос-ль: Подходите к столу, я предлагаю вам внимательно рассмотреть экспонаты музея. Посмотрите здесь лежит все то, что относиться к хлебу и хлебобулочным изделиям. Что же вы видите? (ответы детей)
- Посмотрите, а вот это:
Колосок как будто дом
Много комнат в доме том
В каждой комнате зерно
Спелой зрелостью полно.
- Здесь и мука, и различные хлебобулочные изделия. Есть в нашем музее и мельница. А кто знает для чего она служила людям? (чтобы молоть зерно)
4. Вос-ль: На прошлой экскурсии вы уже многое узнали: как люди раньше выращивали хлеб, какими традициям и приметам они придерживались; рассказывала я вам как и в наше время люди выращивают хлеб и какой долгий путь он проходит чтобы попасть к нам на стол. Мы с вами знаем, хлеб очень вкусный и полезный продукт.
5. Я предлагаю вам сейчас еще раз вспомнить о хлебе и поиграть в игру «Все о хлебе»
( игра с мячом: вос-ль кидает мяч, ребенок ловит его, отвечает на вопрос и кидает мяч обратно вос-лю)
1. Назови хлеб ласково? (хлебушек)
2. Крошки хлеба какие : (хлебные)
3. Как называется квас из хлеба? (хлебный)
4. Прибор для резки хлеба? (хлеборезка)
5. Из чего пекут хлеб? (из муки)
6. Ёмкость для хранения хлеба? (хлебница)
7. Кто выращивает хлеб? (хлебороб)
8. Кто печёт хлеб? (хлебопек или пекарь)
9. Как называется колос пшеницы? (пшеничный)
10. Назовите завод где выпекают хлеб? (Хлебзавод)
11. Как называются изделия из хлеба? (Хлебобулочные изделия)
6. Вос-ль: Ребята проходите присаживайтесь на свои места (дети садятся парами) Помните, я вам рассказывала, что из ржи делают ржаную муку, и пекут ржаной (серый) хлеб, а из пшеницы делают пшеничную муку и выпекают пшеничный (белый) хлеб. А вы желаете проверить насколько хорошо вы знаете вкус пшеничного и ржаного хлеба?
Проводится дид. игра «Вкус хлеба»
Сейчас я буду класть кусочек хлеба вам в рот, а вы будет угадывать какой хлеб я вам положила серый или белый. (молодцы ребята вы прекрасно знаете и можете различить хлеб на вкус)
7. Вос-ль: Многие писатели и поэты прославляли хлеб в своих произведениях.
Вот, например, Мария Глинская в своем стихотворении говорит о хлебе так :
-Каждому знакомы,
Мудрые слова
«Хлеб – хозяин дома,
Всему он голова»
Он дороже злата
Серебра ценней
Крепкого булата
Хлебушек сильней
- А в старину на Руси рожь называли – житом. Вслушайтесь в звучание этого слова – «жито». Слово жито похоже на слово жить.
Хлеб – главный продукт питания. Он ежедневно должен быть в рационе каждого человека, ведь «Без хлеба – нет обеда».
8. Физкультминутка: «Колосок растет» (проводится под спокойную мелодию)
Вос-ль: Представьте, что сейчас вы «зернышки».
- Посадили мы зерно
Что же выйдет из него
Дождик землю поливает
Солнце нежно пригревает
Подрастает зернышко
Потянулось к солнышку
С ветерком оно играет
Ветерок его качает
К земле низко прижимает
Вот так весело играет!
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок
Пришло время убирать урожай. Собрали колосья в снопы, намололи из них муки и испекли большой каравай (имитация движений по тексу)
9. Вос-ль: Так же в народе сложено много пословиц и поговорок о хлебе. А вы ребята знаете пословицы и поговорки о хлебе?
Дети:
«Где хлебно и тепло, там и жить добро»
«Будет хлеб – будет и песня»
«Хлеб – наше богатство»
«У кого хлеб родиться, тот и веселиться»
«Без соли не вкусно, без хлеба не сытно»
«Каша мать наша, а хлеб отец родной»
(дети сели на стулья)
10. Пальчиковая гимнастика:
Вос-ль: Не гром грохочет ни пальба,
Гремит – грохочет молотьба:
Чу-чу-чу - я зерно молочу (удары кулаками друг о друга)
Чу-чу-чу – жернова я кручу (круговые движения сложенных ладоней)
Чу-чу-чу – я муку получу (пальцы сжимаются и разжимаются)
Чи-чи-чи – испечем мы калачи (имитация стряпаем калач)
Чи-чи-чи – получились калача (хлопаем в ладоши)
11. Вос-ль: И в заключении нашей экскурсии, мне хотелось бы вам сказать, что к сожалению, иногда можно увидеть, как люди вместе с мусором выкидывают хлеб, а дети играют кусочками хлеба за столом, сорят им.
Люди, которые знают как трудно растить хлеб, и какой долгий путь проходит он чтобы попасть к нам на стол, понимают его истинную цену и поэтому берегут его.
-взял кусок хлеба – съешь его, не хочешь – не бери
-Хлеба к обеду в меру бери, он драгоценность им не сори.
- Я знаю, что хлеб наше богатство, поэтому я берегу его, я и вам того же желаю, чтобы вы тоже бережно относились к хлебу.
И сегодня немножко изменились правила посещения и проведения экскурсии, мы угощаем наших посетителей экспонатами музея.